| |
Поиск по сайту:
|
||
«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский) |
||
ПашковцыС Владимиром Андреевичем Степановым я познакомился в 2017 году, когда я поступил в Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета. В университетские годы пашковское движение, а также биография В.А. Пашкова стали объектами моих научных исследований. Именно сходство исследовательских интересов сблизило нас с автором данного сборника. За годы общения с Владимиром Андреевичем и чтения его работ я достаточно ясно понял, что он глубоко погружен в изучение движения пашковцев. В.А. Степанов – скрупулезный и внимательный историк, которому свойственно серьезное и осмысленное отношение к объекту своего изучения. Свидетельство этому – представленный вашему вниманию сборник. Несколько слов о главной составляющей сборника – «Летописи пашковцев». В.А. Степанов очень убедительно демонстрирует новизну и ценность этого исторического источника. Его рациональные аргументы в пользу авторства В.А. Пашкова убедительны. Мое изучение биографии В.А. Пашкова позволяет сделать такой же вывод относительно его авторства. Я бы хотел выделить только две темы, которые мне представляются важными и на которые проливают свет «Летопись пашковцев» и сборник в целом. Во-первых, это внутреннее устройство религиозного сообщества (пашковцев). Некоторая ключевая информация на этот счет отсутствовала[1], в работах исследователей те или иные аспекты освещаются по-разному, в связи с чем в историографии пашковского движения накопились противоречия. Во-вторых, сборник говорит о важной для понимания пашковского движения теме: влиянии на него западного христианского мира. В этой связи книга В.А. Степанова вносит значимый вклад в дискуссию относительно происхождения евангельского движения в Российской империи[2]. Еще одно достоинство данной книги состоит в том, что в ней исследуются и освещаются такие аспекты движения пашковцев, о которых раннее исследователи писали мало или не писали вовсе. У современных евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), на мой взгляд, большой интерес вызовет четвертая часть сборника, в которой рассматриваются различия между евангельскими христианами и баптистами. Как мне представляется, современным ЕХБ эта информация будет интересна как минимум ввиду самоназвания, включающего и евангельское христианство, и баптизм. Статьи пятой части сборника представляют собой переработанные варианты ранее опубликованных текстов. К некоторым из них я обращался при написании научных работ. Они демонстрируют высокий исследовательский уровень автора. Я всячески рекомендую к прочтению сборник Владимира Андреевича Степанова представителям как христианского, так и научного сообществ. Уверен, что эта книга займет достойное место в историографии евангельского движения в России в целом и движения пашковцев в частности. =Филипп НИКИТИН= Автор книги «В.А. Пашков (1831-1902): жизнь и служение» (Корнталь: Свет на Востоке, 2020) Лаборант-исследователь Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Магистрант Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
[1] Ср.: Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839-1889) и общины первых евангельских верующих в России. Steinhagen: Samenkorn, 2017. С. 107. [2] Ср.: Прохоров К. Между Западом и Востоком: заметки о начале евангельского движения в России // Богословские размышления. 2012. № 13. С. 53-78; Васильева О. А. Современный русский протестантизм: в поисках себя // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология / Сост., вступ. статья, коммент. М. Ю. Смирнова. СПб.: РХГА, 2012. С. 559-563.
Количество просмотров 740
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |