Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

На победу

На Красной площади скоро выстроятся бравые офицеры, солдаты и курсанты, отмечая очередную годовщину, а в этом году и юбилей победы Советского Союза над немецкими захватчиками во Второй мировой войне. Как ни странно, настроения, связанные с этой войной и победой, сегодня не так однозначны, как если бы это было десятилетия назад. И дело тут не только в постмодернизме нашей эпохи.

По-модернистски настроенное человечество содрогнулось однажды, а потом еще раз после двух мировых войн, которых разделило всего-навсего какое-то с лишним десятилетие. С триумфализмом гуманистов, которые тешили себя мыслью о достижении и выходе за пределы мироздания, было в каком-то смысле покончено. Взамен: полное разочарование в способности человека познать истину. Постмодернисты теперь содрогаются при каждом поднятом боевом кличе искать правду или универсалию. Они помнят, что со временем Инквизиции «охотники за вечными и непреходящими идеями» не забывали при случае разжечь костер аутодафе, на котором, корчась от боли, будет сгорать до пепла любой противник (т.е. грешник) непреходящего вечного «авторитета» – святой католической церкви… Подобные подозрения в западной Европе перешли и на все христианство.

Победа союзников, унижение Германии, изменение лица Европы и появление новых супердержав США и СССР – результат войны. По обе стороны идеологически заряженных государств по-разному воспринимали саму войну и то, кто в ней считался победителем и побежденным. Да и само слово «победа» на русском языке означает нечто, что пришло «после беды». Поэтому и «победу» в странах бывшего Советского Союза стали воспринимать по-разному. Разочарованные в высоком взгляде на человека постмодернисты верили, что ответственность за интерпретацию фактов всегда несет сильнейший.

В известном смысле, скажут они, истины вообще-то не существует. Существуют нормы. А нормы, так называемые «истины», интерпретирует – и интерпретирует успешно – тот, кто обладает властью. Родившиеся в СССР скажут, что действительно заслуженная победа в войне с фашистами была результатом действия Советской Армии. Ничего более. Начиная с детского сада и начальной школы именно такая мысль им втолковывалась в голову благодаря коммунистической пропаганде. Интересно, но факт, американцы и европейцы, мягко говоря, считают это рассуждение достаточно спорным.

Более того, те национальные государства, которые пришли на смену развалившегося Союза, тоже толкуют «победу» по-разному. Воззрения прибалтийцев, поляков, украинцев серьезно отличаются от взглядов российской политической элиты. Это происходило потому, что эти страны были объектами исключительно политического влияния и нажима со стороны крупных держав, таких как, скажем, СССР. А поскольку Союза больше не существует, не существует и рычагов, с помощью которых властелин на глиняных ногах оказывал бы далее свое влияние. Таким образом природа понимания этого исторического события в корне изменилась. Хотя бы потому, что в нашем распоряжении имеется больше информации.

Сегодня стало модным попинать Красную Армию. Наверное, есть за что. Да и слишком много конфуза да противоречий подкидывает нам, родившимся после этой войны, история. Когда произошло крушение СССР, на неподготовленных людей обильно выливалась как архивная, так и зарубежная альтернативная информация, где говорилось, кроме всего прочего, что советские солдаты, перейдя границы своего государства, чуть ли не изнасиловали всю Германию. Наверное, не без этого. Тем более, автор этих строк и сам был очевидцем свидетельства уже пожилого преподавателя Реформации, немца, который поделился далеко не обычными для нашего слуха интимными воспоминаниями, рассказывая нам, студентам из России и Украины, как «советские освободители» насиловали на кухне его мать. Мы не знаем, какую меру и степень зла оставили после себя вне родины наши отцы и деды. Это была простая злость и месть грешного человека. А если снять со своих глаз пелену политической и религиозной ангажированности, можно с уверенностью сказать, что в этой войне было не так много подлинных историй без пятна и порока, которые со временем будут свиты в священные саги и легенды. Хотя политическая пропаганда, естественно, всегда подскажет своему социально-пассивному последователю, где «отважные разведчики, а где – подлые шпионы».

Другой трагичной страницей нашей истории были штрафные батальоны и заградотряды. Сотрудники НКВД расстреливали всех тех, кто приходил, спасаясь бегством, из плена, либо отправляли их «искупать своей кровью вину» в организованные из политических заключенных и откровенных бандитов-криминалов штрафные войсковые подразделения. Вот так жестоко и бесчеловечно поступала со своими сынами наша родина. Так получилось, что исторически российское государство в лице бездушных царей и чиновников с необъяснимой жадностью пожирало принесенных ей, как древнему Молоху, своих подданных и граждан.

Но факт был налицо: изменение взгляда на войну породило такую философию и мышление, что «правду», будь она историческая или метафизическая, знать в принципе невозможно. Правда и истина порождаются силой и властью. Бессмысленно подвизаться за ее поиск. Она спрятана за кулисами бесконечных интриг и манипуляций гнусных политиканов. Мы – рабы заговоров и тайных союзов. Миром правят масоны, банкиры и… евреи. «Демшиза», короче говоря…

И одним из самых ярких и неоднозначных философов постмодернизма, который сформулировал идею обусловленности «истин» и «правд», подаваемых из прямоугольного корпуса громкоговорителя, был Мишель Фуко. «Истина», считал философ, есть продукт общественный, культурный и политический. Это растяжимое понятие, которое приобретает ту или иную форму в силу сугубо корыстных мотивов власть имеющих. Не существует чего-то правильного или неправильного. Есть то, что является нормальным и ненормальным в данном культурном и политическом контексте.

Конечно, в жизни не без этого. Постмодернисты весьма корректно отметили, что власть и сила в руках морально извращенного человека могут пробудить в нем желание ре-интерпретировать любые исторические и политические факты, явления. (Это похоже на то, как пытаются перетолковать историю победы советских солдат в тех же странах Прибалтики). Сжигая свой собственный город, Нерон стоял на возвышенном месте в свете горящего пламени и мерцающих огней пылающего древнего Рима. Приходящий в себя, экзальтированный от запечатленного зрелища император тревожно раздумывал о том, на кого бы «свалить» ответственность за массовый поджог домов разъяренных горожан. Ими оказались члены недавно зародившейся секты христиан.

Отматывая историческую кинопленку, мы можем увидеть массу подобных сфабрикованных «истин». Однако, с другой стороны, постмодернисты вылили ребенка вместе с мыльной водой. Одно дело истина, другое дело – извращение истины. Конечно, политическим элитам приходится подавать те или иные факты под каким-то замаскированным соусом. Но это не означает, что истины и правды нет. Или то, что она недостижима. Скажем так. Признаться и исповедоваться за мрачное и греховное советское прошлое нашим политикам мешает здравомыслие и четкое осознание своей роли консолидировать российских граждан. Ведь среди них самих нет четкого согласия с тем, как рассматривать советское прошлое. И дело тут не просто в подтасовке фактов.

Германия признала ужас фашизма и ощутила себя в глубоком долгу перед восточной Европой в силу наличия консолидации и единодушия своих граждан. А как быть с народом (или народами?) такой страны как РФ, если он себя даже гражданским обществом еще толком не чувствует. В смысле наличия и реализации своих гражданских прав. Осознания своей государственной идейности и пр. Вот и приходится нам «консолидироваться», испытывая явное чувство противоречия: под распев российского гимна, мы вспоминаем всех тех, кто пал от фашистского снаряда и кого расстреливали сотрудники НКВД.

Мы живем в переходное время. Жить в оное с горькой иронией могли пожелать нам насмешливые древние китайцы. Ох, как оно и затянулось. Консолидация. Идея. Гимны. История. Национальная политика.

А закон?

Если оглянуться и присмотреться к древней священной Истории, то можно отметить одну закономерность: как при пророке Моисее, царях Давиде и Иосии, книжнике Ездре – ядром любой консолидации являлся закон, Тора. Закон служил мерилом истинности, гарантом прав и перечнем обязанностей граждан перед лицом Бога и царя. И если наш народ смирится пред Ним и обратится к закону, слушанию и выполнению оного, выздоровление общества непременно придет.

Виктор Шленкин, "Баптисты Петербурга"


Количество просмотров 1148
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна