Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Филипп Якоб Шпенер: единство христиан и мира в Боге

Шпенер Филипп Якоб (1635-1705) – немецкий протестантский богослов. Он родился в городе Раппольтсвайлер (Эльзас) в дворянской семье. Дома его воспитывала крестная, Анна фон Раппольтштайн. Как и многие в немецких княжествах, она увлекалась знаменитой книгой пастора Иоганна Арндта «Об истинном христианстве». Соответственно, Арндт входил в круг чтения юного Шпенера. 
Способный юноша поступил в Страсбургский университет и легко там учился. Шпенеру повезло – многие из его учителей, в отличие от большинства своих коллег, увлекавшихся схоластикой, были большими поклонниками Арндта и идеи «рождения свыше» - внутреннего коренного поворота в человеке под действием божественной благодати. Во время учебы Шпенер познакомился с творчеством английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Мрачный скепсис его философии, отрицающий любые добрые побуждения в людях и полагающий религию только лишь удобным инструментом для управления людьми, покоробил Шпенера – и в 1653 он защитил магистерскую диссертацию, где раскритиковал эту философию. Шпенер занимался не только богословием – с 1655 года он увлекся генеалогией. Он же считается считается основателем научной геральдики. 
 Для дальнейшей богословской работы Шпенер обратился к книге Откровения Иоанна Богослова – и его поразил отрывок, рассказывающий об апокалиптических бедствиях и о том, как люди остаются нераскаянными (Откр. 9:13-21). В день защиты докторской диссертации Шпенер женился на Сюзанне Эрхард, с которой у них была большая многодетная семья из одиннадцати детей. В том же году Шпенер был назначен помощником проповедника в Страсбургском соборе, а с 1666 – пастором в городе Франкфурт-на-Майне. Это был большой богатый город, куда приезжали иностранцы по торговым делам, где люди были настроены сугубо практически и были крайне далеки от отвлеченных споров. 
 Перед Шпенером встал вопрос: как обращать ко Христу людей, которые только формально принадлежат к церкви? Молодой пастор начал с занятий по катехизации. Желая делать это как можно лучше, Шпенер обратился к опыту других христиан. Догматизм и схоластика были всего лишь одной стороной тогдашней религиозной жизни. Эпоха барокко с ее глубоким чувством человеческого несовершенства и жажды Божьего милосердия порождала множество подходов к тому, как христианину жить с Богом. Пассивное предание себя Богу, рождение свыше, глубокая личная молитва, практическая деятельность, в которой христианин ежеминутно помнит о Боге – вот что предлагали католики и английские и нидерландские протестанты. На Шпенера оказал влияние и современник Лютера Каспар Швенкфельд, которй писал о том, что Церковь – это не внешняя форма, а объединение людей, от сердца служащих Богу, которым не важны деноминационные границы. 
 Книги и обсуждения – хорошо, а живой опыт – еще лучше: Шпенер в 1669 познакомился с кальвинистом Жаном Лабади, который основал в Нидерландах общину, где люди читали и обсуждали Библию в домашних группах. Идея Шпенеру понравилась, однако ее воплощение ее была не по его инициативе: в 1670 году несколько прихожан попросили разрешения собираться в доме пастора для чтения «методичек» по благочестию (прежде всего книги Иоганна Арндта). Шпенер согласился и возглавил эти собрания. Проходили они два раза в неделю. Шпенер произносил проповедь, читал вслух книги, а потом было их обсуждение со строгим правилом: никаких догматических споров, разговор должен идти только о том, насколько услышанное может быть применимо на практике. Когда благочестивая литература закончилась, то участники собраний обратились к первоисточнику – Библии. 
 Такая домашняя группа стала популярной и заинтересовала многих. К Шпенеру стали проситься прийти христиане разных деноминаций: реформаты, последователи Швенкфельда (швенкфельдеры) и даже католики. Шпенер принял смелое решение их принять – и собрания у него на дому стали одним из первых мест, где христиане из разных церквей могли быть вместе. Опыт таких «упражнений в благочестии» все больше казался Шпенеру нужным всей Церкви. И в 1675 он написал программу обновления Церкви - Pia desideria («Благие пожелания»). Для единства с Богом всем нужно читать Библию и применять прочитанное на практике – поэтому нужно прекратить все отвлеченные споры и сосредоточиться на том, как в обычной жизни проявлять любовь к Богу и людям. Нужно устранить разделение на клир и мирян, на чем настаивал еще Лютер, и дать возможность каждому деятельно участвовать в церковной жизни. Для всего этого нужно учить богословию в семинариях как практической дисциплине, а пасторов мотивировать говорить про реальную жизнь на своих проповедях. Чтобы это все реализовать, нужна ecclesiola in ecclesia (малая церковь в Церкви), то есть малые домашние группы, где люди делятся тем, как Писание откликается в их жизни. В 1677 Шпенер назвал такие группы collegia pietatis (училища благочестия). Группы стали очень популярны, сочинение Шпенера активно обсуждалось. В церковной среде к Шпенеру отнеслись скептически: малые группы, где христиане могут обойтись без организованной церкви, казалось подрывом основ. Сторонников Шпенера уже в начале 1680-ых в насмешку прозвали «пиетистами» - «благочестивцами». Насмешливое прозвище было воспринято всерьез и стало названием движения. 
 Если церковное начальство и собратья-священнослужители отнеслись к Шпенеру скорее негативно, то светские власти – явно положительно. Несомненная ученость Шпенера, его уравновешенный характер, а самое главное – практические результаты его деятельности (организованная помощь бедным) – все это говорило в его пользу. В 1686 году Шпенера позвали придворным проповедником в Дрезден (княжество Саксония). Там он занимался катехизацией и просвещением. В Дрездене Шпенер познакомился с Августом Франке – своим самым близким учеником и последователем. После конфликта с курфюрстом (князем) Шпенер переехал в 1691 году в Берлин. В 1694 Шпенер с помощью Франке реализовал свой давнишний замысел: сделать семинарское образование практичным, создав университет в Галле. Впоследствии это учебное заведение станет интеллектуальным центром пиетизма, кузницей кадров для нового движения. Последние годы до своей смерти в 1705 году Шпенер развивал свои идеи о единстве христиан: близки последние времена, для христиан обязательно будет тысячелетнее царство; в преддверии этой эпохи произойдут два события – обратятся ко Христу евреи, народ Божий по плоти, и погибнет папство, которое Шпенер, протестант XVII века, воспринимал как антихристианскую систему. Когда это произойдет, то деноминационные границы рухнут, и все христиане объединятся. 
 Влияние Шпенера и созданного им движения очень велико. Особенно важно отметить вклад Шпенера в идею единства христиан и мира. Пиетизм стал движением, объединившим протестантов разных деноминаций, в некоторых случаях такие межденоминационные площадки даже стали отдельными деноминациями, как гернгутеры, объединившие лютеран, реформатов, последователей Яна Гуса и анабаптистов. Шпенер также же заложил идею грядущего единства христианского мира, народа Божьего по духу, и еврейского мира, обратившегося ко Христу.

Оксана Куропаткина, кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ

23.04.2024


Подкаст на Свободном радио:


Количество просмотров 276
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна