Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Коммунистическая «религия»

Часто говорят, что советская власть, уничтожая любую религию на территории СССР, делала это так рьяно потому, что сама превратилась в некое подобие религии. А потому вела непримиримую борьбу, как религия победившая с религией побежденной.

Так почему коммунистическая идеология воспринимается именно как религия? И причем не просто религия, а такая религия, которая пришла на смену старой и традиционной религии Российской империи?

Прежде всего, обратим внимание на характер действия большевистских властей. Не сложно увидеть, что ярость, с которой уничтожались и осквернялись храмы, убивались священники, губились древние иконы и книги, просматривается нечто, весьма напоминающее межконфессиональные противоборства времен кальвинизма в Англии, гугенотских войн во Франции или борьбы никониан со старообрядцами в России. То есть по своему характеру борьба против религии в Советской России действительно напоминала религиозную войну.

Другим важным элементом коммунистической "религии" является образ так называемого "спасителя". Не смотря на то, что советские вожди, особенно раннего периода, не принимали на себя никаких сакральных и священных функций, тем не менее, позже сформировался их вполне возвышенный полубожественный образ высших существ. Прежде всего, это, конечно, характерно для Ленина и Сталина. Для того чтобы убедиться в правоте подобных суждений, достаточно обратить внимание на те средства, которые использовались советскими идеологами для донесения основных постулатов «коммунистической веры». В первую очередь это советское искусство и особенно много примеров мы можем увидеть в так называемом «сталинском социалистическом реализме».

Известно, что практически в любой религии одним из важнейших элементов ее провозглашения и укрепления верующих является храмовое искусство. Особенно для малограмотных людей, например, в христианстве, оно зачастую являлось «Евангелием в камне», пересказом Библии «в картинках». Советская власть это отлично понимала и поэтому в полной мере восприняла характер сакрального религиозного искусства. Одним из наиболее ярких примеров восприятия и замещения религиозной архитектуры и символики на советскую является разрушение в 1934 году храма Христа Спасителя в Москве и планы строительства на его месте грандиозного Дворца Советов. Подобное совпадение отнюдь не случайно. Дворец мыслился как «символ великих побед сталинской эпохи, олицетворение мощи и величия нашей страны, победоносно идущей под знаменем Ленина-Сталина к коммунизму». Архитектура, живопись, скульптура Дворца должны были образовывать духовное пространство, в которое будут вовлекаться массы людей для участия в советском «богослужении». Пышностью и размерами этот дворец должен был многократно превосходить и снесенный храм, и самые знаменитые соборы Европы. Внутреннее убранство предполагаемого Дворца Советов всецело совпадало с тем, что окружало верующих в соборах. В плафонах и картинах должен был предстать наглядный рассказ, воспроизводящий центральные эпизоды так называемого советского «священного писания» от ВКП(б), то есть «Краткого курса истории партии» – тщательно разработанную советскую мифологию.

Дворец Советов задумывался чем-то вроде постамента памятника Ленину, обретшего в сталинской мифологии своеобразный статус «божественной ипостаси». Поднятая на огромную высоту колоссальная 15-метровая фигура должна была быть значительную часть времени скрыта облаками, и, освобождаясь от облаков, выступала бы в озарении солнца подлинным сошествием Ленина «с небес». Прообразом для этого монумента могли послужить разве что ассирийские и древнеегипетские колоссы с ликами божественных фараонов и царей.

Советская мифология – это вообще отдельная тема разговора. Ведь весь потенциал, которым владела советская идеология, был брошен именно на мифотворчество. Наиболее ярким примером советских мифов является весть о «коммунистическом рае» и «светлом будущем», куда неизменно должна была придти страна, руководимая Коммунистической партией. Реально миф был впервые воплощен в 1939 году на открывшейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), которая впоследствии была переименована в ВДНХ. Она стала своеобразным «Коммунистическим Царством Божьим» и «Коммунистическим Новым Иерусалимом» в который можно было войти и убедиться в его реальности. Или хотя бы в его потенциальной возможности когда-нибудь в будущем. «Именно таким представляется город будущего, нашего светлого коммунистического завтра. Я счастлива безмерно» – такую запись в книге отзывов оставила заслуженная учительница, одна из посетительниц выставки.

В этом советском мифотворчестве советское искусство, воспринявшее особенности религиозного искусства, продолжало создавать «священные образы» вождей. Многочисленные портреты и описания жизни вождей (своеобразные «жития») представали в той же роли, какую играли в храмах иконы святых или фрески с изображениями библейских событий. На скульптуру возлагалась другая миссия: ей надлежало творить культовые фигуры вождей, в первую очередь Ленина и Сталина, долженствующие служить центром общественной жизни советских городов и поселков, объектами народного поклонения.

Наряду с мифотворчеством о «божественных основателях» новой религии – Ленине и Сталине, создавались мифы и о других ее представителях – своеобразных «святых», «мучеников» и «подвижников» новой веры. Рождались эти мифы, как правило, не на пустом месте, как и любой религиозный миф. Брался реальный факт: героическая гибель, производственный рекорд, событие из области освоения Арктики и т.п., который подвергался дальнейшей мифологизации. Он обретал черты легенды, искажаясь до неузнаваемости, а нередко его фальсифицировали сразу от начала и до конца. Часто сам первичный образ человека превращался в некий символ. Достаточно было произнести имя, и за ним тотчас раскручивался соответствующий миф: Паша Ангелина – колхозное изобилие, Стаханов – производственные рекорды и т.п.

Но все же, была ли эта «новая коммунистическая религия» действительно религией? Одно из определений религии дает нам такое представление о ней: религия – это связь человека с Богом или же с Высшим сверхъестественным миром. Именно поэтому строго формально коммунизм со всеми его подражательствами религии – религией не является. То, что было произведено в Советской России – являлось жуткой пародией, страшной подделкой настоящей религии. В ней человек превратился не в бога, а в кровожадного Молоха. И это не удивительно. Еще на заре человеческой истории, как повествует Библия, человек вкусил запретный плод, который, как обещалось, сделает его богом. Яд этого плода продолжает действовать в нас, побуждая кого-то выдавать себя за бога, а кого-то поклоняться лжебогам. Но истинная религия не порабощает, а освобождает.

Некогда вождь древнего Израиля сказал так: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иис.Нав.24:15). Здесь нет насилия, нет принуждения. Есть лишь добровольный выбор и самостоятельное решение. 

Источник: telegra.ph


Количество просмотров 392
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна