Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

Экзюпери, Крылов и Павел…

Хоть и не толпы, но все-таки люди в евангельских церквях порой крестятся. И, когда кто-то крестится, его, понятное дело, кто-то крестит. И вот принято считать, что крестящий принимает на себя пожизненную ответственность за крещаемого. Короче, если что у крещаемого идет не так, как положено или ожидалось, виноват не только он сам, но и крестивший.

Если глянуть шире, то считается, что служитель отвечает за того, кому он служит отправлением какого-то обряда – крещения ли, бракосочетания ли, благословения ребенка… Вот я задал в Гугле про «ответственность служителя» – и даже ежедневное чтение на эту тему могу прочитать, чтобы больше проникнуться животрепещущим вопросом. И слова по ссылкам все серьезные, «весомые, грубые, зримые», типа «быть служителем, это с одной стороны привилегия, с другой, большая ответственность».

Ни насчет привилегии, ни насчет ответственности, в принципе, не спорю. Ясно, что быть служителем – и серьезная привилегия, и нешутейная ответственность. Смущает меня «повязанность» служителя с тем, кому он послужил. Смущает по некоторым причинам.

Во-первых, начать можно со «священства всех верующих». Если в него и правда, не понарошку, верить, то получается ответственность всех за всех – какой-то Экзюпери просто, «в ответе за всех». Но я бы не спешил утверждать, что Экзюпери тут неправ. Возьмем примеры библейские, новозаветные.

Вот против апостола Павла мы ж ничего не имеем, это ж не Экзюпери, правда? Так апостол, как всем известно, сказал: «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» (1 Кор. 1:16). Странные слова, с ежедневным христианским чтением слабо стыкующиеся – как можно не знать, за чье поведение отвечаешь «по жизни», как не вести по житейской дороге души, тобой окрещенные? Но нет, апостол говорит, что не знает, крестил кого еще или нет. И нам этого никак теперь уже не узнать. Даже про Стефанов дом ничего не сказано далее вроде: какие занятия с новообращенными проводились, какие меры принимались с целью «недопущения» и «непозволения».

Что-то мне подсказывает, что и Филипп жил несколько другими заботами, чем треволнения о жизненном пути евнуха-ефиоплянина в своей Эфиопии. Но даже если допустить, что Филипп за евнуха очень сильно переживал (и я в это охотно верю, ибо случай был незабываемый), что он мог поделать, кроме как молиться за евнуха и его духовное состояние? Думаю, что ничего Филипп поделать не мог. Бог – и с Филиппом, и с евнухом мог все поделать, сам Филипп – ничего. Евнух самолично нес ответ за свои дела и поступки – и Филипп тут был не очень чтоб «при чем».

Лично я верю как раз в такой образ ответственности служителя и «обслуженного». «Обслуженный» говорит: я желаю креститься (жениться, проповедь послушать). Служитель служит крещением, бракосочетанием, проповедью. Если служителю приходит на ум крещенный, женившийся, выслушавший проповедь – он может за него молиться, его наставлять, вразумлять и тому подобное. Если это понимать под ответственностью – я согласен. Но неусыпный контроль над образом мыслей и поведением «обслуженного» я бы на служителя не возлагал. И с ответственностью бы как-то иначе я обходился – за свои грехи и пакости отвечает сам крещенный, а не дядя служитель. Служитель послужил, когда его попросили, и отпустил обслуженного в Эфиопию. А у служителя и своих забот хватает, можно поверить. Кроме того, с него никто не снимал ответственности за его личное «хождение», проблем с которым ничуть не меньше, чем у крещенного или выслушавшего умную проповедь.

Если, конечно, крещенный входит в малую группу или церковь, в которой начальником крестивший, начальник более жестко может контролировать вопросы поведения крещенного им, но точно так же жестко он будет вести себя и по отношению к тем, кто не им был крещен. Это вопрос несколько иной и оговаривается он детально конкретным уставом внутренней службы той или иной малой группы или церкви.

Вот я внимательнее глянул на текст того самого ежедневного чтения (www.blagovestnik.org/books/00419-08.htm – 9 августа) и хотел бы подчеркнуть главную цитату: «Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:27). Служитель может многое упустить, и, скорей всего, многое упустит – се ля ви! Но, по-моему, важно понимать, за что он отвечает, а за что – нет. Я не думаю, что крестивший или женивший несет пожизненную персональную ответственность за мысли, слова и дела крещенного или «пожененного». Слишком тяжек был бы такой крест и не по плечам человеку. Ответ за наши прегрешения до и после крещения и женитьбы под силу взять на Себя было лишь одному Существу в мире, Которое было не только человеком. Все остальные, даже если б сильно захотели взять на себя такую ответственность, надорвались бы. Но чаще всего попытки нести ответственность не за себя, а за кого-то, приводят не к «надрыву», а к лицемерию. Тут даже не Экзюпери, тут прямо Крылов и Лафонтен. Ну, в лучшем случае, для отвода глаз, Эзоп. Но все-таки Крылов нам лучше знаком. Так что лучше не крещаемых считать трудиться (вон Павел не считал), а на себя, в первую очередь, оборотиться. И точно то же самое надо бы делать и крещаемым, оборачиваться на себя регулярно. Напоминать им… С одной стороны да, это ответственность. Но с другой стороны, если Бог не напомнит, бесполезно про что-то напоминать. Так что я прямо даже и не знаю…  

А вот про волю Божию Павел, как по мне, дело говорит ефесянам. Только вот эта самая воля Божья – такой объемный и бесконечный даже предмет, что тут и правда никакими курсами для новообращенных (как, впрочем, и курсами для старообращенных тоже) не отделаешься. И если брать тут с Павла пример, то я бы советовал именно в этом его и брать: всем – и только что крещенным, и крещенным лет сорок назад, и только что сочетавшимся браком, и народившим кучу детей не упускать возвещать всю волю Божию – по самым разным вопросам и коллизиям. Упущения будут неизбежно, возвещение гладко не будет идти ни в коем случае, но только такой дорогой и нужно шагать. Покидает Павел ефесян и не группами для крещаемых и крещенных интересуется, а говорит, к примеру, такие слова: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). «Внимайте себе» – первая заповедь, даваемая им служителЯм.

У нас, в современных церквях (про миссии вообще не говорю) принято несколько иначе. Слово служителя – закон для подчиненного, то есть крещенного, обвенчанного и т. д. И «если кто-то кое-где у нас порой», часто в первую очередь вспоминают того, кто «кого-то» кое-где крестил, женил, благословил. Потому что служитель несет ответственность за того, кому послужил: Филипп за евнуха, Павел – за тех, кого то ли крестил, то ли не крестил (не знает точно). Если б оно так и было на самом деле, я бы вообще не советовал никого крестить и женить – кругом-то бродят одни грешники, и кто его знает, кто что собирается выкинуть в ближайшие пять минут или пятьдесят лет. Служителям, у которых крещение и «сочитывание» поставлены на поток, я вообще не завидую. Отвечать за поведение толпы народа – гиблое дело. Надорваться тут проще простого. Не до служения будет, если и правда верить, что ты несешь лично ответ за все, что выкинет крещенный тобой.

Нет, у служителя жизнь, несмотря на все «привилегии», не мед. Тот же Павел про это говорит куда как ясно: «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:23-29)

Но, может быть, поэтому-то и не надо прибавлять ответственности тем, кто и так тянет воз. Если прибавить тому, кто тянет «от души» – как бы не придушить. Если возложить на того, кто делает вид, что тянет – он и будет делать вид, какие хочешь классы и курсы придумает. Смысла в любом случае не вижу. А вообще-то зачем что-то выдумывать и изобретать? Некогда будет волю Божию возвещать. Всю. Без остатка.

 


Источник:kakasiewicz.livejournal.com/19236.html


Количество просмотров 1307
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна