Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Богословские аспекты мученичества

История ветхозаветной и новозаветной церкви полна историй о мучениках. Первым мучеником стал Авель, последними будут два свидетеля, о которых мы читаем в откровении (Откр. 11).

Подобно тому как всякая жертва, приносимая в скинии и храме во времена Ветхого Завета, указывала на будущую жертву Иисуса Христа, мученичество ветхозаветных праведников становится прообразом страданий Мессии. Но и страдания христиан неизбежно восходят к архетипу Мужа скорбей.

Для первой церкви учение о страданиях было, очевидно, одним из центральных (Деян. 14:22; 1 Фесс. 3:4; Фил. 1:28-30). Призывы к стойкому перенесению невзгод звучат и к общинам (1 Петр. 4:1), и к отдельным людям (2 Тим. 1:8; 2:3).

Образцом христианского мученичества выступает крестный подвиг Спасителя. Апостол Петр пишет об этом так: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21). Примечательно, что слово «пример» в данном отрывке является переводом греческого ‛υπογραμμός, означающего также пропись.

Жан Кальвин, размышляя о призвании христианина, отмечает: «…Мы являемся сонаследниками Христу, только если следуем за Ним к положенному нам наследию по тому же самому пути, по которому шел и Он… Но Христос достиг его через Свой крест, следовательно, и нам надлежит так же его достигнуть» (Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам / Пер. с латинского И.В.Мамсурова. Мн.: МФЦП, 2007, стр. 206-207).

Множество текстов в апостольских посланиях говорят о том, что гонения и притеснения следует воспринимать как участие в страданиях Христа (1 Петр. 4:12-16; Фил. 3:10; 2 Кор. 1:5; Римл. 8:17-18). В этих отрывках речь идет не просто о психологическом отождествлении собственных страданий со страданиями Иисуса, но о некоей мистической связи.

Пожалуй, самый яркий отрывок находится в послании апостола Павла к колоссянам: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь…» (Кол. 1:24).

Правда, в протестантизме чаще всего подчеркивается «педагогический» смысл страданий. Роберт Спраул пишет: «Церковь участвует в страдании Христа. Но это участие не добавляет заслуг к Его заслуге. Христиане могут страдать во благо других людей, но их страдания всегда далеки от искупления. Я не могу искупить грехи других, и даже свои собственные. Но мое страдание может принести другим большую пользу. Оно может послужить им свидетельством о Том, Чьи страдания нас искупили» (Настигнут страданием / Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 1998, стр. 30).

Тем не менее, Павел говорит о вполне реальной духовной связи Ecclesia martyrum со Христом. И в богослужении верующих, и в их жизни проявляется сопричастность смерти и воскресению Спасителя. Христиане, страдающие за правду, безусловно, ничего не добавляют к совершенной жертве Христа. Но, в каком-то смысле, они причащаются Его страдания. Мученичество за веру есть высшая форма такого причастия.

Однако и Сам Спаситель через крестный подвиг стал сопричастен страданию мира. В послании к евреям говорится: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших...» (4:15). Высшая форма имманентности (принадлежности) Бога миру – это жизнь Иисуса, полная невзгод, гонений, оскорблений, предательства, страданий и, наконец, мученической смерти.

Страдания христиан не только мистически связаны с Голгофой, но и пророчески связаны с кончиной мира. Юрген Мольтман писал, что мученичество имеет «апокалиптический аспект, который выражается в том, что мученики собственным страданием предваряют страдание, уготованное в конце времен всему творению, и, умирая, свидетельствуют о новом творении. Кто участвует в страданиях Христа, тот участвует и в страданиях, которые наступят в конце мира. Мученики предваряют этот конец и таким образом становятся апокалиптическими свидетелями грядущей истины против царства лжи, грядущей справедливости – против власти беззакония, грядущей жизни – против торжества смерти» (Moltmann J. Der Weg Jesu Christi. Munchen, 1989, S. 219-227). Библейской базой для осмысления этого аспекта мученичества могли бы стать некоторые отрывки из посланий Павла (Филип. 1:28-29; 2 Фес. 1:4-10).

Таким образом, христианское мученичество свидетельствует (вспомним, что греческое слово μάρτυς и есть «свидетель») о первом и втором пришествии Христа. Вся жизнь христианина – это евхаристия, причащение Господу – «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Филип. 3:10-11).

Андрей СУХОВСКИЙ, пресвитер церкви «Христос миру»,
г. Санкт-Петербург, Россия
Блог автора


Источник : Христианская газета


Количество просмотров 2019
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна