Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

Духовность начинается с заботы о душе

Сегодня тема духовности является достаточно популярной, данная тема поднимается в разных дискурсах - в связи с историей, культурой, образованием и, конечно же, религией. Подчеркивается важность осознания того, что духовность является составной частью нашей повседневной жизни. Духовность связывается с преображением, изменением «обычной» жизни человека и общества в целом.

Рассмотрение понятия духовности в любом дискурсе, однако, не принесет значимого результата, если не будет учтена духовная составляющая сущности человека, выраженная в таком понятии как душа. Как известно, человек, будучи созданным, по образу и подобию Божьему, наделен тройственной природой, благодаря которой и осуществляется внутренняя душевная работа по устроению души человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». [1]

Нам достаточно трудно порой разобраться со всем комплексом сложных процессов происходящих в душе человека. Такие часто употребляемые выражения как «поговорить по душам», «жить душа в душу» свидетельствуют лишь в пользу подтверждения сложности и уникальности человеческой души. Мы не всегда можем объяснить значение этих слов, но мы «чувствуем», о чем идет речь.

Душа человека представляет сложную, комплексную и цельную сущность, включающую интеллект, чувства, эмоции, волю. Наличие духовности присуще только человеку. Высокоорганизованные животные могут обладать довольно совершенным разумом, чувствами и волей, но духовность, как проявление духа у них отсутствует. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий отмечает, что «духовность – есть высшее достижение человеческой души».[2]

На мой взгляд, все усилия направленные на возрождение, поднятие, воспитание духовности необходимо связывать с заботой о душе человека. Иисус очень высоко оценил такого рода заботу. В евангелии от Матфея записаны такие слова, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»[3] Ценность души человека сравнивается с ценностью всего мира. В Священном Писании отчетливо видно, что душа человека является предметом заботы трех личностей: Бога, собственно человека и князя мира сего.[4]

Бог заботится о душе человека в первую очередь, как ее Творец. Это то, что дорого в глазах Бога, как отца. У меня есть пятилетний сын. Он дорог мне, в первую очередь не потому, что он симпатичный мальчик, не потому, что у него красивые глаза, не потому, что он добрый малый, хотя все это немаловажно для меня, а потому, что у него есть душа. Его душа – это предмет моей заботы. Душа человека – это предмет Божьей заботы, это Его творение и Он стремиться к сохранению души человека. Он готов предупредить человека об опасности, которая грозит его душе. Творец спрашивает Каина: «Почему, ты огорчился? Что произошло? Почему поникло лицо Твое?»[5] Очевидно, что намерения Каина могли навредить его душе. Задавая вопросы, Господь показывает Каину ход его мысли: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?»[6]

Причинив вред своей душе, Каин убегает от лица Господня, потеряв всякую надежду на устроение своей духовности, потеряв связь с Творцом. Далее по тексту, Каин сокрушается: «наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня».[7] Однако Бог, заботится о восстановлении души, сделав Каину знамение.

Душа также является предметом заботы самого человека. Благодаря духу человеку внутренне свойственно заботиться о своей душе. Человек делает это по-разному. Искусство, культура, творчество в той или иной мере удовлетворяют потребности нашей души. Для Творца также важно то, как мы заботимся о своей душе. Для чего мы открываем свою душу? Бог говорит, что у дверей Каина лежит грех и с этим нужно что-то делать. Таким образом, то, что находится «у нашего порога», может быть принесено в нашу человеческую сущность – душу. Бог дает Каину совет, чтобы он господствовал над тем, что лежит у порога его души. То, что лежит у порога нашей души может, либо причинять вред нашему естеству, либо развивать нашу внутреннюю сущность. Я живу в сравнительно чистом подъезде. Однако есть такие подъезды в домах нашего города, что, заходя туда, ты всякий раз испытываешь неприятные чувства. Хотя никому из жильцов этого дома и в голову не приходит нести мусор из подъезда к себе в квартиру. К сожалению, с душой у нас дело обстоит не всегда так, как с квартирой. У порога нашей души может находиться очень много разных вещей и нам важно понимать то, что мы принесем в нашу душу. Какая польза человеку, если он навредит своей душе…

Апостол Павел дает нам совет о том, как заботиться о душе: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами».[8]

Не приняв во внимание предупреждение Божье, Каин причинил вред своей душе. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».[9]

Душа человека является предметом заботы не только Бога и человека, но также и князя мира сего, дьявола. У порога нашей души он оставляет много всего разного. Когда мы внесем это внутрь нашего дома, то принесенное причинит нам вред, а позднее и горе. «Горе им, потому что идут путем Каиновым»[10], - пишет Иуда.

В то время как Бог заботится о восстановление цельности и гармонии личности человека, задачей лукавого является причинение вреда этой личности, разжигание конфликта между душой и телом. Поэтому понятие духовности следует рассматривать, принимая во внимание триединую сущность человека с духом, душой и телом. А начинать нужно с заботы о душе человека, чтобы тот не заблудился в похотях, а обрел настоящую сущность, вернувшись к Пастырю и Блюстителю душ.[11]

В заключении отмечу важность практической заботы о душе человека для всех христиан и, особенно, для молодого поколения, зараженного грехом потребительства и эгоизма. Слова Иисуса: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве»[12],по прежнему остаются актуальными. Но они так и останутся словами, если мы не уясним для себя заботу Бога о человеческой душе. Забота о человеческой душе – это то, что волнует Бога в первую очередь. Прочувствовав Божью заботу о душе человека, мы приступим к жатве правильно. Позднее, мы просто будем удивлены тому, как Бог приведет новых людей в наши жизни, церкви и служения, испытаем как «из чрева потекут реки воды живой ». [13] Сегодня много жатвы, как никогда! Богу нужны делатели, церкви и служения, где будут искренне заботиться не только о своих кошельках, но и о душе другого человека, потому что сам «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».[14]

Евгений Молодчий, координатор ШБС в Харькове, магистр искусств в практическом богословии



[1] Быт.2:7
[2] Архиепископ Лука. Дух душа и тело. Москва: Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 1997, С.81.
[3] Мтф. 16:26
[4] Ин.16:11
[5] Быт. 4
[6] Быт. 4:7
[7] Быт. 4:13-14
[8] Фил. 4:8,9
[9] Быт.4:8
[10] Иуд. 1:11
[11] 1Пет.2:1-25
[12] Иоан.4:35
[13] Иоан. 7:38

[14] Матф.18:11


Источник: www.bez-sten.com


Количество просмотров 9699
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна