Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Авраам и Мелхиседек

Характеристика веры Авраама будет неполной, если пройти мимо его встречи с Мелхиседеком. Эта встреча состоялась сразу после победы над Кедорлаомером и языческими царями, пленившими Лота, и имела для Авраама большое значение.

Вначале вкратце обрисуем личность Мелхиседека. Я потому отвожу ему место в моей книге, что нигде больше не встречал материала о нем.

Мелхиседек — удивительная и для многих таинственная личность в Священном Писании. О нем в Библии упоминается только три раза: Быт. 14:18-20; Пс. 109:4 и Евр. 7:1-7. Писание не открывает ни его биографии, ни происхождения, ни народа, от куда он вышел. Право быть носителем истинной веры и по клонения Богу, Творцу неба и земли, было даровано не только потомкам Авраама, но и представителям других народов. Таковы Иов, праведный и непорочный муж из земли Уц; Иофор, мадиамский священник; даже Валаам, сын Веоров из Месопотамии, который совратился, и ряд других, чьи имена нам не открыты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Мелхиседек, по происхождению не из ев реев, был священником Бога и совершал свое служение еще до того, как колено Левия было отделено для священства, передававшегося по наследству.

Комментаторы Библии Лопухина усматривают в служении Мелхиседека «уни­версальное мировое священство, служение религии первобытного откровения, остатки которого, как звезды на темном небосклоне, продолжали еще со­храняться и среди мрака языческого суеверия и идолопоклонства» (т. 1, с. 98).

Апостол Павел в Послании к Евреям (6:20 и 7:1-10) дает исчерпывающую характеристику личности Мелхиседека, называя его «великим». Велик он потому, что был самым ярким прообразом Господа Иисуса Христа, сочетая в себе служение царя и священника. Павел объясняет, что имя «Мелхиседек» означает «царь правды», а титул «царь Салима» — «царь мира». Это имя — чисто семитического происхождения и очень близко и родственно имени «Адониседек», которое носил царь Иерусалима во дни Иисуса Навина (И.Нав. 10:1,3,5,23). Нет сомнения и в том, что Салим, в котором царствовал Мелхиседек, — это город Иерусалим. Об этом свидетельствуют древние египетские папирусы времен фараона Аменифиса IV и исторические записи Иосифа Флавия. А псалмопевец Асаф смело поет о Боге: «И было в Салиме жилище Его, пребывание Его на Сионе» (Пс. 75:3).

Одновременно Мелхиседек был и священником Бога. И ранним утром, и в тихий вечерний час столб дыма поднимался от жертвенника. Он свидетельствовал о том, что здесь был человек, преданный Богу, постоянно находившийся в общении с Ним и молившийся за окружающий его народ.

Бог очень высоко оценил священнодействие этого царя, о чем читаем в Писании: «Клялся Господь и не раскается: ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это одно из пророчеств о Христе. Апостол Павел в Евр. 7 гл. комментирует эти слова, проводя параллель между Мелхиседеком и Христом. Обычно на царя помазывали отдельно (Саул, Давид, Соломон и др.), на священника отдельно (Аарон, Елеазар, Финеес). В Мелхиседеке же это служение соединилось в одной личности, как оно соединилось и в Иисусе: Он Первосвященник и Ходатай (1Ин. 2:1-2); Он же и Царь наш, Царство Которого «не от мира сего» (1Тим. 6:15-16; Отк. 17:14; 19: 16; Ин. 18:36).

Свойства личности Христа должны были явлены миру образно, и такой символической фигурой в Писании представлен Мелхиседек. Этот загадочный царственный священник, спокойно царивший в мирном городе среди воинских бурь и неумолчной суеты своего времени, заранее, за много тысячелетий вперед представил людям ту славную жизнь, которая искони предопределена была человеку и должна была открыться миру в Иисусе Христе и именно на том самом месте, где некогда Мелхиседек жил праведной жизнью.

Царственный священник Мелхиседек — великий прообраз для верующих. Господь не только его, но и нас призвал быть «царственным священством» (1Пет. 2:9) «по чину», по подобию, по образу Иисуса Христа. Это уподобление приведет к тому, что в Царстве Христа мы будем «царями и священниками» (Отк. 1:5-6; 5: 9-10; 20:6).

Как понять слова, сказанные о Мелхиседеке: «...Без отца, без матери, без родословия» (Евр. 7:3)? Это не значит, что таинственная личность Мелхиседека на самом деле не имела ни родителей, ни начала дней, ни конца жизни. Вдохновенный автор хотел сказать, что о происхождении, о начале и конце его земных дней история хранит молчание. В Писании как слова, так и умолчания имеют свое значение. Подробности этой жизни сокрыты от нас для того, чтобы прообраз смог как можно ярче и глубже отобразить Того, Кто пребывает вовек и Чье Царство и священство не преходящи.

Таков Мелхиседек, великий прообраз Мессии, вышедший навстречу патриарху приветствовать его и поздравить с победой. Но не только поздравить, а своим служением подготовить Авраама к предстоящему искушению, которого Авраам не предвидел, но которое видел Бог и которое последовало незамедлительно. В знак гостеприимства и высокого почтения Мелхиседек «вынес хлеб и вино», два жизненно важных и главных продукта Палестины. Отцы Церкви первых столетий увидели в этом прообраз Вечери Господней. Благословение, произнесенное при этом Мелхиседеком, является двойным посланием Аврааму от Бога: во-первых, «благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли», и во-вторых, «благословен Бог всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои» (стт. 19-20). В сущности в этом благословении Аврааму было открыто, что Бог владеет небом и землей, и никакие богатства Содома Аврааму не нужны; победу над врагами даровал Бог, а потому заслуга принадлежит Богу.

Слова Мелхиседека возымели действие на Авраама. Это видно из того, как Авраам отвечает на соблазнительное предложение содомского царя, который первым повстречал его при возвращении из Дана с победой. Содомский царь здесь — прообраз сатаны, готовящий святым искушения. Авраам разгадал его умысел и, чтобы ни в чем не зависеть от Содома, решительно отверг его предложение. Влияние и помощь Мелхиседека, а в его лице Самого Бога, видны из того, что Авраам использовал в ответе характеристику Бога, данную Мелхиседеком.

Это и для нас урок. Как только мы достигаем победы в духовной жизни, навстречу нам выходят Бог и сатана. Наша задача — вовремя разгадать козни лукавого и так же решительно, как Авраам, отвергнуть их, бодрствуя непрестанно (Мф. 26:41).

Встреча с Мелхиседеком дала Аврааму многое. «Он, должно быть, сразу понял значение этой мистической личности и в равной степени загадочного места, которое он представлял, ибо Авраам дал ему дань — десятую часть добычи из его великой победы над языческими царями. Возможно, Аврааму было немного странно, что в дни, когда генеалогии были важны, у этого человека не было никакой генеалогии» (Джим Герриш). Благодаря встрече с Мелхиседеком Авраам еще более укрепился в вере, в служении Богу, в намерении выполнить Его планы, ободрился духом и еще более возжелал ходить пред Господом в чистоте. До конца своей жизни он так и остался странником на земле, ожидая получить в воздаяние «город». Интересно, что уже древним был известен небесный город (Отк. 21), к которому стремится и Новозаветная Церковь. Об этом пишет Апостол Павел в Евр. 11:13-16.

Выдающийся проповедник Англии Ф. Б. Мейер дает следующий краткий обзор жизни Авраама. Он пишет: «Аврааму, когда он вышел из Харрана, было 75 лет. Умер он в 175 лет. И все это промежуточное столетие он провел, совершая переходы с места на место, живя в легком шатре, сделанном, вероятно, из темной верблюжьей шерсти, подобно шатрам бедуинов нашего времени. Этот шатер, не имеющий основания и который можно было снять и разбить в полчаса, был очень подходящим символом, выражающим тогдашнее душевное настроение Авраама. Он жил вдали от местного населения страны, как чужой между ними. Он не участвовал в их делах, не разрешал браков между членами своей семьи и язычниками. Когда пришло время женить сына, он послал на свою родину, в Месопотамию, за невестой для него. От хананеев он не взял «даже нитки и ремня от обуви». До самой смерти жил он в шатре, и оттуда было вынесено его тело, чтобы быть похороненным рядом с прахом Сарры в пещере Махпела. Почему же это так? Отчего не поддался Авраам желанию бросить кочевую жизнь?

Ответ на это дает нам Апостол Павел: «...Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Так оно и есть: жизнь «в шатрах» вполне естественна для тех, чья отчизна в небесах...»

Таков славный удел великих сынов веры!

На этом можно было бы закончить обзор величественного образа отца всех верующих — Авраама, но нельзя избежать оценок, которые дают ему еврейские богословы, так как оценки эти весьма существенны и служат для нас предупреждающим уроком или назиданием. Вот что пишет К. А. Макнотан в своей статье «Четыре ошибки отца правоверных»:

«Можем ли мы говорить о его недостатках?

Видя, какое уникальное место занимает отец Авраам в Слове Божием, кажется, что говорить о его ошибках совершенно немыслимо. Если Бог оценивал его так высоко и дал ему уникальное место в человеческой истории; если Бог даже называл его Своим другом (2Пар. 20:7; Ис. 41:8), то кто мы такие, чтобы привлекать внимание к его ошибкам?

Писание, однако, говорит вполне откровенно о четырех его ошибках, т. е. о четырех случаях, когда он ошибался, и поскольку Писание дано «в наставление нам» и «образы для нас», следовательно, мы вправе заметить эти ошибки. Слово Божие никогда не обеляет своих героев, а правдиво отмечает их неудачи. Нам, маленьким личностям, подобает ступать осторожно, так как Авраам был великим человеком. В Новом Завете нет ссылок на неудачи Авраама, все они записаны в Торе. В Новом Завете он предстает только как человек, который доверял Богу, подчинялся Ему и который был отмечен как отец всех верующих. Надеюсь, я смогу очень корректно показать здесь эти четыре ошибки отца правоверных.

Первая из них: он не оставил достаточно позади себя. Авраму был призыв оставить его страну и его родственников (Быт. 12:1). Повеление было: «Пойди... от родства твоего», но Лот, его племянник, «пошел с ним». Почему Аврам взял Лота — неизвестно. Воз можно, бездетный Аврам думал усыновить его, чтобы помочь Богу исполнить Его обещание произвести от него великую нацию. Как часто мы заботимся о том, как Бог собирается исполнить Свою роль в наших делах!

Нам известен финал. Лот, как и его дядя, стал процветающим и богатым в Ханаане; его пастухи ссорились с пастухами Аврама и им пришлось отде литься. Лот разбил свои палатки возле Содома и в конце концов потерял все, кроме своей собственной жизни и жизни своих двух дочерей, когда Бог уничтожал Содом и Гоморру. От этих двух дочерей образовались две нации — моавитяне и аммонитяне, которые всегда были занозой в теле потомков Аврама. И в конце концов они стали частью арабского народа, непримиримого в своем противостоянии Израилю. Сама земля Моава и Бен-Амми в настоящее время называется (частично) Иордания.

Если бы Аврам мог предвидеть будущее и последствия того, что он взял Лота с собой в Ханаан, он, возможно, более строго подчинился бы Божию повелению: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего...»

Вторая ошибка: он не остался достаточно долго там, где Бог поместил его.

Бог сказал: «Пойди... в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). И позже мы читаем, что в Ханаане «явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:7). Но вскоре читаем: «И поднялся Аврам, и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет пожить там...» (Быт. 12:9-10).

Мы можем сделать оценку его действий, если посмотрим на последствия его перехода в Египет. Аврам убедил тогда Сару, чья красота была очень привлекательной, выдать себя за его сестру (она и в самом деле была его сестра по отцу, но не по матери, Быт. 20:12).

Аврам оставил страну, которая была обещана ему и его потомкам и в которую он сохранно был доставлен; он пошел в Египет, который через всю историю Аврама и его потомков доказал, что рано или поздно он будет ловушкой для них; он прибегнул к отговорке, которая была наполовину ложью. Если бы не Божие вмешательство, исход был бы плачевным. Ибо египтяне увидели Сару, египетская принцесса порекомендовала ее фараону и фараон присоединил Сару к своему гарему.

Господь, однако, поразил фараона и его дом тяжкими ударами, и Сара в конце концов была возвращена ее мужу, а фараон побранил Аврама за обман и проводил его. «И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг... И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его...» (Быт. 13:1-3). Другими словами, после всего перенесенного в Египте он попал на то же место, откуда начал! Но что за опыт он приобрел, и только потому, что не остался достаточно долго в благословенной стране!

Третья ошибка: он не ждал достаточно долго выполнения Божиих обе­щаний. Бог уверил Аврама, что его потомки будут великой нацией. Но проходили годы и не было даже намека, что обещания свершатся. Бог даже сказал: «И сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт. 13:16). Но Сара оставалась бесплодной, так что в конце концов Аврам пришел к мысли, что придется управляющего делать своим наследником (Быт. 15: 2-3). Но Бог отверг все эти планы: «Не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (ст. 4). Это было сказано достаточно ясно.

Между тем Сара оставалась бесплодной, и в самом деле «обыкновенное у женщин у Сары прекратилось» (Быт. 18:11). И это привело к следующей ошибке Аврама. Сара, отчаявшись иметь детей, дала свою египетскую служанку Агарь своему мужу, и Писание говорит нам: «Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему... Измаил» (Быт. 16:15). Измаил, как мы знаем теперь, стал предком арабской нации, непримиримо враждебной Израилю. В этом испытании Аврам и Сара оказались не на должной высоте. Ей было 75, ему — 85 лет и, если бы Аврам подождал, Измаил не родился бы и Израиль не страдал бы от враждебного племени, которое, как и евреи, прослеживает свое начало от отца Аврама!

И четвертая ошибка: он не учился на своих ошибках. Когда Бог впервые призвал Аврама, Он обещал ему: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3)— ясное заверение в постоянной защите Бога. Мы уже видели путаницу, в которую Аврам вовлек себя, когда пошел в Египет и постарался выдать Сару за свою сестру. Но вот такая же история с ним повторяется снова. Он предпринимает путешествие на юг, на этот раз в страну филистимлян, и снова договаривается с Сарой выдать себя за его сестру. В результате она была забрана филистимским царем Герара.

И вновь Бог вмешивается для ее защиты и сурово предупреждает Авимелеха во сне. Самое интересное в этом отрывке то, что невиновный Авимелех упрекает Аврама точно так же, как это сделал фараон. «Что ты с нами сделал? Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают» (Быт. 20:9). Мы также замечаем иронию в упреке Саре: «Вот, я дал брату твоему...» — не мужу, а «брату» — тысячу сиклей серебра... и пред всеми ты оправдана» (Быт. 20:16).

На вопрос Авимелеха Аврам оправдывался: «Я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьет меня за жену мою» — и это-то при том, что Бог определенно обещал ему Свою защиту!

Мы должны быть здесь очень осторожны. Это правда, что Аврам не должен был ошибаться точно так же, как не должны ошибаться и мы. Своего рода урок был для него достаточным, и должен быть достаточен для нас. Отец правоверных должен был доверяться Богу даже и в Гераре или вовсе не ходить туда. Также и мы должны доверяться Богу в жизни или смерти. Будем очень осторожны в своих суждениях, ибо если мы обвиняем Аврама, мы обвиняем самих себя. Лучшим будет для нас извлечь урок из его опыта» (Ж. «Виноградник», июнь 1994).

В заключение приведу статью Кеннета Д. Паркера, еврейского богослова, который замечательно отвечает, как исполнились семь обещаний, данных Аврааму. Вот что он пишет:

«Почему Бог связал Себя обещаниями? Почему Он поставил Свою репутацию на кон? Почему Он дал Аврааму четыре тысячи лет назад несколько безоговорочных обещаний? По мере течения столетий Бог использовал эти обещания и продолжает их использовать, чтобы продемонстрировать Свою специальную роль в судьбе Израиля. Вот эти семь необыкновенных обещаний, как они записаны в Быт. 12:1-3.

«И произведу от тебя великий народ».



Авраам и его потомки через Исаака и Иакова казались неподходящим материалом для создание великой Нации. Авраам сам по велению Господа пошел в страну, где он был совершенно неизвестен. Его потомки позже стали рабами в Египте, и после того, как Моисей вывел их оттуда, они восстали против его руководства. Они почти утратили свое предназначение Господнего «удела из всех народов» (Исх. 19:5) из-за золотого тельца. Господь был до того разгневан, что готов был их истребить и произвести многочисленный народ от Моисея (Исх. 32:10).

Моисей ходатайствовал за них пред Богом: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Они явили себя скорее как нация бунтовщиков, чем священников Бога, к чему они были призваны (Исх. 19:6). Соседние Халдея и Арамея, а позже Ассирия и Вавилон, казалось, больше подходили для величия, чем эта новая нация пастухов, скотоводов и рабов.

Но что мы видим в результате? Где эти грандиозные, наводившие ужас на все страны, великие империи сегодня? Египет выжил. Почему же не выжили остальные нации?

В течение веков потомки Авраама, даже больше чем Египет, демонстрировали миру свое величие. Хотя еврейский народ и составляет лишь незначительную часть человечества, но он очень заметен на мировой арене, как ни один из народов планеты. Израиль продолжает доминировать в мировой прессе и, как видим, он не только выжил, но и прогрессировал как Нация.

«...и благословлю тебя...»

В наше время около пяти миллионов потомков Авраама осели в стра не Израиль. Что за благословение! Однако они окружены примерно 185 миллионами злобных врагов, чья территория занимает примерно 13 миллионов квадратных километров — площадь большая, чем Европа.

Но Израиль, столкнувшись в прошлом со многими ситуациями типа «Давид и Голиаф», продолжает быть защищенным, сохраненным и благословленным больше, чем его соседи! Он владеет демократией; его народ хорошо образован; он в состоянии делиться своими знаниями в области науки, медицины, технологии, сельского хозяйства и образования с большим количеством других стран, часто приглашая студентов издалека, чтобы они могли извлечь пользу из капитала Израиля. Господь так благословил народ, что он в состоянии разделять благословение с остальным миром.

«...и возвеличу имя твое...»

Около 2,5 миллиардов людей (евреи, христиане, мусульмане), половина населения земного шара, почитают Авраама сегодня, таким образом подтверждая обещание сделать его имя великим. Почему Бог дал такое обещание только ему, а не кому-либо другому? Потому, что через семя Авраама должен был придти Мессия. И что особенного в Мессии такого маленького народа? Он — «свет к просвещению язычников, слава народа твоего Израиля» (Лук. 2:32). Спасение, мир и процветание придет через Мессию Израиля. Он особый, поскольку через Него в конце концов свершится полнота благословения, когда Господь осуществит Свое великое обещание: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Иоил. 2:28).  


«...и будешь ты в благословение».



Еврейский народ благословил мир во многих областях человеческой дея­тельности. Их вклад в литературу, науку, искусство, музыку, финансы, медицину и технологию, к примеру, совершенно непропорционален статистически их числу. Авраам, таким образом, продолжает быть благословенным путями, каких он не мог предвидеть, и это только преддверие того, что должно придти. «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и преклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он Владыка над народами» (Пс. 21:28-29). Когда это пророчество осуществится, Авраам будет там, чтобы засвидетельствовать его осуществление через чудо воскрешения; он сам лично будет разделять это с нами в этом окончательном событии!

Но их благословение миру важно и в духовном плане. Через Израиль пришло написанное Слово, Библия, а также живое Слово — Сам Мессия (Рим. 9:4-5).

«Я благословлю благословляющих тебя...»



Дети Авраама стали неразрывно соединены с Иерусалимом, единственным городом, который Господь назвал «Мой город» (Ис. 45:13). Неудивительно, что псалмопевец призывает: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» (Пс. 121:6).

Особый интерес Бога к Иерусалиму относится ко времени, когда Царь-Мессия будет править в нем, о чем читаем у Исаии (2:2-3): «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима».

Наши молитвы за Израиль и Иерусалим всегда будут уместны, и народы и личности нашего поколения, помогавшие сохранить мир для Иерусалима, смогут убедиться, как верно Бог держал обещание их благословения.

«...и злословящих тебя прокляну...»



Народы и отдельные личности в течение тысячелетий показали, что это правда. Мы помним Ассирию, Вавилон, Персию, Грецию, Амана и недавнего Адольфа Гитлера. Когда он попытался истребить еврейский народ, проклятие Бога пало на него и его нацию. И мы можем только удивляться, что ужас истребления привел к осуществлению другого обещания Господа: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе» (Пс. 75:11). Как Бог прославился через проклятие Гитлера? В 1947 году, два года спустя после окончания Второй Мировой Войны, ООН была вынуждена, возможно, с помощью немого крика шести миллионов убитых евреев, образовать государство Израиль, и евреи вернулись домой после почти двухтысячелетнего рассеяния. Аллилуйя!

«...и благословятся в тебе все племена земные».

Ни одна из мировых религий не посмела соперничать с этим заявлением, самым необычным и выдающимся из семи: благодаря Израилю благословятся все народы земли! Это обещание уже начало осуществлять ся, ибо через семя Авраама, Исаака и Иакова все народы земли получили ценнейший подарок — написанное Слово Господне, а также живое Слово Мессию. И на самом деле, «все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи» (Пс. 85:9).

Первые шесть обещаний Аврааму осуществились, и осуществились перед нашими глазами, не неясным, символическим образом, а буквально; не сразу, а постепенно, в течение четырех тысячелетий, предсказывая будущую славу и неописуемый восторг для всего человечества. «Если же падение их (Израиля) богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их... Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» (Рим. 11:12-15). И поэтому мы уверены, что Господь еще осуществит все эти обещания полностью так, как они и были предсказаны! (Ж. «Виноградник», авг. 1997).

«Далеко идущие размеры этих обещаний, — пишет Дж. Х. Хантинг, другой еврейский автор, — до сих пор определяют судьбу как личностей, так и империй, согласно их отношению к потомкам Авраама. История ставит точку Божественного Суда на Аманах и Гитлерах и могилах их империй. Посмотри на Аман, который простирался от Индии до Эфиопии, или же на Третий Рейх Гитлера, который планировал управлять миром в течение тысячи лет. Только вера во всесильное могущество Вечного Бога может помочь понять величие заключительного обещания, сделанного Аврааму, что в нем благословятся все племена земные».



Источник: www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm


Количество просмотров 10937
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна