Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

О развитии лидеров

«… кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий– как служащий»
(Евангелие от Луки, 22:26)


В истории христианства, идея лидерства, среди прочего, связана с античными представлениями о государстве и об управлении частной собственностью. Однако в последние десятилетия, понятие «лидер» употребляется христианами в отношении тех людей, на которых Бог возложил ответственность за определенную деятельность, наделив их способностью оказывать благотворное влияние на верующих людей для исполнения Божьего замысла по отношению к этим людям.

Лидерство начинается с понимания миссии жизни человека. Лидерство это процесс оказания влияния. Лидерство включает в себя сподвижничество людей к достижению определенной цели. Лидерство имеет функцию по упорядочению и управлению процессами. Лидерство существует везде, где есть межличностные отношения, где происходит объедение и координация индивидуальных усилий людей.

Сегодня как никогда ранее в наше время важным является потребность в развитии лидеров. Фундаментальная подготовка к решению профессиональных задач требуется руководителям многоразличных светских и религиозных организаций. Вне зависимости от количества последователей (или подчиненных) от рода деятельности, хорошо ли это или плохо, но лидеры влияют на людей и ситуацию. Лидеры потенциально оказывают огромное влияние на мировоззрение и поведение людей, на эффективность и нравственный образ организации (или компании). То, как отдельно взятый лидер понимает стиль и ценности своего руководства, может быть образцово-показательным или неприемлемым для подражания.

Из-за исторического багажа нам порою трудно иметь дело с понятиями «лидер» и «лидерство» в контексте христианской жизни. Порою не удается развести эти понятия от чисто светского, государственного (а порой, – советского) контекста. Однако христианину необходимо смотреть на вопрос шире, проникнуться в понятие «лидерство» с библейско-богословской точки зрение. О. Сергий Булгаков правильно подметил, что для античного человека, государство – все: дом, родина, храм, а у христианина же оно из центра переместилось в периферию. Христианин, по Булгакову, нашел новое жилище, и не только за пределами этого мира, но и на земле. Это – церковь, община. (С. Булгаков. Два Града). Следовательно, говоря о «лидерстве» с христианской точки зрения, жизненно важно, чтобы принципы лидерства были укоренены в библейских истинах (см. Первое послание к Тимофею 3:1-13). Для лидера-христианина вести других за собой – принятие на себя ответственности служения (см. Евангелие от Иоанна 13:1-17).

С христианской точки зрения, в условиях постоянных и координальных перемен необходимо учиться лидерству и обучать других не просто ради повышения управленческой квалификации в себе и в других, но ради более высокой цели – ради прославления Бога, ради служения Богу и людям.

Качественная программа по развитию лидерства должна преследовать следующие цели:


- Способствовать аналитическому рассмотрению стиля руководства, избранных ценностей и этики управленческой деятельности. как для отдельно взятых людей, так и для целых организаций. Такой анализ должен проводиться без отрыва от понимания сути стратегического планирования и оценки эффективности групповой деятельности.

- Обучать лидеров в контексте межпоколенного диалога и взаимодействия уже состоявшихся признанных лидеров с начинающими руководителями, чтобы генерировать взаимовыгодный и взаимообогащающий обмен идеями, опытом и связями.

- Инициировать и поощрять проведение непродолжительных тематических семинаров и тренингов.
- Побуждать христианское сообщество тому, чтобы установить сотрудничество на уровне национальных лидеров.

Богочеловек Иисус Христос – наилучший образец, на основании которого нужно развивать лидерство. Иисус избрал Себе команду из двенадцати совершенно разных по характеру людей. Он формировал их как Своих последователей, сочетая теорию с практикой. В своем земном служении проповеди Иисус Христос выступал в качестве сопричастника общего дела – созидания Царствия Бога. Он был посвящен единой миссии, разделяемой Триединым Богом. Иисус Христос не стремился создать видимое образовательное учреждение, но сосредоточил внимание на построении устойчивых взаимоотношений со своими учениками, путем мобилизации и поддержки института наставничества (менторства, ученичества). Он не пытался сделать все собственными усилиями, а создавая команду единомышленников, делегировал задачи своим ученикам. Он учил своих последователей не только как нужно молиться, действовать, но – и как отдыхать. Главное – Он передавал и прививал ценности. Он вел других, подавая пример. Церковь как Тело Христово, имеет надмирно-эсхатологический характер. В этой метафоре выражено единство Церкви, ее основание, и ее происхождение, которое лежит за пределами воли и действий отдельных лиц.

В понятии Тело Христово выражена уникальная сущность Церкви, которая, не имея национальной, политической или социально-статусной окраски стремится продолжить земное дело Христа – призвать людей веровать в Единосущного Бога. Следовательно, становится очевидным, что лидеры должны быть, прежде всего, хорошими вдохновителями. Они – те катализаторы, чья искра может воодушевить, мотивировать людей и производить изменения в их понимании, поведении, восприятии действительности и последующих действий. Вместо того, чтобы бытьтребовательными начальниками или тиранами, лидеры должны создать; микроклимат в котором сотрудники (соработники) работали слаженно и без сбоев. Однако лидер в любой организации не должен быть обречен на жизнь согласно поговорке: «Он и швец, и на дуде игрец» – т.е. он не должен неким сверхчеловеком, который все знает, все может (и должен) делать, который до винтика знает устройство сложного механизма, называемого организацией. Сильный лидер вдохновляет, дает возможности, координирует развитие таланта других (сотрудников). Его цель – добиваться достижений с помощью команды-единомышленников. Хороший лидер концентрируется не только на достижении поставленных задач, но и на построении гармоничных взаимоотношений внутри команды. Лидерство включает в себя создание команды и управление изменениями. Лидерство само по себе – великое пасторское искусство, в центре внимания которого лежит дарованный Богом человеческий талант, который, однако, не может рассматриваться как самодостаточный (лидер не должен надеяться на свой талант, но, прежде всего на Бога).


Если евангельская церковь в России хочет духовно преображаться в Боге посредством наставничества, а не просто стремиться к увеличению количества людей в церквах и к принуждению людей изменять внешний вид, то ей потребуется большее количество лидеров, утвержденных в Священном Писании, смиренных, благородных и обходительных и водимых Духом.

Лидеры задают тон тем, кого они за собой ведут. Эффективные лидеры – конструктивные, целостные личности, способные вдохновлять на духовный и трудовой подвиг. Они преследуют цели, к которым призывал пророк Михей 6:8 – «…действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом». Это означает, что эти лидеры знают не понаслышке о том, что значит «быть сломанным обстоятельствами, так что «острые углы» их характера округлены и заменены на более превосходное качество сострадания (любви в действии).

Любовь Божья дарованная человеку для того, чтобы испытав на себе благодать Божию, человек был способен совершать поступки для всеобщего блага. Отсутствие любви в поведении лидера разрушает их способность поступать созидательным образом. Бог, производящий в верующем любовь, подвигает его совершать благие поступки по причине любви к ближним, дабы содействовать их благу. Поступая благородно, великодушно и в смирении (поступая в любви) лидер чувствует себя обязанным не только менять других, но повиноваться и менять самого себя, менять свое отношение, поведение и жизнь на благо другим. И это происходит потому, что Божественная Любовь «долготерпит, милосердствует и не завидует; любовь не превозносится и не гордится, не бесчинствует; не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).


Опубликовано в Блоге Александра Негрова, ректора СПБХУ


Количество просмотров 2067
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна