Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Молодость - не порок

Проблема возрастного рубежа, с которого человеку позволено нести пасторское служение, одна из тех проблем, которые имеют специфическое решение в зависимости от конфессиональных и догматических особенностей объединения, за которым закреплена церковная община. В некоторых объединениях законодательно определён возрастной ценз, с которого позволительно рукополагать в священный сан. Но, как показывает практика, даже в этих объединениях исполнение этого предписания нарушается, невзирая на все определения.

Прежде, чем говорить о проблемах «молодых пасторов» в евангельских общинах, необходимо определиться с тем, что же подразумевается под самим феноменом церковного служения и служения пастора в частности.  

Рассматривая собрание верующих в символике «стада» Христова, вполне естественной оказывается потребность в пастухе, управляющим этим стадом. Известное место Священного Писания, в котором Иисус обращается к Петру с просьбой, расставляет всё на свои места в плане понимания того, что же на самом деле представляет из себя пасторское служение (Иоанна 21:16-17).

Во-первых, инициатива призвать кого-то на пасторское служение всегда исходит от Сына Божьего. Этот призыв соответствует первоначальному замыслу Бога, предопределению человека к этому служению и наступлению соответствующего момента времени. Во-вторых, пасторское служение рождается в таинстве любви человека к Богу. Бог Сам открывает и наполняет сердце человека, призванного на пасторское служение, безграничной любовью к Себе. Он сокрушает всё человеческое, что может мешать осуществлению этого служения. Он приближает человека к Себе, поселяется Духом Святым в его сердце. Смысл этого таинства в том, что Бог доверительно открывает человеку Свои планы, как другу и соработнику, и предлагает ему стать партнёром. Тот преизбыток благодати и те духовные дары, которые становятся доступны пасторскому служению, делают его малоуязвимым пред врагом и позволяют защищать, оберегать тело Христово, способствовать его взрослению, становлению и подготовке к осуществлению своей миссии и своего призвания на Земле.

Но пасторство – это лишь один из даров служения. Наряду с пастором в Церкви всегда формируется ядро из тех равноценных служений, которые призваны осуществлять вместе с ним заботу о пастве. Имеются в виду служения апостола, пророка, евангелиста и учителя, которые вместе с пасторским служением представляют собой пятигранное служение, о котором повествует апостол Павел (Ефес.4:11-12). Успех поместной церкви – это успешное взаимодействие всех этих даров друг с другом. Каждого в свою силу в рамках своих полномочий и своей компетенции.

Но в реальности мы наблюдаем совсем иную картину. Зачастую в некоторых церквях служение учителя либо отсутствует, либо сведено к уровню преподавания в воскресной школе. Служение евангелиста подчинено чётко разработанному пасторскому плану или плану старейшин церкви. А служение пророка или апостола вообще вытеснено на периферию или изгнано, как представляющее угрозу пасторскому авторитету.

Сегодня в церквях пасторское служение находится в центре всего, и всё вертится вокруг него, что приводит к искажению Божьего плана, искажает представление о Церкви со стороны неверующих людей, со стороны общественных институтов. Нерешаемость этой проблемы влечет за собой другие, как снежный ком, и ведёт к роковым последствиям.
К большому сожалению, сегодня в церковном служении наблюдается перекос в сторону пасторского служения, которое превалирует над остальными служениями, не имея для этого достаточного библейского обоснования. О причинах этой исторически сложившейся ситуации хочется поговорить подробнее.

Взглянем на то, как осуществляется пасторское служение в поместной церкви, и рассмотрим его в контексте взаимоотношений пастора с членами общины.

Вполне закономерным является тот факт, что паства более всего склонна доверять своему пастору. Так как именно его служение направлено на удовлетворение повседневных духовных нужд верующих. Пасторское служение ежедневно соприкасается с самыми насущными проблемами, как новообращённых, так и вполне зрелых христиан. Оно направлено на постоянный, активный прямой контакт с человеком, осуществляемый в форме душепопечительских бесед, ходатайств за нужды, молитв и т.п. Служение пастора в целом стремится к удовлетворению потребности членов церкви в благодатном общении и утешении. Постепенно служение пастора начинает оцениваться отдельными членами общин по степени его «приятности» и расположения к ним самим. По этой причине служение пастора становится в глазах прихожан и членов церквей «самым любимым» и «самым важным» служением.

Искушение для пастора слишком велико, и порой сами пастора впадают в эту «прелесть», начинают верить в свою «особенную» миссию. Стремясь угодить пастве и из-за боязни потерять её, они идут на поводу у тех членов общины, которые, суля им финансовую поддержку, помогают взять всю власть в свои руки. В дальнейшем постепенно происходит избавление от конкурентов и менее симпатичных проповедников, и служителей. А новоявленные «спонсоры» в скором времени оказываются в числе учредителей и членов церковного совета. Ни апостолов, ни пророков, ни учителей уже никто не слушает. Их места занимают «свои люди», с невысокой степенью интеллекта, духовного потенциала и образования, до неприличия преданные своему вожаку. Если же способности к духовному служению оказывается значительно ниже среднего, но преданность делу соответствует «норме», у человека есть шанс закрепиться на административных должностях, при условии, что они ещё оказались незанятыми родственниками или друзьями самого пастора.

Отсутствие и уничижение (сознательное или несознательное) других даров служения церкви, приводит к формированию у паствы искажённого восприятия духовных реальностей и ошибочным представлениям о цели их спасения.

При несбалансированности и превалировании служения пастора члены общин начинают считать, что Господь Иисус спас их исключительно для того, чтобы устроить большой пикник с песнопениями, вкусной едой и пасторской проповедью. А сам пастор превращается в фигуру «первой величины», имеющий ответы на все вопросы.

Результатом такого развития церкви становится её неспособность адекватно реагировать на кризисные ситуации, снижение планки нравственно достоинства человека и другие негативные тенденции.

Очень часто приходится слышать о существовании в некоторых религиозных объединениях так называемой проблемы «молодых пасторов». Проблемы эти якобы связаны с вопросом доверия к нему со стороны более старших людей, с вопросом недостатка житейского опыта и некоторыми другими вопросами взаимоотношений. Если эта проблема и имеет место, то она несколько преувеличена. Бог не будет призывать на полное служение людей, неподготовленных к несению пасторского служения. Если Бог определил и призвал кого-то в пасторское служение, то результат будет очевиден для всех. Если же человек не призван в пасторское служение, то всё его образование, светское и духовное, все его связи и рекомендации от епископов и других пасторов, не приведут к тому результату, который ожидает Господь, а приведут лишь к огорчению. Это вовсе не значит, что человек этот плох. Возможно, он призван в служение учителя, может, евангелиста, может, даже пророка. А может, сфера его призвания лежит в иных областях, далеких от церковной деятельности, и находится в области культуры или экономики, политики или спорта.

Проблема «молодых пасторов» по сути - это завуалированная проблема некоторых «уже немолодых епископов», озабоченных поиском приемника и передачи власти в руки того, кто будет им послушен, кто сохранит традицию и позаботится о его интересах и интересах его клана. Поэтому особого желания рассуждать на эту неприятную тему не возникает. Зато возникает большое сомнение в возможности реформирования сложившегося положение в современных церквях и необходимости это делать. «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Марка 2:25).

Разумным способом исправления ситуации должно стать открытие новых церквей, готовых демонстрировать более ответственный и взвешенный подход в организации своей структуры управления.

К сожалению, церкви, оступившиеся на заре своего возникновения и допустившие перекосы в организации служения, не желают понимать и исправлять положение. Череду проблем и конфликтных ситуаций, которые начинают преследовать эти общины, руководство пытается объяснить банальными случайностями, стечением обстоятельств, гонениями или недопониманием со стороны светских властей, в то время как они прямое следствие той политики, которую они проводили и продолжают проводить. Тем самым эти церкви ставят в неудобное положение не только самих себя, свою паству, но и те религиозные объединения, в которых они состоят.

Ожидать скорого исправления ситуации не приходится, поэтому те, кому небезразлична судьба евангельского движения в России, должны задуматься об открытии новых церквей с привлечением тех духовных и интеллектуальных ресурсов, которые есть в российском протестантизме, и которые оказались невостребованными по известным нам причинам сегодняшними церковными авторитетами.


Денис Костин специально для www.protestant.ru

Количество просмотров 2116
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна