Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Оправдание Ивана Ильина

Вот что значит «смерть автора»! В этот день, 9 апреля 1883 г, родился выдающийся русский религиозный философ Иван Александрович Ильин. Это был один из первых философов в моей жизни, с первоисточником которого я познакомился. Было это в далеком 2000-м году в рамках «Философской пропедевтики» на первом курсе университета, нам для чтения давали распечатки отрывков известных философов, возможно это было что-то из его «Религиозного смысла философии». Иногда я к Ильину возвращался в своей жизни, в том числе что-то почитывал для своей предполагаемой диссертации. Но (представьте!) только в прошлом году я узнал, что он на определенном этапе своей жизни симпатизировал Гитлеру, за что его нарекли фашистом. Особенно это стало модно после цитирования его президентом РФ. Значит, теперь нужно перечеркнуть всё его наследие? А Хайдеггера, который вообще состоял в национал-социалистической партии почему никто не отменяет? Это другое?


Получается, автор для меня был «мёртв», потом «ожил», что снова «умереть» вместе со своим творчеством?


Послушайте, ну мало кого куда заносило, в первые годы Гитлер вдохновлял многих европейских интеллектуалов, тем более, что в России пришли к власти ненавистные для белого движения большевики, которые демонтировали Российскую Империю. Ильин то и страну покинул в принудительном порядке, на то самом знаменитом «философском пароходе». Но уже в 1938 году Ильин разочаровался в национал-социализме и переехал в Швейцарию, вот что он по этому поводу писал:


«Тут стало невозможно ни дышать, ни свободно работать, национал-социализм проповедует изуверскую доктрину, одни там обезумели, другие настолько глупы, что не понимают, куда это их ведет, Они ненавидят Россию, и теперь уже ясно видно, что никакой надежды на изменение положения нет» (Лодыженский Ю. И. «От Красного Креста к борьбе с коммунистическим Интернационалом»)


Несмотря на свою нелюбовь к большевикам он не поддержал в войне гитлеровскую Германию по принципу «враг моего врага – мой друг»: «Многие наивные русские эмигранты ждали от Гитлера быстрого разгрома коммунистов и освобождения России. Они рассуждали так: враг моего врага - мой естественный единомышленник и союзник. На самом же деле враг моего врага может быть моим беспощадным врагом. Поэтому трезвые русские патриоты не должны были делать себе иллюзий» (И. А. Ильин «Наши задачи»).


А вот такая еще цитата: «Немцы верны своему прежнему плану: Россию по возможности ослабить, обезлюдить, разорить, оккупировать, отодвинуть в Сибирь и заселить своими немцами. Жестокость германцев равносильна жестокости большевиков. И там и тут для русского народа рабство, безбожие и гибель» (Лодыженский Ю. И. там же).


А вот он писал в сентября 1941 года: «Германия проиграла эту войну, потому что русские воюют на собственной территории и за собственную страну. Ведь русский народ ощущает себя подвергшимся нападению и считает, что находится в состоянии обороны» (Ильин И.А. «Гитлер и Сталин»).


Значит так, его действительно можно назвать русским националистом, но не в радикальном смысле этого слова. 

В 1937 году в книге «Путь духовного обновления» предложил концепцию «сверхнационализма». Объясняя его суть, отмежевался от двух крайностей - «христианского интернационализма» и русского мессианства. Ильин отмечал, что «нелепость и фальшь предлагают те, кто допускает, что „русский народ“ есть какой-то особый „вселенский“ народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур». 


Относительно религии, то для него она «есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом». 


С его точки зрения, религиозная вера предполагает свободное сердечное приятие, т. е. любовь, которая находит в Боге свой неиссякаемый источник. В этом, согласно Ильину, состоит «первая и основная идея христианства»


В завершение предлагаю несколько его цитат:


«Священное открывается только духовному оку и притом именно оку сердца. Оно не открывается ни телесным ощущениям, ни понимающему рассудку, ни играющему или построяющему воображению, ни пустопорожней, хотя бы и неистовой в своем упрямстве, воле. Поэтому тот, кто лишен духовного ока, у кого сердце заглохло, тот не знает ничего священного и ничего не может возразить нигилисту»


«От Бога исходит духовное откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое, невынужденное и искреннее приятие (созерцание, любовь и вера), которое восходит к Богу в виде молитвы и согласных с ней дел»


«Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. Так ведь мы и букет делаем. Люди — это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет».


Андрей Рябенко

ТГ-канал автора


Количество просмотров 385
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна