Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Судя по всему

В жизни христианина, особенно служителя, совсем не праздным является вопрос о том, как рассуждать, не осуждая. Мы ежедневно сталкиваемся с проблемами, в которых необходимо рассуждать, вынося оценку событиям и людям. Кого привлечь к лидерскому служению? Как решить вопрос о дисциплинарном взыскании на членском собрании? Как разобраться между людьми находящимися в конфликте? Могу ли я с кем-то обсудить поведение другого человека, которое меня беспокоит?

Библия говорит: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7:1-5).

Мы часто попадаем в ситуацию, когда люди, слыша критику в чей-либо адрес, набожно говорят: не судите, да не судимы будете. Эти слова Иисуса многие понимают как запрет любого критического, оценочного взгляда на человека или событие.
Давайте представим себе, что мы решили в сердце своем твердо держаться этого повеления Христа, не подвергать критике ни одного человека и не выносить о нем никакого суждения, полагая, что это не наше дело - Бог ему судья. Каким образом тогда мы сможем исполнить следующее повеление Писания: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф. 7:6)? Нам ведь нужно оценить, о каких людях Христос сказал: "псы" и "свиньи".
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:15-17).

Конечный этап в этом тексте, если брат не послушал обличений, - осуждение его: да будет он тебе, как язычник и мытарь. Но ведь Иисус говорил: не суди! Кто-то возразит, что выносит суд церковь, а она имеет на это право. Но церковь - это мы. Если каждый из нас ни о ком не судит и никого не осуждает, то как мы разберемся, прав человек или виноват, и проголосуем за осуждение в итоге, если он виновен и не оставляет грех?
А как быть, если я начальник и мне нужно решать вопросы компетентности моих подчиненных, принятия или увольнения их с работы? Могу ли я судить о них?
Множество текстов в Ветхом и Новом Заветах учат верующего не быть нерассудительным и пассивным в отношении зла в нашем мире, но уметь оценивать людей и судить о них. "Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Ин. 7:24) - здесь Иисус говорит, что мы можем судить, но праведным судом.

Что же имел в виду Иисус, говоря: не судите, да не судимы будете? Прежде всего, слова Христа относятся не к нам, а к Израилю, к которому Он послан. Израиль ожидает Мессию, который проведет суд над язычниками и освободит израильтян от оккупантов. Израильтяне будут царствовать с Ним, как во времена золотого века в царствование Давида и Соломона.
Израиль имел определенный взгляд на язычников, не говоря уже о том, что и в самом Израиле было деление на достойных (книжники, фарисеи и особенно ревностные израильтяне) и недостойных. При этом у каждой партии были свои критерии деления людей на достойных и недостойных.
Фарисеи осуждали других за неисполнение мелочных предписаний Закона, а о них Иисус говорил, что они оставили важнейшее в Законе: "суд, милость и веру" (Мф. 23:23). Евангелист Лука приводит притчу Христа об израильтянах, "которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других" (Лк. 18:9).

Апостол Павел пишет об Израиле, имеющем познание истины благодаря Закону Божьему: "Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?" (Рим. 2:17-23).
Поэтому, "каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить", - говорит им Иисус (Мф. 7:2). "Достойный" Израиль не принял Христа как Мессию и будет судим Богом, а недостойные язычники приняли и будут прощены, станут Новым Израилем.

Итак, в контексте Евангелия от Матфея и всей Нагорной проповеди эти слова не просто наставление ученикам, но и предостережение суда Израилю. Предостережение судить судом праведным, не быть лицемерами, не заниматься критиканством и поверхностным осуждением ближних. Народ Божий должен отражать Божью природу: быть милостивым к ближнему, любить его, как самого себя, - тогда этот народ может ожидать милости к себе со стороны Бога.
Таким образом, можно перефразировать слова Христа: никого не осуждайте легкомысленно и придирчиво, тогда и вас Бог не осудит, потому что каким судом вы судите, таким Он осудит и вас, и как вы относитесь к людям, так и к вам отнесется Бог. Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Следовательно, Иисус не учит, чтобы мы не оценивали людей и не судили об их поступках. Он не запрещает и человеческие суды, но запрещает поверхностное критиканство и легкомысленное осуждение ближнего.
Во Вторую мировую войну произошел случай, хорошо иллюстрирующий поспешное осуждение. Один английский офицер военно-воздушных сил получил из рук королевы награду за храбрость. Сменив форму на гражданскую одежду, он отправился с приятелями отметить это событие в одном из лондонских ресторанов. Там к ним подошла молодая девушка и вручила каждому белое перо - знак отличия за трусость. Она думала, что эти молодые люди кутят в ресторанах, в то время как остальные погибают на войне, защищая Родину.

Когда мы становимся такими неправедными судьями ближним, мы подпадаем под соответствующий суд Божий.
Кто же имеет право судить, то есть оценивать и осуждать других?
Каждый отдельный человек имеет право оценивать и различать людей и ситуации. Суждение, или рассуждение - это способность мыслить, строить умозаключения, оценивать поступки, высказывать согласие или несогласие. Оценивая человека или ситуацию, мы можем принимать решения, касающиеся только нас, нашего поведения или реакции на происходящее.
Например: если какой-либо человек не умеет хранить чужие тайны, все рассказывает другим - я не буду доверять ему никакие секреты. В этом случае я не осудил данного человека, а оценил и сделал выводы в отношении своего поведения по отношению к нему. Или: если некий брат горяч, много хочет сделать для Господа, но не постоянен в служении и быстро меняет планы - ему одному опасно доверить это дело. Наказывать или обвинять человека за его недостатки мы не имеем ни права, ни власти. Человек может измениться, он в силу обстоятельств имеет такой характер, темперамент, мировоззрение, отношение к людям и т. п. Но мы имеем право скорректировать свое поведение по отношению к нему.

Мы должны совершать оценку в пределах своей компетенции. "Все испытывайте, хорошего держитесь", - говорит апостол Павел (1 Фес. 5:21). Мы обязаны различать зло, лжеучителей, козни лукавого, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Нужно уметь подавать свой голос в принятии решений церкви, а также государства. Мы должны этому научить и наших детей. Научить их различать, где хорошая компания, а где плохая, что является грехом, а что нет.
Есть и те инстанции, которые имеют право не просто сформировать мнение, но и власть вынести суд или осудить (отлучение, увольнение, наказание и т. п.). Осуждение - неодобрительное мнение, порицание, признание кого-либо виновным, вынесение приговора к наказанию.

Господь дал власть поместной церкви решать вопросы, связанные с пребыванием ее членов внутри общины, с их согрешением, плодами покаяния, духовным ростом, соответствием определенному служению. Церковь имеет право и обязана решать эти вопросы, совершая праведный и милостивый суд не для наказания, а для исправления и духовного роста ее членов. Вынесение наказания не касается вечной участи человека, но выражает свое отношения к его греху и пребыванию в поместной церкви: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас" (1 Кор. 5:9-13).

Право судить есть и у государственных судебных инстанций. Существующий институт власти установлен от Бога, пишет апостол Павел (Рим. 13:1). Правители от Бога посылаются "для наказания преступников и поощрения делающих добро" - вторит ему апостол Петр (1 Пет. 2:14). Без законов и властей, следящих за их исполнением, невозможен порядок и безопасная жизнь в обществе грешных людей. Честно ли власти исполняют свой долг или пользуются служебным положением - это уже их ответственность перед законом и Богом.
Господь дал начальникам, имеющим в подчинении других людей, также право в рамках своих полномочий решать различные вопросы: оценивать соответствие работника занимаемой должности, оценивать его производственную деятельность, принимать и увольнять. Другое дело, что и начальники обязаны совершать этот суд праведно и милостиво.

Воспитывать и наказывать детей - обязанность родителей, которые юридически ответственны за поведение своих чад в обществе до определенного возраста. Однако мера наказания ограничена и для родителей (они не могут жестоко наказывать детей, выгонять их из дома и т. п.).


Муж, согласно Слову Божьему, является главой семьи и начальником над своей женой и имеет право принимать решения в отношении нее: что-то запрещать, не разрешать, не благословлять и т. п. Он ответствен за нее перед Богом.
Любые из этих категорий людей, имеющие право осуждать других в пределах данной им власти, ответственны перед Богом за свои решения. Апостол Павел, говоря о рабах и их господах, заключает: "И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия" (Еф. 6:9). Иметь власть над кем-то - еще большая ответственностью, чем отвечать только за себя.

Итак, никого не осуждайте легкомысленно и придирчиво, тогда и вас Бог не осудит, потому что каким судом вы судите, таким Он осудит и вас, и как вы относитесь к людям, так и к вам отнесется Бог. Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами.
В нашей личной оценке других людей мы должны проявлять осторожность, так как не всегда способны быть объективными в силу различных причин, влияющих на нас. Перечислим некоторые предпосылки правильного суждения о других людях.

Во-первых, это любовь возрожденного сердца. "Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божью", - пишет апостол Павел (Рим. 15:7). Только тот, кто познал прощение Христа и Его любовь к себе, потенциально способен так же относиться и к другим. Именно любовь возрожденного сердца к людям является основным мотивом правильного отношения к ним. Если же в данный момент мы не испытываем полноты близких отношений с Богом, это влияет на нашу способность давать верную оценку людям. Мы не способны сделать это с любовью.

Во-вторых, необходима непредвзятость. Больше всего, когда мы рассуждаем о ком-то, на нас влияем мы сами, наше мировосприятие и личное отношение. Симпатизирует нам человек или он нам не нравится? Разделяет он наши убеждения или критикует нас? В дружеских мы с ним отношениях или в натянутых? Соперник он нам или нет? Все это влияет на нас и не дает нам быть объективными в суждениях. Мы подвержены фатальной склонности преувеличивать ошибки других и преуменьшать тяжесть своих собственных. Мы хотим во что бы то ни стало вытащить сучок из глаза ближнего, а бревна в своем глазу не чувствуем. Это и есть предвзятость и лицемерие, как сказал Иисус.
Прежде чем оценивать человека, проверьте себя: нет ли у вас негативного к нему отношения, предвзятости, соперничества, обиды и т. п.

В-третьих, мы должны знать самого человека и все обстоятельства. Известный раввин Гиллель говорил: не суди человека до тех пор, пока сам не побывал в его положении или в тех же обстоятельствах.
Мы можем не знать всех обстоятельств жизни человека. Может быть, он находится в депрессии или кризисе и не способен в данный момент вести себя адекватно. Может, он понимает свои недостатки, борется с ними и уже достиг прогресса по сравнению с самим собой годом раньше. Никто из нас не знает, какой силы искушения одолевают другого. Человек со спокойным и ровным темпераментом и представить себе не может искушений человека с горячей кровью или больной нервной системой. Человек, воспитанный в хорошей семье или христианском окружении, не знает ничего о чувствах того, кто вырос без любви и был никому не нужен. Мы же зачастую, однажды столкнувшись с кем-то, спешим осудить человека за нехристианское поведение и навесить на него ярлык вспыльчивости, угрюмости или необщительности.

И наконец, нужны огромное усилие и труд, чтобы вникнуть и понять человека. Чтобы достичь взаимопонимания с кем-либо, надо затратить много усилий. Поэтому, если мы не хотим вникать в жизнь людей, если мы ленивы и безразличны, не стоит становиться служителем либо начальником. Построение взаимоотношений с грешными людьми - это самое сложное, что может быть в этом мире.
Думается, одна из основных причин проблем и упадка в церкви - отсутствие пасторского душепопечительства. К сожалению, некоторые служители больше заняты собой и своими интересами, чем людьми в церкви. Они не хотят тратить силы на неблагодарный труд разбираться с проблемами других и растить их в вере. Конечно, люди в такой церкви остаются с нерешенными внутренними проблемами, не имеют ресурсов любить окружающих и мало кого привлекут в церковь своей жизнью.

Что же делать, если меня обидели, если я вижу несправедливость и нечестность?
Прежде всего доверить в молитве Богу свою проблему: молиться о человеке и о себе, честно открывать Богу свои негативные чувства, не боясь их. По возможности поговорить с человеком и высказать ему свое мнение, не осуждая при этом. Можно выговорить кому-то свои терзания и негативные чувства относительно других людей - это не является осуждением или сплетней, но моим переживанием. Только высказывать это нужно зрелым христианам, способным правильно воспринять, оценить, а также помочь нам разобраться в наших чувствах и ситуации.



Павел Чернов

Источник: Христианский журнал "МИССИОНЕР"


Количество просмотров 2001
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна