Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Как можно гневаться, не согрешая

Стоя в очереди, Света нервно сжимала ручку продуктовой корзинки. Хоть бы малыш дома не проснулся, пока ее нет! Когда была почти у кассы, перед ней появился мужчина с полной корзинкой: «Простите, я здесь занимал очередь». С легким раздражением Света отошла немного назад, и в этот момент у ее тяжелой корзинки отломилась ручка . Поднявшись на свой этаж, женщина услышала, что в ее квартире разрывается от плача ее сын. И ключи - о нет! - ключи от квартиры остались внутри, на полке у выхода!
Можно легко себе представить, что в этот момент происходило в сердце Светы.

ГНЕВ – ЭТО ХОРОШО  ИЛИ ПЛОХО?

Наверняка, каждому из нас знакомо чувство гнева. Толковые словари дают ему такие определения: «Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения» (Словарь Ушакова), «Чувствование, аффект, характеризующиеся стремлением сломить препятствие, которое понимается как испытываемая несправедливость» (Словарь Брокгауза и Ефрона). Не все мы знаем, как правильно его воспринимать и реагировать на него. Многие христиане, наверное, помнят библейские стихи: «Всякий человек да будет… медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божьей» (Иак.1:19,20), «Гневаясь, не согрешайте» (Еф.4:26). Также, скорее всего, многим хорошо знакома история о том, как гневался Иисус, очищая храм от торговцев. Но не все мы понимаем, что собой представляет гнев, и как можно, гневаясь, не согрешать.

Чтобы в этом разобраться, прочитаем сначала Быт.1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Вложив в человека различные способности, которыми обладал Он сам, Бог также наделил нас способностью гневаться и нести ответственность за свой гнев. В Быт.1:31 говорится: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Из этого мы можем заключить, что изначально все способности были положительными.

Однако с грехопадением способность гневаться, как и все остальные человеческие способности, была искажена. И наш человеческий гнев превратился в такое разрушительное орудие, что Иисус Христос в Нагорной проповеди уравнял его с убийством: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:22). Иаков категорично заявляет: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20). Много о гневе говорит и мудрый Соломон: «Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих» (Прит.27:3); «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» (Прит. 12:16); «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам» (Прит.19:11).

ГНЕВ ПРАВЕДНЫЙ И ГНЕВ ГРЕХОВНЫЙ

Теперь гнев служит либо Богу, либо сатане. 

Праведный гнев берет свои истоки в Боге. Гнев Бога всегда направлен против греха во всех его проявлениях – неверие и бунт, подавление истины и неповиновение ей, жестокость и бесчувственность - и против людей, упорствующих в грехе. Он стоит на защите Божьего Царства и Его истины.

Рим.1:18: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою»; Рим. 2:8: «Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев». 

Но почему Бог так негодует в отношении греха и служащих ему людей? Не проще было бы забыть о земле, предоставить ее самой себе, чтобы она в конце концов сама себя уничтожила? Ответ на это мы найдем в послании к Евреям 12:6: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». И еще одно место говорит нам о любви Бога к человечеству: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Обличая нас, вскрывая наши грехи, Он тем самым очищает нас от убивающего порока и исцеляет нас, преображает для славного будущего.

Источник греховного гнева – сатана, «человекоубийца от начала», взбунтовавшийся против Бога ангел. Его ярость направлена против Бога и всего, что для Него ценно. Поэтому он изливает ее и на детей Божьих, «ходя, как рыкающий лев и ища, кого поглотить». Греховный гнев разрушает, несет с собой смерть.


ГНЕВ – ЭТО ПРОСТО ВСПЫШКА ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

Когда в миру говорят: «Я гневаюсь», под этим подразумевают либо физиологические, либо эмоциональные проявления, мысли, поступки или же конфликт с кем-то. Однако сущность гнева намного глубже. Он всегда отражает наши главные отношения – отношения с Богом. 

Народ израильский, проходя через пустыню, начал роптать на Моисея и Аарона, жалуясь на небогатый выбор пищи. «И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа» (Исх.16:8). Мы сами можем этого не осознавать, но, если гневаемся на Его творение, значит, гневаемся на Него Самого, потому что Он управляет всем в мире.

НАШ ВЫБОР
Теперь давайте посмотрим, с каким видом гнева мы сталкиваемся ежедневно.
Уставшая мать, придя с работы, кричит на детей из-за беспорядка в доме; обиженный муж не хочет разговаривать с женой; маленький ребенок закатывает истерику в магазине из-за того, что ему не купили игрушку. Нам нужно выяснять, каковы корни нашего гнева. Когда я потеряла контроль над собой из-за того, что со мной поступили несправедливо, какую ценность я защищала? Интересы Божьего Царства или мои собственные? И каким оказался результат моего гнева? Человек увидел, что я его люблю и хочу помочь ему исправиться, или понял, что от меня лучше держаться подальше?

Если я направляю свой гнев на защиту чего-то, помимо Божьих ценностей, мой гнев греховен и направлен против Бога. 

Мне также нужно быть очень внимательной, когда я выражаю праведный гнев, потому что я нахожусь в греховной плоти и очень легко могу соскользнуть с правильной позиции. Важно постоянно себя проверять: сейчас я гневаюсь из-за того, что попирают принципы Божьего Царства, угнетают Его детей, или же негодую из-за того, что ко мне не проявили уважения?
Однако эта опасность не должна стать для нас препятствием к выражению праведного гнева. Если мы не будем защищать Божью истину, это будет таким же грехом, как и попрание истины. Мы можем вспоминать пример священника Илии: его Бог наказал за то, что он не обуздывал своих сыновей, которые грешили против Бога.
Повторю, что сила гнева еще не говорит о его греховности или праведности. «Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все» (Ис.42:13-14). Таким может быть праведный гнев. Греховный гнев тоже может быть бушующим, но он может быть совсем незаметным внешне, однако, от этого не менее разрушительным.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы правильно оценить свой гнев и справиться с ним, можно использовать следующие вопросы:

1. Из-за чего я разгневался?
2. Как я себя повел, когда разгневался?
3. Чего я хотел добиться своими действиями?
4. Как я оправдывал свои действия?
5. Каковы были последствия моих действий?
6. О чем я могу просить Бога в подобных ситуациях?
7. Как я должен вести себя в такой ситуации, чтобы порадовать Бога?
8. Каков был бы результат, если бы я проявил веру и милосердие?
Эти вопросы помогут нам правильно понимать и воспринимать реальность, мы будем учиться христианскому мировоззрению.


Татьяна ГОРБУНОВА

Источник: Христианская газета, январь 2010




Количество просмотров 3864
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна