| |
Поиск по сайту:
|
||
«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт) |
||
О 70-летнем юбилее ЕХБ в г. МурманскеЯ хочу немного рассказать о 70-летнем юбилее нашей церкви, но прежде обратите внимание на этот камень. Он буквально висит на скале. Находится этот камень в Красноярском крае, но он не одинок, в мире есть еще подобные явления. При первом и втором и десятом взгляде на эту 600-тонную глыбу кажется, что при легком ветерке или прикосновении он должен упасть, скатится и принять более устойчивое положение. Но он висит там веками! Когда люди видят этот камень, у них появляется зуд в руках и непреодолимое желание его столкнуть, подобно озорному мальчишке, которому обязательно надо сломать замок из песка. Есть фотография, где группа людей упирается шестами, руками, и им кажется, что они легко его опрокинут. Рассказывают о туристах, которые приносят туда домкраты (ну не дает этот камень им покоя!), чтобы добиться своего.
Но все тщетно. Ни люди, ни эрозия почвы, ни бурный ветер ни даже землетрясение, которое там случалось, не смогли его свалить!
Интересная история, но как она относится к юбилею церкви? Глядя на эту удивительную картину, я подумал: как церковь похожа на эту глыбу. С самого зарождения ее хотели столкнуть, сбросить, задавить, уничтожить, а она стоит. И это удивительно! Почему стоит? Может быть апостолы-основатели были настолько влиятельны и вхожи в самые высокие кабинеты? Их туда вызывали – это факт, но им там грозили, кричали и, возможно, топали ногами. Церковь тогда делала свои первые шаги, и иерусалимские начальники думали, что уже своего добились. Оказалось, нет, опять вызвали, били, кричали – не помогло. После убийства Стефана, церковь рассеялась, но не исчезла, напротив, стала умножаться в других городах. Потом Ирод казнил Иакова, арестовал Петра…
18-19 века – эпоха просвещения, научных открытий: «Бог умер», – заявляет Ницше, отображая настроение многих вольнодумцев. Но Ницше умер в безумии в 55 лет, а Бог жив и церковь Его живет!
Вся новозаветная история пестрит потугами столкнуть церковь, но она стоит. Каждая новая эпоха, государство или правитель думает: «До меня не справились, а я сброшу»… Часто история учит тому, что история ничему не учит…
У церкви Христовой нет армии, нет танков, нет ракет, нет миллиардных накоплений, нет всепроникающих связей. Но… за ней стоит Христос, который сказал, что Он создаст церковь Свою, и врата ада не одолеют ее. «Кто бы ни вооружился против тебя, падет. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно». Ис. 54. Конечно, можно сказать, что это обетование Израилю, но оно так же справедливо и для церкви…
Итак, юбилей: 70 пишем, 100 в уме. Отчего такая сложная формула? Мы взяли за точку отчета 1953 год, когда церковь в Мурманске стала возрождаться из пепла войны и репрессий 30-х годов – это 70 лет. Но она существовала еще с 20-х. В конце тридцатых церковь была уничтожена и, как казалось, навсегда. Но камень только качнулся, но не упал.
О довоенном периоде церкви мы имели только отрывочные устные предания, но три года назад мы познакомились с внуком и сыном первого мурманского пресвитера И.С. Суздалова. Они искали много лет своих родственников, но не нашли. Они обращались в разные инстанции и им дали копии рассекреченных протоколов допроса. Его и других братьев, в том числе и деда моей жены Косолапова Д.И., арестовали в 1934 году и через два месяца отпустили, потом их арестовали в 1937 году и через месяц расстреляли.
Итак, копии, которые мне любезно предоставили, у меня в руках. Это не самое приятное чтение, но благодаря скрупулезной записи следователя всех деталей, мы теперь имеем документальное свидетельство о церкви, о ее служителях и ее служении.
Ивана Семеновича рукоположили в 1930 году, это нам теперь доподлинно известно, следовательно, церковь в конце двадцатых уже существовала. В 1934 году она насчитывала 30-35 человек. Следователь аккуратно записал, что проповедники говорили о признаках последнего времени, которые они усматривали в гражданской войне, в разрушении храмов и осквернении Имени Господнего. Церковь была ожидающей, они ожидали пришествия Христа, хотя совершенно ничего не знали о возвращении Израиля на свою землю, не знали о пластиковых карточках, кодах, о безналичном расчете, о единой валюте в Европе…
Чтобы сейчас не говорили о пришествии, но сегодня мы гораздо ближе к нему, чем наши деды, и нам сейчас нужно особенно бодрствовать.
Церковь была жертвенной: она помогала верующим, которые находились в ссылке. В 1937 году братья подавали прошение на регистрацию и постройку дома на 70 человек, для этого они договорились внести месячное жалование от каждого члена церкви. В 1937 году совершили крещение четверых человек, собирались в том году раз в месяц, тайком… все это мы теперь знаем из материалов дела… Дом для собраний купили через 30 лет, в 1967 году. А еще через 30 лет, в 1997 году начали перестраивать старое здание. Вернее, снесли старое и построили новое здание.
Когда мы, их потомки, слушали эти рассказы, история для нас оживала, перед нами немного открывалась картина их жизни, их упования, надежд, страхов и переживания. Сейчас мы ездим и ходим по тем улицам, где они, озираясь по сторонам, ходили на собрания. Адреса и места нам тоже стали известны из протоколов. Многие из них преодолевали свои страхи верой и своей смертью засвидетельствовали свою веру во Христа Иисуса.
Потом была война, эвакуация. Преимущественно деревянный Мурманск был сожжен. Многие из уцелевших в город не вернулись после войны. До 1953 года церкви не было. В 53-м три сестры начали регулярно собираться для молитвы и чтения единственной Библии, у которой не было начальных и последних страниц. Кто-то уберег ее от обысков и от пожарищ. Ее читали на собраниях, ее брали по очереди почитать на неделю, от воскресенья до воскресенья. Библия была очень востребована, люди жаждали утешения в нелегкое послевоенное время.
Город интенсивно восстанавливался и заново отстраивался. Работали много и тяжело. Для людей нужна была духовная отдушина. Нам теперь трудно представить, что это такое – одна Библия на всю церковь. Мы теперь без труда открываем Библию в телефоне, к нашим услугам поисковик, если хотим послушать – включаем аудио-формат. Дома разные переводы… Но так было далеко не всегда…
Собрания и общения этих трех сестер не остались незамеченными. Потихоньку стали подтягиваться разрозненные члены довоенной церкви. В подавляющем большинстве это были сестры-вдовы репрессированных и погибших на войне мужчин. Но время шло, и Господь прилагал спасаемых к Церкви. Набралось около десяти человек, пожелавших принять крещение. Но крестить было некому, поскольку рукоположенных братьев не было в Мурманске. Тогда за помощью обратились к Шашкину Павлу Ивановичу. Он был членом довоенной церкви, в 1940 году получил пять лет ссылки. По окончанию срока, он жил в Коми республике. По одной из версий, ему запрещено было возвращаться в Мурманск. Но эту версию мы ни подтвердить, ни опровергнуть не можем. Как бы то ни было, связь с ним у Мурманской общины была, и они отправили ему телеграмму, где была примерно такая фраза: «Надо сложить печь, кирпичи готовы, мастера нет». Павел Иванович все понял и отправился в путь. Это был неунывающий брат. Переживший немало гонений и трудностей, он говорил, молодецки улыбаясь: «У меня в каждом городе два дома и две машины». «Как это»? – удивлялись слушатели, видя, что он, мягко говоря, не очень богат. «Очень просто, – отвечал он, – тюрьма и больница, скорая помощь и воронок»…
Прибыв в Мурманск, он совершил крещение 10 мая 1961 где-то на открытом водоеме, совершил хлебопреломление и уехал на место своего проживания в г. Ухту.
В 1959-1960 году в Мурманск приехал молодой верующий брат из украинского города Черновцы Швец Николай Ефремович. Группу верующих в Мурманске он нашел через газету. Чудны дела Господни! Сатана возбуждал газетчиков писать о церкви «разоблачающие» статьи с фамилиями верующих, такую статью он и прочитал, а адрес нашел через справочное бюро…
Вспоминают еще и такой случай. Страна, залечив военные раны, бурно развивается, жить становится легче, Гагарин полетел в космос… Ну чем не повод потроллить очередной раз «отсталых сектантов». К бараку, где собирались верующие, подкатил автобус с телевизионщиками. Сняли ролик, снабдили соответствующими комментариями, мол, Гагарин в космос слетал, а Бога не заметил… Сюжет снабдили адресом собрания и запустили в прокат. Эту евангелизацию атеисты сделали собственными руками – ну не чудо ли? Заплатили деньги, рассказали о верующих, «пригласили на собрание», указав адрес, да еще и «видео» показали с действующего богослужения! Не зря говорится во втором псалме, что Господь посмеется над всеми потугами безбожников. Мурманчане увидели передачу и узнали, что в городе есть баптисты! Это была евангелизация по-Хрущевски. После этого община в Мурманске сильно увеличилась. Кто бы в то время разрешил верующим так широко заявить о себе…
Бог прилагал спасаемых к церкви, но к сожалению, недолго задерживались в Мурманске братья и сестры. Север – это край странников и пришельцев, и как только появлялась возможность уехать – уезжали… но не все.
В послевоенное время, до которого многие братья служители не дожили, сестры принимали на себя служение. Сестра-проповедница – это было нередкое явление в 50-70 годы в Советском Союзе. Только на моей памяти их было пятеро в Мурманской общине.
Далее идет уже более современная история. Чтобы сильно не увеличивать размер статьи, на этом я ограничусь.
«И помни весь путь твой». Втор.8:2. Не просто помни историю, но то, что в этой истории делал Бог!!!
Октябрь 2023 Г. Берг
Количество просмотров 647
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |