Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Исаак

Верой в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

Евр. 11:20

Для многих читателей Библии образ Исаака остается не вполне раскрытым и не до конца понятым, а потому и малоинтересным. В книге Бытия, где дана его биография, не описано ни его великих дел во имя Бога, ни его геройских подвигов. Отмечено ясно для всех только одно: то, что вместе с Авраамом и Иаковом он в числе трех великих патриархов является родоначальником еврейского народа, получившим от Бога самые великие обетования и благословения. Отмечено его большое богатство, его облагодетельствованная, счастливая жизнь в Ханаане, не омраченная никакими потрясениями или заметными переживаниями и борьбой.

Между тем, Новый Завет заносит его в число героев веры, а Сам Иисус ставит его в один ряд с такими гигантами, как Авраам и Иаков (Мф. 8:11), которые будут возлежать в Его Царстве. И то, что говорит о нем Новый Завет, важнее того, что сказано о нем в Ветхом Завете.

Апостол Павел в своем Послании, отмечая большие дела Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Давида и других, ничего значительного, на наш взгляд, не отмечает у Исаака, кроме одного: то, что он верой в будущее благословил обоих своих сыновей — Иакова и Исава. Это приводит некоторых в недоумение: за что же Исаак удостоился звания великого патриарха и героя веры?

Но вот как характеризует его Иосиф Холл, Норвичский епископ (1574-1656): «Из всех патриархов, пожалуй, самую тихую и спокойную жизнь провел Исаак. Кто из древних был лучшим сыном и мужем? Он отдал себя под отцовский нож (Быт. 22), он оплакивал смерть своей матери три года. Он не входил к наложницам, когда Господь на двадцать лет заключил чрево его жены Ревекки. Все эти годы Исаак возносил молитвы Господу, и Господь услышал их, и Ревекка зачала (Быт. 25:20-21,26)...» (Ж. «В начале», 9-97).

Иосиф Холл характеризует Исаака как доброго человека с открытым сердцем, которого легко обмануть. Будучи бесхитростным, добрый человек думает, что и все его окружение такое же. Он верит людям, доверяет своим ближним. Святая простота патриарха не позволят ему даже помыслить, что можно пойти на подлог ради достижения своих целей. Разве это не прекрасный портрет верующего человека, каким представляет Исаака Библия? Рассматривая его дальше, мы подробнее изучим мотивы его поступков.

Библия — премудрая книга. В ней как свидетельства, так и умолчания имеют свой определенный смысл. Есть свой смысл и великий прообраз в том, как и что она раскрывает нам в образе Исаака. Читая историю веры Авраама, мы уже обратили внимание на то, как там представлен отрок Исаак, покорно легший на жертвенник на горе Мориа. И никто, пожалуй, не усомнился в том, что в жертвоприношении Исаака Авраамом Бог представил нам Голгофский подвиг Своего Сына, Его смерть и воскресение. А потому и вся последующая мирная и спокойная жизнь Исаака в Ханаане — прообраз Тысячелетнего Царства Иисуса Христа. Отсюда становится понятным, что, без сомнения, величайшим достоинством Исаака-Христа является его благословение обоих сыновей: в лице Иакова благословлен народ Божий, в лице Исава — этот мир.

Эту тему я продолжу дальше. А здесь, в самом начале главы, приведу цитату из книги Джозефа Х. Хантинга «Портреты патриархов», выдержки из которой публиковались в журнале «Виноградник» за 1995 год. Вот какую оценку он дает Исааку:

«Если сравнить с Авраамом и Иаковом, жизнь Исаака прошла посредственно. Его отец Авраам возвышался над своими современниками и как основатель еврейской расы стоял во главе одного из наиболее выдающихся мест человеческой истории. И сын Исаака Иаков был назван вечным Израилем, князем Бога и как отец двенадцати патриархов занимал очень важное место в Божьей программе.

И, несмотря на это, место Исаака в библейских записях уникально. Что отличает Исаака от всех патриархов, так это его рождение. Сарра не только была бесплодной, неспособной к зачатию, но она давно прошла тот возраст, когда это было возможно. Учитывая эти два факта, рождение Исаака было биологическим чудом. Он на самом деле был дитя обетования».

Таково авторитетное мнение еврейских теологов, и для нас оно будет исходным.



Итак, перед нами Исаак, единородный сын Авраама от Сарры. В Священном Писании нет другой такой личности, на которой Бог явил бы столько Своих чудесных дел, как Исаак:

* чудесным было его зачатие и рождение от престарелых родителей по обетованию Божию;

* чудесным образом он был избавлен Самим Богом в момент жертвоприношения на горе Мориа;

* чудесным был и его брак с Ревеккой.

Все эти три фактора из его жизни были сильнейшими прообразами Христа, но не только они, о чем будет сказано дальше.

Наше первое знакомство с Исааком происходит с повествования о его необыкновенном рождении от родителей, в течение двадцати пяти лет с надеждой и нетерпением ожидавших исполнения обетования Божия (Быт. 15:3-6; 18:10). Исаак родился тогда, когда отцу было сто лет, а матери — девяносто. Сарра, сильная духом и верой женщина, «будучи неплодна, получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила» (Евр. 11:11). Его зачатие она восприняла верой, как дар от Бога, как великое благословение и вмешательство силы свыше в ее естественное бесплодие.

Когда мы читаем в книге Бытия слова Бога: «Возьми сына твоего, единственного твоего...» (22:2), это утверждение на первый взгляд нам кажется противоречивым: ведь у Авраама был другой перворожденный сын — Измаил, который был на четырнадцать лет старше Исаака. Но Бог не признал Измаила как то обещанное семя, на которое Он передаст Свое Божественное благословение. Исаак в этом смысле действительно был единственным. И потому Бог накануне специально явился этой недоверчивой паре (Аврааму и Сарре), чтобы заверить их в том, что именно от них родится продолжатель еврейской расы, их собственный сын (Быт. 18:9-14).

Еврейская традиция отмечает (и так оно и есть): «В рождении человека участвуют трое: муж, жена и Бог, Который благословляет брак и дает душу ребенку. Бездетность — одно из самых тяжких испытаний, посылаемых Богом; а рождение ребенка, как мы видим на примере праотца нашего Авраама, — одно из наибольших благословений и исполнение великой заповеди (Быт. 1:28)...» (Г. Розенштейн и М. Шнейдер, «Я верю», изд. «Шамир», 1982).

Как велика была вера Сарры и как безгранично было ее доверие Богу, что Он дал ей силы в ее преклонном возрасте зачать, родить и вскормить сына, того, кто стал продолжателем дела веры Авраама! Сарра — женщина необыкновенной веры, твердости духа, скромности и большого мужества. К моменту появления ребенка она была уже достаточно умудрена опытом. Исаак был сыном ее старости и весь свой духовный капитал она постаралась передать ему. Сарра вложила в душу Исаака всю глубину своей материнской любви и нежности и дух благоговейного поклонения Богу. Почитая своего мужа как пророка, она передала этот же дух почтительности и сыну. И рожденный, взлелеянный ею Исаак не мог не унаследовать ее черты и не мог не воспринять ее воспитания. С молоком матери он впитал в себя ее благочестие и богобоязненность. Влияние Сарры не только на Исаака, но на все последующее потомство через Исаака сказывается до сих пор. Такова могучая сила влияния Сарры как праматери еврейского народа.

Библия показывает Исаака мужем молитвы (Быт. 24:63, где слово «поразмыслить» в подлиннике означает: «помолиться», Быт. 25:21). Исаак не только сохранил веру и обетования, данные Богом Аврааму, но и приумножил их. Вера его — это вера, сохраняющая благословения Божии и передающая их потомству, вера плодоносящая. Одно это уже есть геройство его веры.

Итак, Писание показывает, что фактор духовной жизни родителей играет основополагающую роль в становлении личности их детей. Как правило, они затем своей личной верой, своей жизнью подтверждают свое избрание и призвание Богом. Бывают, конечно, и исключения, что видно на примере Исава; но в данном случае другая причина: шел отбор праведного семени для образования еврейского народа. Там же, где вера и святая жизнь родителей гармонично сочетаются с благословением и избранием Божиим, исключений почти не бывает.

В сущности, что же такое вера Божия? Это глубочайшее, безграничное, чистое, искреннее доверие Богу, живое упование на Него. Вот эту живую веру и привили родители Исааку своим личным примером. Он унаследовал от них не только все их огромное богатство и родовое имущество, но и все лучшее из духовного наследия: их благочестие, их святую жизнь и их повиновение Богу. Фактически он стал продолжателем призвания Авраама, его высокой миссии в этом мире.

Библия в Быт. 22 гл. показывает трогательный образ Исаака, еще отрока, когда отец, по повелению Божию, должен принести его в жертву. Это одно из выдающихся жертвоприношений Авраама, поднявших отца и сына высоко над этим миром. Никто ни до, ни после него не поднялся столь высоко, как Авраам, в принесении Богу священного дара — дара жизни, кроме Самого Бога Отца и Бога Сына. Отрок Исаак неоднократно наблюдал, как его почтенный отец совершает жертвоприношения, как устраивает жертвенники из камней и приносит на них ягнят из своих стад. Он помогал отцу и благоговел перед этим ритуалом. И потому, когда Авраам призвал его пойти на гору Мориа для поклонения Богу и всесожжения, Исаак послушно, без расспросов идет туда. Он только задает отцу один вопрос: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» — на что отец отвечает сыну: «Бог усмотрит Себе агнца...»

Это необычное жертвоприношение было актом двоих: и отца, и сына. На гору Мориа, как и на гору Голгофу, «шли оба вместе»: и Отец, и Сын. Библия показывает, как Исаак добровольно и беспрекословно подчинился воле глубоко любимого им и глубоко любящего его отца, позволил ему положить себя на жертвенник, связать и занести над ним нож. Совершая свое жертвоприношение с трепетом, Авраам не перестает верить, что Бог воскресит его сына, и эта вера и спокойствие передаются Исааку. С его стороны мы не видим ни протеста, ни возмущения и не слышим ни единого звука обиды, горечи или печали. Благоговейное молчание и полная, святая покорность, равноценная героической, мужественной вере патриарха.

Это и есть та вера, вера Божия, которая полагается не на сами факты или чудеса, но на слово Создателя и Творца, на непреложность Его обещаний! Исаак являет здесь отцу такое послушание, что становится символическим отображением жертвенного послушания Сына Божия Небесному Отцу. В деле этого жертвоприношения оба они — и Авраам, и Исаак, и отец и сын — проявили подвиг веры.

Заметим еще одну деталь. Чуткая, благочестивая душа Авраама не может допустить, чтобы юные слуги, сопровождавшие его в этом пути, созерцали это кровавое деяние. Они не привыкли к человеческим жертвам в его доме. Из-за справедливого опасения, что они помешают ему исполнить Божие повеление, а также щадя их души, он намеренно оставляет их у подножия горы, сказав: «Останьтесь здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Вместе с Исааком он поднялся на гору и дрова для жертвенника возложил на плечи сыну.

Господь предусмотрел все до мельчайших деталей, когда, повинуясь объявшему их Духу Святому, Авраам и Исаак совершали свой подвиг веры. Они исполнили в точности все, как побуждал их Бог, и это имело свое непреходящее значение. Так на вечные времена, задолго до пришествия Мессии, Бог запечатлел главную весть Евангелия Христова. Он являл еврейскому народу, которого создавал и который был еще в чреслах приносимого в жертву, жертвенный подвиг Голгофского Агнца — Мессии Израиля и нашего Господа Иисуса Христа.



Рассмотрим далее женитьбу Исаака. Это весьма поучительная для нас история, тоже указывающая на новозаветные времена.

Интересно, что вопрос брака, несмотря на солидный возраст Исаака (ему в то время было уже сорок лет), решал за него отец. Насколько серьезно Авраам относился к выбору жены для сына показывает тот факт, что он самым тщательным образом готовился к этому событию. Он проявил здесь всю свою мудрость и отцовскую власть, весь свой здравый смысл и предусмотрительность, чтобы выполнить волю Господню. Авраам не хотел (да и нельзя было ему) породниться ни с кем из рода идолопоклонников, жителей ханаанской земли. Призвав Елиезера, своего доверенного слугу, управлявшего его имением, он поручает ему ответственную миссию сватовства. Самым серьезнейшим образом Авраам берет с него клятву, что он не возьмет Исааку жены из дочерей Ханаана, среди которых они живут, но отправится в Харран и приведет оттуда ту, которую определил сыну Сам Бог.

Правда, идолопоклонством в те времена грешили все народы. Оно было распространено и в Месопотамии так же, как и в Ханаане. Однако там оно не сопровождалось такой моральной деградацией, как среди ханаанских племен. Из исторических книг известно, что хамитская распущенность в Ханаане и в древнем Египте выражалась в самых непристойных и отвратительных формах. А духовная нечистоплотность, в основе которой лежит общение с бесами (1Кор. 10:20), укоренилась настолько глубоко, что ее практически невозможно было изжить, и требовалось применение суровых мер. Добродетель там с превеликим трудом пробивала себе дорогу.

Вафуил и Лаван, как и Фарра, родственники Авраама, тоже грешили идолопоклонством (И.Нав. 24:2), но оно не было угрожающим для Авраама, потому что они знали и единого истинного Бога. От извращенных же нравов Ханаана следовало держаться подальше, что и делал Авраам. Чистота натуры — вот то приданое, какое должна была принести с собой первая еврейская невеста, праматерь рода. Если бы эта чистота не была такой редкостью, то как просто было бы Елиезеру подобрать в Харране невесту для сына богатого и знатного Авраама. От него ведь требовалось найти достойную помощницу для второго патриарха, слуги Божиего, который продолжит дело Авраама. Исаак ожидал от своей будущей супруги, что они вместе будут служить единому истинному Богу. Поэтому выбор должен быть достойный, а для этого ее надо было испытать, доверившись руководству Божию.

У Бога уже была на примете невеста Исааку — именно Ревекка, и об этом сообщается в Быт. 22:23. Ее появление у колодца в момент прибытия Елиезера только подтверждает, насколько прав был Авраам, напутствовавший слугу словами веры: «Господь, Бог неба... пошлет Ангела Своего пред тобою...» (Быт. 24:7), чтобы приготовить ему и путь, и невесту, и «с тобою» (ст. 41), чтобы устроить обратный путь.

Елиезер с караваном верблюдов прибывает в Харран как раз в то место, где проживал Нахор, брат Авраама, и останавливается у колодца, где был водопой животных. В это время Бог приводит к колодцу Ревекку, дочь Вафуила. Был вечер, и она пришла к колодцу с кувшином зачерпнуть воды. Елиезер, наблюдая за приходящими девушками, усердно молится и просит Бога указать, по выдвинутым им приметам, которая из них предназначена Исааку. Выбор падает на Ревекку. «Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж» (Быт. 24:16). В подлиннике слова «дева, которой не познал муж» означают не только ее девственность, физическое целомудрие, но и ее духовную чистоту. Она была настолько целомудренна и скромна, что ни один мужчина даже не посмел бы предложить ей близость или вольное обращение. Истинная чистота и скромность отталкивают все низменное и пошлое, и никто не смеет бросить даже нескромного взгляда на носительницу таких качеств.

Ревекка спустилась к колодцу, наполнила кувшин и пошла обратно. Настала минута испытания для нее. «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего», — просит ее Елиезер. «Пей, господин мой», — отвечает Ревекка и поит путника, а потом говорит: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются». После этого она быстро выливает воду из кувшина в корыто, из которого пьет скот, снова бежит к колодцу и так поит всех верблюдов Елиезера (Быт. 24).

Из этого описания мы видим, что Ревекка вежлива, общительна и дружелюбна. Обращаясь даже к слуге, она говорит ему почтительно: «господин мой». Оказывая услугу, действует без промедления. Она не болтлива и не тратит слов попусту, когда занята делом. Сначала она дает напиться человеку, а затем уже заботится о животных. Оставшуюся воду не выливает на землю, а в корыто. Ей пришлось, наверно, раз десять сбегать к колодцу и обратно, потому что верблюды пьют много и напиваются впрок, на неделю пути. Она выполняет эту тяжкую работу ради измученных жаждой животных быстро и весело. Ну чем не добродетельная девица! Ей ничего не стоит взяться за самый тяжелый труд, если он нужен другим. При этом она обращает внимание на каждую мелочь и не позволяет себе легкомыслия в работе. И как рада она, что напоила животных и восстановила их силы! «Есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» — спрашивает ее Елиезер. «У нас много соломы и корму; и есть место для ночлега», — отвечает она ему (стт. 17-25).

Вот достойная жена для сына Авраама, верного слуги Господнего! Вот достойная супруга Исааку! «И преклонился человек тот и поклонился Господу», прославил Его вдохновенной, замечательной молитвой (стт. 26-27).

Когда родственники Ревекки отчетливо увидели во всем происходящем перст Божий, они без промедления выразили свое согласие на брак. Ревекка получила от Елиезера богатые подарки, родственники тоже получили подарки. Так состоялось сватовство. Затем «призвали Ревекку, и сказали: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (стт. 50-58).

Но удивительно, что о другом участнике этого обручения, чьи намерения должны быть как будто бы решающими, Библия хранит красноречивое молчание — совершенно ничего не говорится об Исааке, его мнении и желании. У Ревекки спрашивают согласия, Исаак же позволяет своему отцу и доверенному слуге действовать от своего имени, предоставив им полную свободу в поисках невесты.

Почему это так?

Во-первых, он бесконечно доверял своему отцу как пророку Божию. Он верил, что Авраам согласовал этот вопрос с волей Бога и сделает так, что будет благо ему и слава Господу.

Во-вторых, зарождалась традиция, предусматривавшая прочность брака. В виду того, что эта традиция родилась в доме патриарха, евреи придерживались ее много столетий. По этой традиции родители и родственники с обеих сторон перед заключением брака своих детей взаимно тщательно изучали генеалогию друг друга. От этого процент счастливых браков среди евреев был намного выше, чем у прочих народов. По этой же причине свадьба в еврейской семье считается не кульминацией любви, а начальным этапом ее зарождения с обещанием счастливого будущего, которое будет раскрываться все более и более с каждым прожитым днем. Такая любовь, пройдя через все жизненные испытания невзгодами или благополучием, окрепнет и разовьется по мере того, как сблизятся сердца супругов. Они все более будут осознавать нарастающее с годами родство душ и в конце концов муж признает в жене, а жена в муже свое самое драгоценное сокровище.

И в-третьих, что является самым главным: писалась библейская история, которая должна была картинно отобразить новозаветный период созидания Церкви Христа. В связи с этим история женитьбы Исаака указывает на дивные прообразы. В милом нашему сердцу библейском сюжете мы прочитываем любовь Бога Отца к Своему единородному Сыну, Его заботу о Нем. И потому Авраам символически отобразил Бога Отца, Исаак — Иисуса Христа, Которому Отец готовит Невесту в лице Церкви. Отсюда Ревекка — прообраз Церкви, а Елиезер, слуга Авраама, прообраз Духа Святого, Который на протяжении двухтысячелетней истории с великой тщательностью и усердием отыскивает и приготавливает членов Невесты Сыну Божию.

«Ревекка пришла к Исааку, и он ввел ее в шатер своей матери, — пишет Шимон-Рафаэль Гирш. — Она стала такой же верной подругой для Исаака на протяжении всей его жизни во всех странствиях и испытаниях, какой была Сарра для Авраама... Наши мудрецы говорят: «Создатель дал женщине больше разума, чем мужчине, вот почему она раньше достигает зрелости ума». Отсюда учат, что наши праматери Сарра и Ревекка полны духом Всевышнего и благодаря этому были так же мудры и прозорливы, как наши праотцы Авраам и Исаак» («Сокровища иудаизма», т. 2. Ш. Р. Гирш — выдающийся еврейский философ, филолог и комментатор Пятикнижия).

«После смерти Сарры, — пишет другой еврейский комментатор, — ее шатер заняла Ревекка, как сказано: «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей» (Быт. 24:67). Все добрые качества, которыми отличалась Сарра, были и у Ревекки, и именно поэтому та удостоилась чести жить в ее шатре.

И вот что сказали наши мудрецы о Ревекке: «Всегда, пока жила Сарра, у входа в шатер стоял облачный столп (признак присутствия Шехины). Как только скончалась — исчез; как только пришла Ревекка — вернулся облачный столп. Всегда, пока жила Сарра, полог, закрывающий вход (в шатер, в котором жил Авраам), был распахнут (в знак доброты и гостеприимства); как только пришла Ревекка, снова двери открылись настежь. Всегда, пока жила Сарра, на тесто, что она замешивала, нисходило благословение, как только скончалась — перестало нисходить; как только пришла Ревекка — снова вернулось. Всегда, пока жила Сарра, светильник горел с кануна одной субботы до кануна другой субботы (в знак домашнего благополучия: свет мира, обновляемый в канун субботы, светил всю неделю); так только скончалась — стал быстро гаснуть; как только пришла Ревекка — снова стал гореть с кануна одной субботы до кануна другой субботы». (Элиягу Ки-Тов, «Ты и твой дом»).

Такое великое значение придает еврейская традиция этим двум праматерям израильского народа — Сарре и Ревекке. И то, что Исаак воспринял из рук отца прекрасную и умную Ревекку, как ниспосланную ему Богом, возлюбил ее и ввел в шатер своей матери, показывает на единство духа и веры отца и сына, единство призвания и посвящения на жертвенное служение. Только сердце, в течение сорока лет наблюдавшее водительство Божие в жизни своих родителей, может так глубоко и безоглядно довериться этому води­тельству в своей собственной жизни.

Несмотря на то, что ко времени Исаака Авраам уже во многом обжил ханаанскую землю, прошел ее вдоль и поперек, установил дружеские связи с проживавшими там племенами, ни с кем не вступая в ссоры и конфликты, Исаак все же прожил на ней более обособленно, «как на чужой». Следуя примеру и завету отца, он не строил ни городов, ни укреплений, жил в шатрах и вел пастушеский образ жизни. Унаследованное от отца богатство он приумножил и стал весьма богат, так что филистимляне стали ему завидовать. Из зависти они засыпали его колодцы, лишая его источника воды, пытались у него отнять Ревекку и в конце концов предложили ему удалиться из Герара, где он странствовал, пережидая голод (Быт. 26).

Вся 26 глава книги Бытия посвящена изложению внешних обстоятельств жизни Исаака. Какие-то моменты у него совпадают с тем, что переживал в свое время его отец. Так, например, в Ханаане, спустя приблизительно 75 лет после Авраама, в стране повторился неурожай и тяжелый голод, «сверх прежнего», какой был во дни его отца. По примеру Авраама Исаак тоже приготовился к путешествию в Египет, но Бог, явившись ему, удержал его от этого шага. Он подтвердил завет, заключенный с Авраамом, заверив Исааку, что обетования, данные его отцу, принадлежат ему и потомству его. Господь намеренно подчеркивает, что благословляет его ради Авраама. Тем самым Он хотел ободрить Исаака и еще более возбудить его дух к подражанию своему благочестивому отцу (Быт. 26:2-5).

«Бог каждого Своего избранника ведет сообразно его потребностям, а прежде всего соответственно Своим премудрым планам. Поэтому Он и не позволил Исааку путешествия в Египет, как разрешено было Аврааму... Повелел ему оставаться в Палестине и снабдил его обилием всего необходимого... Ибо при скудости и недостатке необходимых вещей, когда земля сделалась бесплодной, Исаак, посеяв, собрал обильный урожай (Быт. 26:12). По мнению еврейских комментаторов, Исаак не мог оставлять святую землю, как освященный в жертвоприношении». (Библия Лопухина, т. 1, с. 153).

Итак, Бог был с Исааком и хранил его среди всех его испытаний, опасностей и приключений. Со своей стороны Исаак бережно хранил Господни обетования, повеления, уставы и законы, как и его отец, устремляя взор в будущее. Он поселился в Гераре и, кроме скотоводства, занялся земледелием. Сторичный урожай, полученный им, был даром особого благоволения Божия к нему. «И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» (Быт. 26:12-14). Его величие выражалось не столько в изобилии материальных благ, сколько в величии самой его личности — его духа, его веры, его положения пред Богом. Еще Аврааму Бог обещал, что возвеличит его (Быт. 12:1-3), но сына его, Исаака, за его послушание Богу Он сделал бесконечно великим.

Первые переживания Исаака начались с бесплодия прекрасной Ревекки. Он обратился к Богу за разрешением этой проблемы. Бог услышал его, и Ревекка зачала. «Сыновья в утробе ее стали биться», и чтобы узнать судьбу своего потомства, дарованного ей Богом после долгих лет бесплодия, она специально пошла «вопросить Господа» (Быт. 25:22). Господь ответил ей, что у нее родится два сына-близнеца, очень непохожие друг на друга и по характеру, и по духовным устремлениям, «...и больший будет служить меньшему» (ст. 23). А это означало, что, хотя по закону перворожденному принадлежит благословение, Господь решает по другому: с младшим, Иаковом, будет утвержден Его завет, а старший, Исав, не будет иметь в нем участия. Вся дальнейшая жизнь Исаака и его переживания связаны с его сыновьями, Исавом и Иаковом.

Оставив Герар, Исаак продолжает странствовать по ханаанской земле. Враждебно настроенные к нему филистимляне непрерывно докучают ему из-за колодцев. Чтобы не спорить и не иметь разногласий с ними, он не раз меняет расположение своего большого стана в поисках источников воды. На новом месте Бог вновь является ему и подтверждает обетование, данное Аврааму. На этом месте Исаак воздвиг жертвенник Господу (Быт. 26:25). И то, что он построил жертвенник прежде, чем устроил для себя шатер, говорит о глубине его благочестия. А то, что он все время уступал наглым притязаниям филистимлян на его колодцы, из-за которых разгорелась ожесточенная вражда, указывает на его миролюбивый характер и кроткий нрав.

Когда же к Исааку пришел из Герара Авимелех со своими военачальниками, чтобы примириться с его домом, ибо они явно увидели руку Божию на нем, Исаак великодушно прощает своих бывших недругов, заключает с ними союз и устраивает им пир. Какое превосходство духа живой веры над языческим духом филистимлян! Благородный дух Авраама опочил и на Исааке.

При дальнейшем рассмотрении образа Исаака в центре нашего внимания стоит его вера, устремленная вдаль. Тема веры, устремленной ввысь, в небеса, к Горнему, золотой нитью проходит через всю Библию. Народ Господень в Ветхом и в Новом Завете — это народ, устремленный верой в будущее. И Исаак «верой в будущее благословил Иакова и Исава», своих двух сыновей.

Будущее видят, как правило, пророки Божии. В Псалме (104:8-15) все три патриарха израильского народа — Авраам, Исаак и Иаков — названы пророками. Взор пророков устремлен вперед, в будущее, и они видят это будущее своим просветленным взором. Благословлять верой в будущее — это фактически принцип Самого Бога, о чем читаем в Послании к Ефесянам (1:3-5), где сказано, как Бог Отец еще до создания мира благословил всяким духовным благословением в небесах тех, кто вошел в Церковь. Так верой в будущее и Христос дал обещание Отцу довести призванных в Церковь до совершенства (Еф. 5:27).

Это и есть принцип Божий: смотреть на своих детей не через их греховное настоящее, а через то будущее, которое приготовлено во Христе. Благодаря родительской вере милость Господня низводит на детей Благодать Христа и делает их совершенными. Такому принципу веры Господь научал издревле и до настоящего времени всех святых. Благодать Христа сильна исправить и преобразить любого грешника. Вся 11 глава Послания к Евреям показывает, как могущественен принцип веры, делающий людей причастниками Божеского естества, начиная от Авеля и кончая верующими наших дней.

Так «верой в будущее» и Исаак благословил своих сыновей. Они в тот момент были не только несовершенны, но и с большими недостатками.

Эта история происходила так необычно, что она и сегодня делит читателей на тех, кто осуждает Исаака, и тех, кто его обеляет. А смотреть надо глубже, в корень вещей, и за внешним развитием событий видеть действие невидимых сил — Бога или сатаны. Бог преследует Свои цели, а лукавый строит Ему козни, чтобы нанести урон. И не секрет, что даже самые великие святые подвергаются его жгучим искушениям.

История благословения Исааком сыновей развивалась следующим образом: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: «...возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:1-4).

Вопрос благословения Исааком своих сыновей заслуживает более подробного рассмотрения, так как этот случай представляет один из удивительных примеров столкновения естественных человеческих желаний с определением Божией воли и открывает бесплодность одних и непреложность другой (Мал. 1:2; Рим. 9:10-13). Характеры и привязанности родителей и сыновей настойчиво вторгались в то, что имел в Своем плане Господь. Поэтому проследим по Писанию как характеры и привязанности человеческие, так и волю Божию в этом великом деле.

В книге Бытия (25:27-28) мы читаем: «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его; а Ревекка любила Иакова». Этот же самый текст в еврейском подлиннике Библии записан так: «И стал Исав человеком, сведущим в ловитве, человеком поля, а Иаков человеком смирным, жителем шатров. Исаак любил Исава за то, что ловитва на устах его, а Ревекка любила Иакова».

Итак, в одном случае Исав — «искусный в звероловстве», в другом — «сведущий в ловитве». Одно ли это и то же?

Согласно словарю В. Даля, слово «ловитва» означает и сам лов, ловлю, и пойманную добычу. Исав был очень искусен в этой «ловитве», «звероловстве», т. е. способным охотником, промышляющим ловлей птиц, зверей, рыб; был в этом деле профессионалом, ловким, изворотливым, умеющим схватывать добычу на лету, на бегу, на плаву, захватывать живьем. Это стало ведущей чертой его характера, увлекло его в интересы охоты и земной жизни настолько, что о великой задаче Авраама и Исаака он и не помышлял. Вольно или невольно, но он пристрастил и отца к своей ловитве: «Исаак любил Исава за то, что ловитва на устах его». Исаак полюбил не только кушанье из дичи, но и полные захватывающего интереса рассказы о мужестве, смелости и лихости похождений Исава на охоте.

И дичь, и сами рассказы об охоте стали нравиться Исааку и расположили его душу к большей любви к Исаву. Они не просто нравились ему, но в какой-то мере возбуждали, вдохновляли его. И однажды, уже в глубокой старости, предчувствуя свою кончину, он обратился к сыну и попросил принести ему дичи и приготовить кушанье, «чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру».

Нет ничего удивительного в том, что кроткий и спокойный Исаак любил Исава за его смелый, мужественный, боевой нрав и его отчаянные подвиги на охоте; а более пылкая и решительная Ревекка предпочитала тихого, скромного, домашнего Иакова, о котором она получила свидетельство от Бога, что ему принадлежит благословение Авраама (Быт. 25:22-23). Все это глубоко верно психологически. Кроме того, Бог, наблюдавший за исполнением Своего плана, вложил в сердце решительной Ревекки возлюбить именно Иакова больше, чем Исава, и тем самым уберечь Исаака от серьезной ошибки. Ради этой любви к сыну она смело пошла на подлог. Видимо, очень хорошо знала мягкость характера своего мужа и учитывала его простодушность и доверчивость, склонившуюся в передаче благословения не к тому сыну, которого избрал Бог.

Одно лишь здесь плохо: когда семья явно разделяется из-за любимых и нелюбимых детей (а это видно не только из 25:27, но и из 27:5-6, где и у отца, и у матери «свой сын»), то это неминуемо приведет к трагической развязке и ненужным переживаниям, что впоследствии и случилось со всеми четырьмя (родителями и сыновьями).

Исав считался первенцем, а на первенцах обычно покоились все лучшие надежды и упования. Первенцы или первородные по древней традиции были носителями и обладателями тех высоких благословений и обетований, которые принадлежали отцам (Быт. 12:2-3; 13:15-16; 17:21; 22:17). Первородный сын, по Писанию, пользовался особенным правом и преимуществами перед остальными братьями. «Ты крепость моя и начаток силы моей, — говорит Иаков своему сыну Рувиму, — верх достоинства и верх могущества. Но ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать» (Быт. 49:3-4). Первородный сын всегда посвящался Господу (Исх. 22:29), ему принадлежало право на первое благословение отца; двойная часть из имущества отца принадлежала ему (Исх. 22:29), также ему по наследству переходил и царский престол (2Пар. 21:3). Старший сын во время отсутствия отца считался в доме главой.

Но самое главное достоинство первородства в том, что оно символизирует небесное благословение. Христос Иисус — Первенец во всем (Кол. 1:18), Он же и первородный между многими братьями (Рим. 8:29). Церковь Христова является торжествующим собором первенцев на небесах (Евр. 12:23), ей принадлежат все небесные благословения (Еф. 1:3). Израиль также был первородным сыном у Бога (Исх. 4:22-23; 13:2), получившим полноту Его благословений. Но к приходу Христа он не сохранил своего первородного достоинства, и оно было передано Церкви из язычников.

Библия показывает, что Исаак в силу сложившихся традиций имел намерение благословить первородным благословением Исава как первенца. А для восприятия и осуществления этого высокого благословения требовались и сильная вера, и горячая любовь к Богу. Ими Исав не обладал, почему Бог допустил ему утратить сначала свое первородство, а затем и первородное благословение, передав его более достойному.

В истории Исава и Иакова мы имеем замечательный пример того, как совершилось постепенное выделение и как бы очищение избранного Богом семени, в духовном родстве с которым находились многие из мужей Божиих, прославивших себя верой. Странно, что Исаак, пророк Божий, настроивший себя передать свое благословение Исаву, не разобрался в сыновьях, кто из них более достоин, хотя видел, что Иаков настойчиво боролся за обладание первородством. Исаак, скорее всего, был заведен в заблуждение своими привязанностями и прямолинейностью, о которой будет сказано ниже. У пророка Малахии написано (1:2-3): «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел». Бог видел нечестивое сердце Исава и отверг его. Исаак же, вопреки всему, старался придерживаться господствовавшей традиции своего времени.

Иосиф Холл прямо говорит: «Старый Исаак потерял зрение не только в буквальном смысле, он ослеп и духовно, желая благословить Исава вопреки Божию предначертанию (Быт. 25:23). Для Авраама было менее сложно принять обетование Божие о приносимом в жертву Исааке, чем для Исаака признать превосходство Иакова. Ничего не зависело от старого Исаака. Бог все решил. Очень часто мы видим, как истинные дети Божии увлекаются земными вещами, забывая Божии постановления. Не был ли сам Исаак младше Измаила? Сейчас же Исаак знает лишь одно: «Он мой первородный».

Но как благ Господь! Видя, что до совершения греха остался лишь один шаг, Он не допускает его и делает так, как угодно Его святой воле. Тот самый Господь, Который предопределил Благодатью превосходство младшего, сделал так, что младший получил и благословения отца. Скорее мать поднимет руку на своего единственного сына, чем Господь отречется от Своих обетований». Это очень серьезные и верные мысли епископа Холла.

Привязанность Исаака к Исаву объясняется одной главенствующей чертой его характера, унаследованной от родителей: его преизобильно наполнял страх Божий. В Библии упоминается об этом несколько раз: «...Бог Авраама и страх Исаака» (Быт. 31:42). И еще: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:63). Страх Исаака — это не рабский страх мучения (1Ин. 4:18), а высочайшее благоговение перед величием и справедливостью Бога. «Страхом Исаака» фактически назван объект его страха, т. е. Сам Бог. Пророк говорит: «Господа Саваофа — Его чтите, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Ис. 8:13). «Страх Исаака есть страх Божий, ибо его носил Исаак в душе», — так объясняет бл. Феодорит. Этот страх питал всю силу его благочестия.

По причине этого страха он так благоговел перед законом первородного благословения, что без размышления пошел по пути его соблюдения. Он даже не обратил внимания на пророческое предсказание, полученное Ревеккой, о судьбе бившихся в ее утробе сыновей. Ей прямо было сказано, что два различных народа произойдут от нее, один будет сильнее другого, и «больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Бог, давший зачатие бесплодной Ревекке, видел то, чего не видел Исаак: не Исав, а Иаков будет носителем истины и продолжателем великой миссии Авраама.

Ревекка твердо следовала откровению Божию, всеми силами содействуя его исполнению и подчиняясь воле Божией. Исав в душе был нечестивец, и она, как мать и мудрая женщина, видела это. Она видела, что для Исава Божии цели, планы и интересы, пути Господни не представляют настоящей ценности. Свое пренебрежение к небесному и духовному он доказал тем, что легко расстался со своим первородством, продав его за тарелку чечевичной похлебки. Для него и отцовское благословение не представляло бы той ценности, если бы оно не сулило земных благословений; он не усматривал в нем своего великого вечного будущего на небесах, а связывал только с земным.

Иаков был человеком совсем иного склада. В нем тоже плотское брало верх. Но при всем этом он всем своим существом устремлялся к Богу. Именно такие люди могут и достойны быть носителями обетований Божиих. Несмотря на свои недостатки, Иаков был, по словам Быт. 25:27, «человеком кротким», а еврейское слово «кроток» означает «правильный, совершенный, невинный» (М. Хорлокк); поэтому он почтителен, смирен, богобоязнен, благочестив и любил Бога по-настоящему. А потому и ревновал за первородство и первородное благословение, ибо понимал, какая духовная высота связана с этим. Бог возлюбил его и одарил глубокой верой, предопределив ему быть родоначальником колен Израилевых.

Ревекка хорошо понимала призвание и своего мужа, и своего сына Иакова и справедливо выдвигала Иакова вперед, как более достойного из ее сыновей. Ради этого она шла на все. Исаак же усвоил только один принцип: закон первородства свят и в соответствии с ним он обязан благословить первенца. В этом своем намерении он был непреклонен.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что диавол, стоящий позади дела благословения, намеревался воспользоваться именно этой чертой характера патриарха, фанатично придерживавшегося одного принципа. Сатана хотел сделать вопреки определению Божию, чтобы благословение досталось не по назначению. Прямолинейный Исаак, из великого наследия Благодати Божией усвоивший этот один принцип, не мог быстро и легко сориентироваться и перестроиться, чтобы понять тонкости руководства Божия и немедленно им подчиниться. Такая прямолинейность его взглядов могла погубить все дело Божие, если бы активно не вмешалась Ревекка, пойдя на риск. Она оказалась проницательнее своего мужа и решительно перешагнула барьер закона первородства ради достижения великой цели.

Нельзя сказать, что Ревекка употребила здесь правильные средства. У Бога, несомненно, были и другие способы достижения благословения. Будь Исаак прозорливее, он мог бы поступить с сыновьями так же, как это сделал Иаков при благословении Ефрема и Манассии (Быт. 48:13-14). Почему же Бог не открыл Своей воли Исааку? Во-первых, потому, чтобы вразумить его, открыть ему глаза, ибо он усердно придерживался не того, чего искал Бог, сделать явным для него попечение Божие об Иакове. А во-вторых, явить благость и для него, когда помимо его воли будет благословлен младший сын. Когда обнаружился обман Иакова, Исаак не разгневался на него, но понял намерение Божие и подтвердил первоначальное благословение.

Однако надо отдать должное смелости и решительности Ревекки, отважившейся на подлог. Она поспешила предупредить неосмотрительность мужа. Ею руководила твердая уверенность, что первородное благословение предназначено Богом не для Исава, а для Иакова. И потому она не побоялась взять на себя даже проклятие, если обнаружится обман. Она была убеждена, что никакого проклятия не последует и что ее сын Иаков будет Богом благословлен, а в нем благословится она и сам Исаак избавится от роковой ошибки.

Хотя она применила хитрость, Писание нигде ее за это не осуждает, ибо благодаря ее вмешательству воля Божия над Его избранником осуществилась, а в нем — над целым народом. В этой своей материнской ревности она не была постыжена: благословение почило на доме и роде Иакова; от него произошло двенадцать колен, имена которых увековечены в Библии и запечатлены на воротах небесного города Иерусалима (Отк. 21:12).

Еврейские мудрецы говорят: «Вера, таящаяся в сердцах женщин, глубже, чем вера мужчин». Истину эту подтвердила Ревекка своим исключительным поступком. Перворожденный Исав был любимцем Исаака, так же как и Измаил был любим Авраамом. И опять Бог должен был переменить патриархальный порядок, касающийся первородства и благословения, дав их Иакову. Ясно, что это решение Божие было дано Ревекке, потому что она специально просила Бога об этом (Быт. 25:23). Она знала, что Иаков был Богом предопределен для получения отцовского благословения и что благословение сочетается с первородством, которое Иаков уже получил.

Хотя это будет звучать, как повтор, но я все-таки приведу мнения разных богословов, чтобы показать их единодушие в оценке поступка Ревекки и Иакова.

«Нам не сказано, — пишет Иосиф Х. Хантинг, — почему Исаак не действовал в соответствии с откровением Божиим, данным Ревекке до того, как мальчики родились. Но нам сказано, что Ревекка действовала быстро, чтобы предотвратить чудовищную ошибку, которая должна была произойти. Она чувствовала, что существует только один способ, чтобы спасти ситуацию, а именно: заменить Исава Иаковом. Когда Иаков возразил, что он окажется обманщиком и навлечет на себя отцовское проклятие, а не благословение, если тот пощупает его нежную кожу, Ревекка мгновенно ответила: «На мне пусть будет проклятие твое, сын мой; только послушайся слов моих...» Последующая история оправдала ее поступок» («Виноградник» 02-96, 12-95, 02-98).

А д-р Арнольд Фрухтенбаум ставит этот вопрос с ног на голову: «Не Иаков, а Исав пытался украсть отцовское благословение у Иакова. После того, как он продал ему свое первородство, притязать на первородное благословение он не имел права, так как уже Иаков считался перворожденным» («Виноградник», 06-94).

В комментариях к Брюссельской Библии 1973 года на 27 главу Бытия записано следующее: «Не осуждая определенно поступка Иакова и Ревекки, священнописатель дает все же понять, что он предосудителен: Иаков боится, что отец проклянет его, если обман, к которому он прибег по внушению Ревекки, будет обнаружен (ст. 12). Однако этот обман, свидетельствующий о том, что мораль того времени была недостаточно высока, таинственно служит осуществлению замысла Божия: Исав относился с таким пренебрежением к правам первородства и связанной с ним ответственности, что клятвенно отрекся от них (25:33-34), чтобы Иаков дал ему поесть. Бог передает тогда эти права Иакову, ценившему их более, чем Исав. Господь так велик, что Свои предначертания Он может приводить в исполнение с помощью несовершенных людей, если они сознают ценность даров Божиих» (с. 1863).

Ну а где во всей этой истории виден героизм веры Исаака?

На этот вопрос я хотел бы ответить словами Иосифа Холла, цитату которого привожу и с мнением которого я полностью согласен: героизм веры патриарха обнаруживается уже после свершившегося факта благословения. «Не успел радостный Иаков отойти от отца, — пишет Холл, — как входит Исав, исполненный надежды на отцовское благословение. Но ка­яться поздно! Никакое покаяние о продаже первородства не может изменить дело. Дичь, пойманная и приготовленная для отца, не стоит того, что было продано за чечевичную похлебку. Надежды грешника рушатся в тот момент, когда он менее всего ожидает этого, а дети Божии неожиданно получают. Усталый, вспотевший от усердия Исав входит к отцу, но ничего не находит там. Гордый человек предстоит пред Богом, исполненный своей собственной праведности. Вот-вот он должен получить всё, но вместо этого звучит вопрос: «Кто ты?» Отец и сын в недоумении смотрят друг на друга, один с ужасом, другой с сожалением. Исаак «вострепетал весьма великим трепетом», а Исав возопил громким голосом. Исаак понял, что он совершил то, чего не хотел делать, но что надлежало сделать по воле Божией. Господь, оставаясь праведным, указал на грехи человека. Кому теперь угодно смотреть на слезы Исава, слезы, катящиеся из глаз продажного человека?..

Если бы тогда не продал, сейчас не надо было бы умолять. Господь поступает справедливо, когда не дает нам того, что мы отвергли в свое время. И слезы Исава не вызывают сочувствия у Исаака. Лишь об одном он может сожалеть: то, что он сделал по хитрости Ревекки и Иакова, Исаак должен был сделать по своей воле».

Он разгадал коварный умысел сатаны подменить Иакова Исавом и тем лишить избранника Божия принадлежащего ему первородного благословения; орудием этого дела намеревался сделать самого патриарха. Поэтому и «вострепетал Исаак весьма великим трепетом» (ст. 33). Когда он это понял и воспротивился, то уже ни мольбы, ни вопли Исава не могли переменить его мыслей.

Исаак ясно понял и то, что первородно первенствующие люди не всегда оправдывают призвание. Поэтому слепое подчинение обычаю благословлять первенца было заменено истиной — чтобы во главе дела Божия стоял не первенствующий Исав, а в тени стоящий Иаков; именно он и есть родоначальник народа Божия и продолжатель миссии Авраама. Вначале Исаак благословил Иакова как бы по ошибке, но вторично он благословил его осознанно, верой в будущее, утвердив первое благословение. Только такое благословение приносит плоды и может быть признано Богом.

Исаак оказался послушным и гибким орудием в руках Бога: благословение по долгу, по закону он заменил благословением по Вере, по Благодати, по достоинству. Таким образом в нем была исправлена иерархия чинопочитания плотского почитанием по истине. Так впоследствии и Давид, последний из сыновей Иессея, получил благословение и помазание на царство не по первородству, а по достоинству своей веры, духа и сердца, преданного Богу. Его первородные братья, видные собой, остались в стороне (1Цар. 16).

Итак, эта способность проникновения духом в будущее родила в Исааке веру обновленную и дерзновенную, а потому и героическую. Ею он благословил обоих своих сыновей: Иакова — небесным, Исава — сугубо земным благословением. Каждый из них получил то, чего удостоил их Бог. И нас, новозаветную Церковь, Господь строго предупреждает: «...чтобы не было между вами какого... нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя просил о том со слезами» (Евр. 12:16).

Вся последующая жизнь Исава и его потомства подтвердили его нечестивость. Потомки Исава — идумеяне — впоследствии были истреблены.

Исаак не ошибся, передав полноту благословения Иакову. Вера его, которая взирала на будущее и видела великую славу Божию в жизни Иакова и его потомства, полностью оправдалась. Благословение пало на добрую почву и принесло славные плоды. Правда, Иакову пришлось пройти великую школу воспитания и освящения своей жизни. Но об этом в следующей главе.

Все, кто жаждет благословения не по духу закона, не по заслугам, а по вере, по избранию Божию, как Иаков, тот получит его, ибо верен Бог, у Которого «дары и призвание... непреложны» (Рим. 11:29). Верен Бог в Своей правде, справедливости и любви, велик и в милости Своей!

В заключение обобщим символические образы, представленные Исааком.

* Исаак родился по обетованию посредством биологического чуда. Точно так же по обетованию был зачат и рожден Господь Иисус.

* Как Исаак был «единородным» сыном Авраама от Сарры, так и Иисус является единородным Сыном Бога Отца. Исаак назван единородным потому, что исключительно на нем, сыне обетования, покоились все благословения Божии о будущей славе потомства Авраама.

* Как Исаак шел на гору Мориа и нес на себе дрова для жертвенника, на который потом был возложен; так Иисус шел на гору Голгофу и нес на Себе Свой крест, на котором был распят.

* Как Исаак получил от Авраама все свое большое наследство, так Иисус получил все от Своего Небесного Отца.

* Как Авраам посылал слугу на свою родину найти и привести невесту Исааку, так Бог послал Духа Святого на землю найти и приготовить невесту Иисусу Христу.

* И как Исаак верой благословил Иакова и Исава, так и Иисус Христос благословил Церковь и Израиля.

Если продолжить рассмотрение этой темы, то мы обнаружим много больше параллелей. Так, например, в Послании к Галатам мы находим, что Исаак отображает собой духовных христиан. В Церкви имеются и «Измаилы», представляющие дела плоти, и «Исааки», представляющие дела Духа Святого. Измаила родила Аврааму Агарь «по плоти», поэтому он символизирует собственные дела человека. Исаак, напротив, родился в то время, когда Авраам был лишен возможности продолжить свой род, а потому он родился по обетованию и таким образом символизирует дела Духа Святого.



www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm


Количество просмотров 11219
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна