Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

За все отвечает серебро

Ещё в Священном Писании, в Книге Притч, названный самим Богом самым мудрым из людей царь Соломон сформулировал это правило: "За всё отвечает серебро".

И действительно, какое бы благое или ужасное дело не затеяли люди, всё упрется в деньги, или, как сейчас говорят, финансирование проекта. Будь то спасение больных или проповедь разумного, доброго, вечного, будь то война или сатанинский ритуал, - всё это потребует участия людей, а люди нуждаются в еде, одежде, жилье. А это всё производят другие люди, готовые обменять плоды своего труда на плоды чужого труда. Эти плоды, конечно же, могут быть и нематериальными: песня певца, лекция учителя, проповедь миссионера. И совершать эти действия люди могут искренне, из самых лучших, совершенно не корыстных побуждений. Но всё равно они будут нуждаться в том, чтобы слушающие песню, лекцию, проповедь после прослушивания прониклись к нему положительными чувствами и покормили, дали одежду, пригласили в дом. Можно, конечно, читать умные лекции, понимая их нужность и не рассчитывая на коммерческий успех у слушателя. Можно говорить обличительные проповеди, которые гарантированно не понравятся тем, к кому они обращены. Но в таком случае заботу о еде и всём остальном должен взять на себя сам исполнитель лекций или проповедей. Т.е. помимо одной деятельности он должен заняться какой-нибудь ещё, где он смог бы обменять плоды своего труда на всё необходимое для поддержания жизнедеятельности. Либо же заботу о исполнителе должен взять на себя кто-то другой. И если в первом варианте страдает качество, низводя дело к хобби, то во втором случае всё опять упирается в деньги, только получаемые уже не от потребителя, а от заказчика.

В советские времена СМИ заботились, прежде всего, о воле заказчика, которым было государство, и очень мало интересовались желаниями потребителя, что естественно в условиях отсутствия конкуренции. Интеллигенция в диссидентских разговорах и всевозможные "вражеские голоса" говорили о "промывке мозгов", "зомбировании", отсутствии свободы слова. И вот, наконец-то, "оковы рухнули, и свобода встретила радостно у входа". Но, похоже, эта свобода так у входа и осталась. Потому что те, кто кинулись свободно делать то, что самим хочется, получили свободу бродячей собаки: вроде не на цепи, но и не кормит никто.

При этом само функционирование современных СМИ в условиях НТР становится с каждым днём все более затратным. Любой фильм, теле- или радиопередача и даже новостной выпуск требуют столько аппаратуры - съёмочной, звукозаписывающей, осветительной, монтажной и т.д., что даже если люди и готовы работать на одном энтузиазме, всё равно, чтобы произвести продукт, необходимы серьёзные затраты. Т.е. сначала деньги, а потом уже всё остальное.

А кто платит, тот, как известно, и музыку заказывает. Так кто же эти самые они, заказывающие музыку? Если посмотреть на то огромное количество негатива, которое льётся с экранов, через динамики радио и со страниц печатных изданий, то начинаешь верить во всевозможные заговоры "масонских" и прочих "злых и коварных" теневых воротил, которые запугивают, развращают, оглупляют, прививают дурной вкус и в общем всячески разлагают наш многострадальный народ. Но на самом деле всё гораздо проще и от этого обиднее. Потому что главным заказчиком является этот самый "разлагаемый".

Рассмотрим цепочку, как это происходит. Как было сказано выше, прежде, чем произвести какой-нибудь продукт, необходимы деньги. А деньги вкладывают в то, что принесёт результат. Здесь мы и выходим на корень всех проблем. Какой результат мы хотим получить? Практически все, вкладывающие деньги, хотят получить прибыль. Стало быть, нужно на эти деньги получить продукт, который сможешь, как можно скорее и дороже, продать. А лидерами продаж во всем мире являются наркотики и оружие, алкоголь и табак. Применительно к СМИ - это жареные факты и порнография, сцены насилия или копание в чужом грязном белье. Т.е. то, что народ быстрее и охотнее "ест", то для него и готовят. Предложение зависит от спроса.

Понятно, что основная масса озабочена получением прибыли: как те, кто даёт деньги, так и те, кто эти самые деньги получает, т.е. сами работники СМИ. И рейтинги, и популярность, - всё это, в конечном итоге, деньги. Но насколько хороша подобная схема? Понятно, что никто преднамеренно не стремится сделать что-то плохое и вредное. Но раз отрицательное лучше привлекает внимание, и упрощённое легче понимается, то получается, что это делать выгоднее и целесообразнее с экономической точки зрения. При такой схеме, когда лучше всего покупается плохое, плохое и производится. Заметьте, не просто транслируется и распространяется, а производится. Т.е. нам не просто рассказывают, что есть негативное, например, связанные с изменами семейные скандалы, а нам выдумывают всё новые и новые, и все более и более изощрённые скандалы и измены (яркий пример - программы типа "Окон"). Сегодня объём информации, получаемой человеком через СМИ, сделал последние главным средством воспитания личности и формирования общественного сознания. Именно СМИ - трибуна, дающая возможность донести свои научные, философские и религиозные идеи, политические и экономические программы до почти 100% населения. СМИ диктуют, что сегодня модно и кто сегодня популярен. СМИ рассказывают, кто плохой и кто хороший. И самое главное, сегодняшние СМИ не просто передают информацию, а способны придать ей практически любую форму - от очень привлекательной до крайне негативной. Становится возможным как оправдать, так и опорочить любого человека, событие, явление. И это при практически полном отсутствии реального механизма отслеживания и оценки истинности преподносимой людям информации.

Так какова же роль СМИ в воспитании человека, если СМИ - не самостоятельная структура со своей волей и задачами, а производная этого самого человека? Зеркало, в которое, чтобы интереснее было смотреть, человек корчит рожи. И чем страшнее скорчит, тем интереснее картинка в зеркале, но при этом сама рожа становится все страшнее. И это замкнутый круг, причём с устойчивой тенденцией к деградации.

Однако кроме негатива, ведущего к саморазрушению, человечество имеет мощные защитные механизмы. Это и та частица света, добра или, говоря церковным языком, "искры Божьей", присутствующая в самой чёрной душе, и специально созданные институты, по роду своих задач призванные творить добро и вставать на пути зла. И прежде всего, это само государство, которое, в отличие от других общественных институтов, имеет функции разрешительные и запретительные. Да, те самые запретительные функции, о негативности которых так много говорят борцы за свободу слова. Да, демократия и все её ценности - это прекрасно. Но кто не знает русскую народную мудрость: "Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибёт"? При этом мало кто знает, что до 1917 г. во всех сборниках русских народных поговорок эта поговорка имела продолжение: "…отучи дурака Богу молиться - он чужой расшибёт". Справедливость этой части народной поговорки доказывает вся история после 1917 г. Видимо, поэтому её и стали подавать в усечённом виде.

То же самое можно сказать о сегодняшних российских СМИ. Убери цензуру - захлебнёшься низкопробной халтурой и массой вредной информации. Ведь СМИ не просто информируют, а как мы уже говорили выше, формируют. Простейший пример: еще десять лет назад обвинение в приверженности к однополой любви было ужасным оскорблением, а уж доказанное обвинение делало человека изгоем. Сегодня же группа "Тату" снимает клип на Красной площади и при этом приглашает желающих сниматься девушек. Позже в новостных сюжетах показывают целую демонстрацию молодых девушек, одетых так же, как солистки группы "ТАТУ". Разбившись на пары, они старательно демонстрируют перед камерой сексуальную страсть друг к другу. Почему - потому что все они лесбиянки? Нет. Им сменили моральную установку. Ведь девушек, которые так делают, не бьют, не ругают, не презирают. Их показывают по телевизору в яркой атмосфере концертов, в светской хронике на дорогих машинах; в газетах печатают истории их жизни. Хотелось бы быть правильно понятым: это не призыв к борьбе с гомосексуализмом, а пример кардинальной перемены нравственной установки в обществе с помощью СМИ. И ведь никто же не намеревался менять её, просто производили и продавали то, что лучше покупали.

Ситуация бесконтрольной свободы СМИ чревата саморазрушением и саморазвращением общества. Так что если кто и может повлиять на эту ситуацию, то это лишь государство. Которое денег не зарабатывает, а собирает в виде налогов. Последние ведь собираются именно на заботу о населении, на его образование, охрану его прав, защиту. Поэтому наиболее логично, что при государственном финансировании должны производиться телепередачи и радиопрограммы, печатная и Интернет-продукция, направленные на образование и просвещение, на морально-нравственное и патриотическое воспитание. Могут возразить, что именно так и происходит. Однако каждый, кто занимается производством и размещением подобной положительно направленной продукции, знает, как долго и трудно приходится эти самые материальные ресурсы от государства получать. И происходит это зачастую для галочки, формально, отчего невозможно привлечь лучшие творческие и технические ресурсы, что, естественно, сказывается на качестве.

И в обязательном порядке необходима для СМИ та самая, нелюбимая всеми цензура. Ведь, несмотря на все демократические свободы, в школах не проводятся после уроков литературы уроки секса или после физкультуры - уроки маньяка-расчленителя. А что - ведь тоже можно сказать: мы всё покажем, а человек пусть сам выберет. Ведь в СМИ именно так и происходит. На одном и том же телеканале можно утром увидеть фильм по классическому произведению, а вечером - откровенное порно. Передачу о спортивных соревнованиях и фильм о маньяке, причём со всеми подробностями. Так что роль СМИ в формировании нового российского общества можно сравнить с медицинским инструментом в руках врача: направляемый твёрдой и умелой рукой, он вылечит, а свободно гуляющий в теле - покалечит или убьёт.

И, самое главное, возвращаясь к тому, с чего начали. За все отвечает серебро. В странах с высокой общественной нравственностью, где христианские принципы поведения и общежития являются не только декларативно признанными, но активно в жизни практикуемыми, наблюдается экономический расцвет. А кстати, ещё и подлинная демократия.

Евгений Хархардин специально для www.protestant.ru


Количество просмотров 5389
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна