Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

«Подражайте мне, как я Христу»: как это было в истории?

Святость, то есть реализация христианской любви и посвященности Богу, - это христианский идеал, который в полной мере воплотил только Христос. Однако на протяжении истории были люди, которые признавались сообществом христиан образцами для подражания, чьей вере и преданности Христу необходимо следовать. Как же развивалось и реализовывалось это представление?

Изначально «святыми», то есть отделенными от мира и посвященными Богу, назывались все верующие христиане, и до середины IV в. слово «святой» редко было синонимом особо добродетельного человека. Вместе с тем, еще первые христиане бережно хранили память о своих праведниках-мучениках; Евхаристии в катакомбах служились именно на их могилах. В IV-V вв., после легализации христианства, стала складываться практика почитания святых. Церковь подчеркивала, что поклонение принадлежит только Богу, а почитание святых, то есть сохранение их памяти как свидетелей о том, что жить по-Божьи – реально, и уважительное к ним отношение – это исполнение слов апостола Павла: «Почитайте наставников ваших» (Евр. 13:7). Сложился и обычай обращения к святым – считалось, что, поскольку у Бога все живы (ср. Лк. 20:38), то живы и святые, и они слышат живых; христианин может попросить святого помолиться за какую-то свою нужду так же, как он может попросить о том же своего живого собрата. Особый статус человека как святого, то есть образца для подражания, в Восточной Церкви утверждал собор, в Западной Церкви (с XII в.) – Папа Римский.

Против молитвенного почитания святых выступали представители оппозиционных католической церкви движений – богомилы, катары, вальденсы, затем сторонники Джона Уиклифа. Критику культа святых заимствовали отцы Реформации, которые считали, что молиться следует только и исключительно Иисусу Христу. «Святыми» в раннем протестантизме, по образцу раннего христианства, назывались все верующие христиане-протестанты, принадлежащие к определенной деноминации. Однако отвержение молитвы святым необязательно подразумевало, что у христиан не должно быть примеров для подражания из их среды; так, Аугсбургское исповедание веры (артикул 21), основополагающий документ лютеранства, утверждает, что христиане могут, ориентируясь на пример святых, подражать им и укреплять свою веру. Бережное сохранение памяти о своих героях веры есть в каждой деноминации; у англикан и лютеран дни воспоминания о тех или иных праведниках включены в литургические календари.

Служение Богу может быть очень разным, и, как уже было упомянуто, святость тоже может быть очень разная. Некоторые ее виды мы сейчас рассмотрим.

Образцом бескомпромиссного служения Богу считается пророческое служение. Библейские пророки обличали идолопоклонство и социальную несправедливость и призывали исполнять закон Божий. В протестантской традиции в качестве продолжателей дела пророков почитаются реформаторы; у американских лютеран Мартин Лютер и Жан Кальвин называются «обновителями Церкви». Сродни пророческому служению у многих протестантских деноминаций считалось служение общественное – когда человек на основе христианских убеждений меняет несправедливую или недостаточно приспособленную к нуждам людей системы. К таким христианам относится, например, Уильям Уилберфорс, сорок лет боровшийся с рабством. В Епископальной церкви США такие деятели называются «пророческими свидетелями» (и к ним относится чернокожий аболиционист Фредерик Дуглас), у американских лютеран – «обновителями общества» (и к ним относится баптистский пастор-правозащитник Мартин Лютер Кинг).

Еще один путь святости – это активная проповедь Евангелия, то, чем занимались апостолы, ученики Христа, уважаемые всеми христианами. В англиканских календарях «апостолами» называются некоторые успешные проповедники, например, основатель христианства в Германии Бонифаций и первый шведский епископ Зигфрид. У православных «равноапостольными» называются те, кто в своих миссионерских трудах подражал апостолам: например, миссионер среди алеутов Иннокентий (Вениаминов). В протестантские календари внесены Патрик Ирландский, просветители славян Кирилл и Мефодий, знаменитый путешественник по Африке и врач Давид Ливингстон.

Проповедь Евангелия может быть не только для нехристиан, но и для христианской общины – как наставление в вере. Чаще всего такими учителями были епископы (в православной традиции они называются «святителями», как, например, знаменитый проповедник Иоанн Златоуст), но это необязательно. У католиков есть термин «Учитель Церкви», и так, в частности, называют автора «Исповеди» блаженного Августина и переводчика Библии на латынь Иеронима Стридонского. В протестантских календарях такими праведными учителями называются предшественники Реформации Джон Уиклиф и Ян Гус. У англикан есть несколько категорий образцовых учителей: 1) духовный наставник – это тот, кто показал особый путь духовно-созерцательной жизни (Серафим Саровский) 2) учитель веры – выдающийся богослов (философ Фома Аквинский и испанский поэт Хуан де ла Крус) 3) духовный писатель - тот, кто оставил выдающиеся религиозно-мистические или религиозно-дидактические сочинения (автор «Путешествия Пилигрима» Джон Баньян). Немецкие лютеране выдающихся проповедников называют «свидетелем Христа» (такой титул есть у «короля проповедников» Чарльза Сперджена).

Проповедь Евангелия может быть и через творчество, поэтому праведным может считаться путь тех людей искусства, которые полностью посвятили его Богу: например, поэт Джон Донн, писатели Клайв Льюис и Гилберт Честертон, художник Микеланджело, музыканты Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. О красоте Божьего мира может свидетельствовать труд ученого, и поэтому (у протестантов) он тоже может считаться путем святости – как у астронома Николая Коперника и математика Леонарда Эйлера.

Весть о Христе наиболее действенна, когда это не только слово, но и дело – и поэтому самыми первыми и главными свидетелями христианской веры были и есть мученики, принявшие смерть за верность Христу. Глубоким уважением христиан были окружены как мученики древности (например, Георгий Победоносец), так и современные новомученики (например, патриарх Тихон). В протестантской Англии весьма читаемой стала «Книга мучеников» Джорджа Фокса (1570), включавшая как мучеников раннего христианства, так и мучеников Реформации. Начиная с XVIII в. она дополнялась другими авторами, и в настоящий момент содержит биографии мучеников и исторические справки в период с 37 до 1997 гг. В качестве мучеников протестантами почитаются и те, кто совмещал политическую и христианскую позицию, как, например, противостоявший Гитлеру лютеранский богослов Дитрих Бонхёффер.

Вариантом мученичества могло считаться страстотерпчество: хотя человек погибает не за Христа, но принимает свою участь с терпением и смирением. Самые известные страстотерпцы – Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, отказавшиеся из христианских убеждений пойти междоусобной войной на своего коварного брата Святополка.

Свидетелями Евангелия можно считать и тех, кто своей жизнью показал, то у Божьего милосердия нет границ – это великие грешники, которые, вслед за благоразумным разбойником на кресте, смогли покаяться – это, например, бывший разбойник Моисей Мурин и бывшая проститутка Мария Египетская.

Путем святости, в подражание библейским праведным царям Давиду, Езекии и Иосии, могло быть служение монарха, и христианская традиция почитает государей, которые способствовали распространению и укреплению христианства: русского князя Ярослава Мудрого и чешского князя Вацлава, королей Карла Великого, Альфреда Великого и Людовика IX Святого. В литургические календари протестантов включены правители, благодаря которым совершалась и побеждала Реформация: например, немецкий князь Фридрих Мудрый и вождь Нидерландской революции Вильгельм I Оранский.

Еще один вариант святости – это бескорыстная благотворительность, проявление милосердной любви. В Древней Церкви вариантом такого служения было бессребреничество – когда люди лечили и исцеляли по вере бесплатно. Самые известные бессребреники – три пары братьев, которых звали Косма и Дамиан (они были родом соответственно из Асии, Рима и Аравии). У протестантов их наследниками считаются первая дьяконисса Церкви Англии Элизабет Ферард и реформатор тюрем Элизабет Фрай.

А как же обычные люди, которые живут в обычном браке и не совершают великих подвигов? Возможна ли для них (то есть – для многих из нас) святость? Пример служения в семье показывают родители католической писательницы Терезы из Лизье: Луи Мартен оставил свое дело, чтобы помочь жене, Мари-Зели, в ее производстве кружев, и заботился о супруге, когда она умирала от рака. Образцами семейной святости у протестантов считались супруги реформаторов и они сами, много внимания своей семье и повседневным обязанностям: Мартин Лютер и Катарина фон Бора, Ульрих Цвингли и Анна Рейнхардт, Жан Кальвин и Иделетта де Бюр. «Домашняя постилла» Лютера воспринималась как путеводитель к святости в повседневной жизни; методика «святой жизни», разработанная основателем методизма Джоном Уэсли, касалась в том числе быта рядовых христиан.

Итак, христианский опыт показывает нам разные варианты святости. Какие-то нам могут быть близки, какие-то могут быть непонятны и даже чужды, но главное – мы видим, что люди разного темперамента, разных вкусов и привычек, разного жизненного стиля могли реализовывать христианский идеал, а это значит, что и мы можем найти какой-то близкий нам пример для подражания, не упуская Того, Кому подражали все праведники – Христа.

Оксана Куропаткина


Количество просмотров 629
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна