Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Иоганн Арндт: как быть счастливым с Богом

Иоганн Арндт (1555-1621) – знаменитый немецкий богослов и пастор, написавший одну из самых известных и любимых в христианском мире книгу «Об истинном христианстве».

Арндт родился 27 декабря 1555 года в деревне Эддерлиц, в княжестве Анхальт[1] (центр современной ФРГ) в семье лютеранского пастора, рано осиротел. Родственники помогли получить образование Иоганну, старшему сыну в семье – он учился в нескольких школах, очень интересовался естественным науками. В двадцать лет Арндт поступил в Хельмштедтский университет, затем перевелся в Страсбургский, а потом и в Базельский – везде с отличными оценками и похвальными отзывами.

Во время учебы Арндт перенес тяжелую болезнь, заставившую его задуматься о духовных вопросах. В Базеле произошло еще одно важное для Арндта событие – купаясь в реке, он чуть не утонул и был чудом спасен своим товарищем. После этого Иоганн, скорее всего, планировавший медицинское попроще, решил полностью посвятить себя Богу.

В 28 лет Арндт стал пастором в городе Падерборн (запад современной ФРГ), столице Падерборнского княжества. В 1590 году местный князь Иоганн Георг, будучи формально лютеранином, но склонявшимся к кальвинизму, потребовал, чтобы богослужение в лютеранском храме соответствовало кальвинистским нормам. Арндт решительно отказался – и по распоряжению князя был лишен пасторской должности. Городской совет соседнего города Кведлибург пригласил Арндта к себе, и принципиальный проповедник стал пастором там.

Именно Кведлибург стал местом, где Арндт сформировался как душепопечитель. В те времена лютеранские богословы погрязли в бесконечных спорах, результаты которых озвучивались с церковных кафедр и были непонятны абсолютному большинству верующих. Те из них, кто хотел бы почитать что-то о реальной духовной жизни, сталкивались с тем, что в лютеранской традиции таких книг не было. Отвращение к сухости тогдашнего богословия вело людей к чтению мистических сочинений, далеко не все из которых вписывались в строгие христианские рамки. Большинству же, которому не было дела до таких вопросов, было ясно одно: Лютер провозгласил, что человек спасается верой, а не делами; соответственно, задача – формально правильно исповедовать веру, а как ты живешь – никого не касается.

Арндт же прекрасно понимал, что это заблуждение: для Лютера правильная вера и правильная жизнь были неотторжимы друг от друга. Переживал Арндт и из-за того, церковь не в состоянии ответить людям на насущные вопросы духовной жизни и поощряет их к тому, чтобы они были христианами лишь формально.

Чувствуя свою пастырскую ответственность, Арндт призывал прихожан к покаянию и исправлению жизни, чем вызвал их большое недовольство. Его самоотверженное служение людям, пастырская помощь во время эпидемии чумы в 1598 году не улучшили отношения Арндта с паствой, и в следующем году он переехал в Брауншвейг (север современной ФРГ) и стал там проповедником. В городе было беспокойно – горожане хотели получить статус т.н. вольного имперского города и подчиняться напрямую императору, что вело в том числе к вооруженным столкновениям с тамошним герцогом, не желавшим терять город. В самом городе за власть боролись две политические партии. Чтобы отдохнуть душой от постоянных треволнений, Арндт начал писать книгу – методичку духовной жизни, которой так очевидно не хватало многим людям. В 1605 году вышла первая часть этой книги, которую Арндт назвал «Об истинном христианстве». Брауншвейгские пасторы, никогда не любившие собрата, тут же обвинили его в ереси – якобы Арндт отрицает, что спасает только и исключительно Бог, и якобы он утверждает, что правильная вера не нужна. В итоге они вовсе запретили ему что бы то ни было публиковать. Арндт внес множество исправлений в книгу, разослал свою работу авторитетным богословам и через два года выпустил третье издание первой части с нужными пояснениями. На последующие еще три части он также благоразумно просил ученых богословов давать рецензии. Полностью книга вышла в 1610 году. Годом ранее Арндта пригласили в Эйслебен, и он с радостью покинул Брауншвейг.

Книга Арндта имела грандиозный успех – при жизни автора она выдержала 11 изданий. Посвящена она жизни с Богом – только в ней достигается подлинное счастье и покой. Эта жизнь невозможна без первого этапа – покаяния, которое означает не просто отказ от каких-либо злых дел, но и изменение отношения к миру. Кающийся человек отвращается от любых подделок, от желания забить свое время или доставить себе удовольствие – и обращается к Богу. В таком случае, писал Арндт, Бог по Своей милости «рождается» в душе человека, и он становится другим – рожденным свыше[2]. Рожденный свыше человек, по Арндту, ищет только Бога и Его воли и в покорности Богу обретает душевный покой, что для Арндта есть синоним счастья. Далее человек возрастает во Христе, все более и более покоряясь Ему. Арндт особо отмечал, что человек, идущий за Богом, даже в скорбях и болезнях сохраняет радость. Для автора книги «Об истинном христианстве» принципиально было противопоставлять мир и его представление о счастье – и христианина, который может найти счастье там, где человек, от Бога далекий, увидит только проблему и трагедию.

Тяжелый период жизни Арндта, связанный с публикацией его книги и яростной критикой в ее адрес, между тем, подошел к концу. Герцог Брауншвейг-Люнебургский пригласил Арндта к себе как придворного проповедником и пастором, надзирающим за всей епархией (генералом-суперинтендантом) в Целле. Герцог, очень уважавший Арндта, позволил тому устраивать церковную жизнь по своему усмотрению. Арндт стал внедрять на практике нормы, описанные в его книге – требование от прихожан и пасторов не формального исповедания веры, а чистоты и строгости жизни. Сам образованный человек, Арндт немало сделал для образования, открывая в герцогстве т.н. немецкие школы[3]. Продолжал он заниматься и писательством: в 1612 вышел его сборник молитв «Райский вертоград» (русский перевод - 1784 г.), в 1617 – толкование на Псалтирь и разъяснение катехизиса. Иоганн Арндт умер в 1621 году, увидев успех своей книги, и похоронен в кафедральном соборе в Целле.

Книга Арндта имела огромное значение для христианской Европы. Именно вокруг ее изучения во второй половине XVII в. возник пиетизм, внутрилютеранское движение, без которого не было бы ни немецкой классической философии, ни романтизма; ей вдохновлялся Иоганн-Себастьян Бах; в России ее любили и хорошо знали один из самых авторитетных православных епископов Тихон Задонский, который ставил сочинение Арндта сразу после Библии, император Павел I, поэт Василий Жуковский, знаменитый алтайский миссионер Макарий (Глухарев), а также множество русских людей самых разных сословий. Книга, написанная человеком, у которого большие знания уравновешивались большим личным опытом, человеком, который опытно знал, где настоящее счастье, может быть актуальной и для нас сегодня.

Оксана Куропаткина, кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ

13.05.2023



[1] В те времена Германия была раздроблена и сохраняла только формальное единство. Немецкие княжества были ядром большого государства – Священной Римской империи, во главе которой стоял избираемый император.

[2] Термин «рождение свыше» в протестантский обиход ввел во второй половине XVI в. пастор Валентин Вайгель, а популяризировал его Иоганн Арндт.

[3] Аналог церковно-приходских школ в России.

Подкаст на Свободном радио:


Количество просмотров 773
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна