Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

Притчи 12:20 - "Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у МИРОТВОРЦЕВ"

Духовно-ориентированная мотивация и миссия душепопечительства

Для понимания духовно-ориентированной мотивации душепопечителя важно понять духовно-психологический образ Иоанна Крестителя, миссия которого состояла в том, чтобы приготовить людей к принятию Иисуса Христа. Миссия Иоанна Крестителя - «приготовить путь Господу» - формирует верный образ душепопечительской миссии, суть которой состоит в том, чтобы приготовить человека, находящегося в трудной жизненной ситуации или духовно-психологической нужде к принятию душепопечительской помощи Иисуса Христа, через смыслы Слова Божьего. Несмотря на директивный стиль проповеди, миссия Иоанна Крестителя была не директивная, а точнее Христоцентричная, то есть указывающая на Иисуса Христа. Душепопечитель выполняет похожую миссию в жизни опекаемого: быть не директивным, а точнее Христоцентричным «указателем» - указывать на Иисуса Христа, как на цель, смысл, ресурс и способ решения. Анализ опыта и установок Иоанна Крестителя, его деятельности и служения даст нам необходимые внутренние шаблоны и мыслеобразы, которые станут Богоугодным ресурсом для духовной мотивации в работе с душами.

При практической работе с человеком очень хорошо помогают правильно подобранные библейские образы, через которые человек начинает понимать и воспринимать истину. Это особенность человеческого познания и научения. И познание, и научение неразрывно связаны с мыслеобразами, с нашим восприятием картинок, образов, историй, изложенных в Библии. Можно, конечно, дать тезисные установки душепопечителю, но, как показывает практика, работа с мыслеобразами гораздо эффективней. Да и Библия – книга об истории взаимоотношений с Богом.

Мыслеобраз – это мысль или концепция в сознании человека, которая тесно связана с образом, картинкой или персонажем.
Сам Господь не просто дал нам заповеди. Он дал нам Христа, чтобы мы узнали, увидели и запечатлели Его образ - образ Истины. Сам Он говорит: «Я есть Путь и Истина, и Жизнь». Через эту Истину мы увидели идеальный Образ послушания Отцу и жизнь, угодную Богу. Он самый лучший пример смирения и любви к Богу и ближним. Через восприятие этого Образа и этой Истины, мы можем анализировать себя, свои ценности и можем интерпретировать обстоятельства, поступки и даже мысли.

Образ Иоанна Крестителя дает правильный ключ к пониманию мотивации душепопечителя. Установки самоконтроля и саморегуляции, необходимые в живом душепопечительском контакте:
  • искать Божьего суждения, а не человеческого;
  • наставлять, а не командовать;
  • помогать, а не манипулировать;
  • быть вероцентричным, а не проблемоцентричным;
  • ориентироваться на Христа, а не на социальные авторитеты или психологические идеализации.

Сам Господь наш Иисус Христос очень высоко отзывается об Иоанне, называя его великим из когда-либо рожденных в человеческой истории. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мтф. 11:11).

Что же сделал Иоанн Креститель особенного? Иоанн был предтечей, готовил людей ко встрече со Христом, был вступлением перед великой миссией Христа. Он готовил народ к принятию Божьего Смысла (Логоса). «В начале было Слово (греческое «Логос»). И Слово (Логос) было у Бога, и Слово (Логос) было Бог. И Слово (Логос) стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины...» (Ин. 1:1; 14). Иоанн Креститель говорил о проблеме, о грехе, говорил о покаянии, как перемене образа мышления. Рассказывал о Божьем замысле, о том, что Христос - Агнец Божий, который берет на Себя грех мира. И при этом, сам Креститель, несмотря на огромный духовный авторитет, не претендовал на роль Спасителя.

«И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лук.3:3).

Покаяние в переводе с древне-греческого «метанойя» [μετάνοια] — «сожаление (о совершившемся), раскаяние». Греч. «мэтания» [μετάνοια] — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление».

Покаяние (др.-греч. [μετάνοια] — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», букв. — «изменение мыслей», от [μετα] — приставка, обозначающая «изменение, перемена» и [νόος, νοῦς] — «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей») — богословский термин в христианстве, означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха.

Итак, «метанойя» – перемена образа мыслей, перемена разума. Такое определение, несмотря на его точное этимологическое значение, не полностью отражает богословскую концепцию покаяния. Оно говорит о греческом восприятии перемены мышления, но не полностью отражает ту глубину духовного события, которое происходит, когда обращенный получает новое рождение, очищение сердца и духовное просветление души.

В древнегреческом языке предлог [μετα] «metá» и приставка [μετα] имеют значения: «после», «следующее», «за». Используется в таких терминах, как «метагалактика», «метафизика», «метапсихология», «метаданные», означая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Метагалактика — это следующий высший уровень галактики, метафизика — следующий высший уровень физики, мета психология — следующий высший уровень психологии и т.д.

То есть покаяние — это состояние более высокого уровня просветления [νόος, νοῦς] — «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей».

Покаяние в душепопечительстве – один из самых важных процессов, это не только перемена мыслей, но трансформация сердца.

Иоанн Креститель в своей проповеди говорил о крещении покаяния для прощения грехов. Для изменения сердца, изменения понимания Бога, устремлений к Господу, переживания Бога и изменение решений для Него. Иоанн призывал поднять на другой уровень весь круг жизни человека.

Процесс омовения был знаком евреям, он широко использовался как в бытовом, так и в религиозном смысле. В понятие «крещение» вкладывалось всеобъемлющее, судьбоносное очищение человека. Иоанн описывал свою миссию словами пророка Исайи : “глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу” (Ис. 40:3.) И узрит всякая плоть спасение Божье (Лук.3:6).

Иоанн Креститель своей проповедью актуализировал проблемы людей. Он говорил верующим религиозным и набожным людям об их греховности. При внешнем исполнении обрядовой части закона, их сердца не были обращены к Богу. Это было обусловлено усталостью и непродуктивностью обрядовой религиозной жизни. Они ждали перемен и связывали их с приходом мессии. Иоанн Креститель готовил их к принятию Логоса Божьего – «послания от Бога» – Иисуса Христа. Именно это и является главной задачей душепопечителя: подготовить человека к принятию Божьего смысла, Логоса от Бога, ко встрече с Господом нашим Иисусом Христом в личном жизненном пространстве каждого человека.

Часто душепопечение сводится к достижению очень понятных целей: простить, отпустить, принять, успокоиться, остановиться, переключиться, довериться Господу, сконцентрироваться на Нем, проявить терпение и послушание.
Быть душепопечителем - это не значит давать жизненные установки и советы. Это значит подготовить человека к принятию послания от Бога, Его простых, но вечных истин. Чтобы подготовить человека, нужно, чтобы он осознавал ключевые причины своего положения, освободился от накопившихся эмоций и проблем. Задача душепопечителя - «выслушать всякое дело». Как к Моисею приходили, выговаривались, и он готовил людей к принятию Божьего суждения.

У Иоанна Крестителя была миссия подготовить целый народ к принятию Христа, через осознание каждым своей личной греховности.

Совершая ошибки и осознавая их, мы понимаем, как именно наше сердце поражено грехом, и от чего именно мы не можем сами избавиться. Каждый из нас формирует свой личный запрос, который сводится к потребности в глубоких личных переменах. Происходит осознание нужды на высшем «мета рациональном» уровне, когда «душа просит» чего-то, ищет или просто болит.

Пытаясь быть богоугодным во всех делах, видя все свое несовершенство, человек осознает необходимость глубоких изменений всего своего внутреннего мира, который в ветхозаветной культуре еврейского народа назывался «сердцем». Решения Божьего ищет тот, у кого есть неразрешимая проблема. Ответа Божьего захочет тот, у кого есть вопросы к Нему. Душепопечитель готовит человека к принятию Слова от Бога, Оно будет менять человека изнутри, а потом через изменение установок, убеждений, мировоззрения, меняет его внешние проявления, его мысли, чувства, слова и поступки.

Человек должен принять Божье суждение о том, что именно и как нужно сделать. Но, прежде, чем это придет в его жизнь, необходимо провести подготовку.

Иоанн Креститель об этом говорит так: «Прямыми сделайте стези Ему!». Чтобы человек мог принять истину такой, какая она есть, без лукавства, и не отступал назад.

«Всякий дол [яма, низина] да наполнится» (Лук. 3:5). Униженное состояние должно быть исцелено. Провалы в понимании истины должны быть ликвидированы. Душепопечитель выявляет пробелы и «ямы» в богословии человека и как репетитор восполняет их знанием истины.

Далее, «всякая гора и холм да понизятся» (Лук. 3:5): гордость, барьеры заблуждений и страхов, неподъемные завалы проблем. Каждый человек воспринимает трудности через призму своих сил и опыта. Иногда видит горы там, где их нет (страхи). Или, надмеваясь, идет туда, куда не следует. Душепопечитель через позитивное внимание ободряет надеяться на Бога, используя богоугодные ресурсы решать свои жизненные задачи, которые перед ним стоят. Или не идти неверным путем, а выбрать более ровный путь.

Выводы:
Душепопечитель не является Истиной или ответом для человека. Душепопечитель - это тот, кто готовит человека для принятия Истины. Истиной является Слово Божье. Отрывок или стих, читая и размышляя над которым, он понимает Божественный Смысл, принимает Христа и Бога. Душепопечитель готовит человека к принятию Божьей истины. Она меняет, наполняет и приводит опекаемого к решению беспокоящей его проблемы.

Еще отрывки из Священного Писания, которые также говорят об Иоанне Крестителе, и чему душепопечитель может научиться у него:

1. «и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лук. 3:6).

Узреть однокоренное слово «прозреть» - стать способным видеть. Еврейскому народу было необходимо узреть, увидеть Спасителя в их жизни. Душепопечитель помогает увидеть и принять Спасителя в жизни человека, находящегося рядом. Имея поверхностные понятия о Боге, человек бывает не способен увидеть и принять спасение и решение своих проблем.

2. «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лук.3:15).

Нередко у опекаемых возникает такое отношение к душепопечителю: “Не ты ли спасешь меня”?

3. «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лук.3:16).

Задача душепопечителя - сконцентрировать внимание человека на Господе. Иоанн обладал авторитетом пророка, который в глазах общественности давал ему достаточный «кредит доверия», чтобы объявить себя Мессией. Он не злоупотребил своим авторитетом, не стал занимать место Мессии или Спасителя. У Иоанна, при всей его дерзновенности перед людьми, в сердце было глубокое смирение, несмотря на сильную духовную власть и популярность. Он пришел подготовить путь Господу, а не стать Им. Приготовить принять Спасителя, а не самого себя.

4. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лук.3:17).

Приход Христа связан с очищением и с тем, что Бог наведет порядок в жизни опекаемого.

5. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан.3:30).

Когда поток людей, приходящих к Иоанну, стал уменьшаться, Иоанн спокойно отреагировал на это. Так же поступает и душепопечитель, уступая место Слову Божьему в жизни человека. Если душепопечитель отходит в сторону, то человек, встречаясь с Богом, выходит на «мета» уровень, получает мощный стимул для внутреннего изменения. Человек прилепляется душой к Богу, что соответствует Божьей воле.

Итак, миссия Иоанна Крестителя как предтечи, хорошо иллюстрирует суть важной миссии душепопечителя, в рамках которой он выполняет 5 важных функций:

1. Душепопечитель готовит путь Господу к сердцу человека, разговаривая с опекаемым, располагая его к пониманию Божьего смысла и воли. Для этого используется, сформулированный нами, душепопечительский принцип «С.С.С.Р.», который напоминает, что во время диалога главная техника душепопечительства проявляется в умении активно:

  • Слушать (проявлять активное внимание),
  • Слышать (стремиться понять ключевой запрос человека),
  • Спрашивать (проявлять тактичную любознательность, а не любопытство, задавая уместные вопросы),
  • Разговаривать (не превращая разговор в допрос, опрос или интервьюирование).
Душепопечительство не должно превращаться в душедопечительство!

Это хоть и духовно целенаправленная, но все-таки беседа, дружеский разговор с человеком. Все должно быть естественно, как разговор за чашкой чая.

Использование душепопечителем методов активного слушания во время беседы помогает создать атмосферу доверия, сформировать душепопечительский альянс и трансформировать диалог двух верующих в духовно-ориентированный и преображающий душу опекаемого триалог с Богом Спасающим и Вразумляющим.

2. Душепопечитель выравнивает понимание Божьего смысла

  • Душепопечитель ободряет в унынии – образ ямы, низины;
  • Душепопечитель наставляет к смирению в превозношении – образ горы;
  • Душепопечитель корректирует лукавое (от слова "лук"), изогнутое – кривизны.

3. Душепопечитель свидетельствует об авторитете и силе Бога

Иоанн Креститель говорит о себе: «Не я Христос, но я послан пред Ним» (Иоан.3:28). Иоанн действительно подходил под образ Мессии: он был из священнического рода, не взирая на лица обличал, со властью учил, крестил, но у него не было тщеславия. У душепопечителя должна быть соответствующая установка: «Я не психолог, не душеспаситель, я – предтеча, помощник Господа, Его соработник!». Душепопечитель не замещает собой Христа и водительство Духа Божьего.

4. Душепопечитель умаляется, делегирует авторитет

«Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

Когда душепопечение получилось, и люди начинают хвалить и благодарить душепопечителя, ему необходимо включать эту установку: умаляться, как Иоанн Креститель: «Это не я сказал, это Слово вам сказало, а я всего лишь показал текст».

5. Душепопечитель помогает «узреть» спасение Божье в конкретной ситуации

Задача душепопечителя – дать человеку Библейское слово, через которое он сможет посмотреть на себя, понять Божье суждение, перейти от диалога с душепопечителем к триалогу с душепопечителем и Богом.

Поэтому, Богоугодно душеопекающий человек в процессе душепопечительской беседы:

  • готовит людей к принятию Спасителя, но не становится Спасителем;
  • указывает на авторитет Бога и Иисуса Христа, как на ресурс, цель и смысл, но не становится ресурсом для опекаемого;
  • верит, что покаяние, как чудо трансформации сердца сделает собеседника способным самостоятельно найти или узреть спасение Божье.

Если Вам интересно стать душепопечителем и научиться помогать людям душепопечительски, Вы можете узнать больше, прослушав бесплатный онлайн курс Руслана Ивановича Надюка «Душепопечительство».

Описание курса можно скачать здесь https://disk.yandex.ru/i/UBoGoW0O8sF63Q

Зарегистрироваться на дистанционный бесплатный краткосрочный курс «Душепопечительство» можно здесь https://online.mecs.ru/moodle/blocks/teachmix/helper.php?link=QTnhbASgXahMBu5cHviOtNM9JpcsQV

Надюк Руслан Иванович, пастор церкви, магистр богословия, магистр социальной работы, христианский психолог, кандидат психологических наук, начальник отделения душепопечительства Семинарии евангельских христиан г. Москвы

http://xn--e1anpr.xn--p1ai/index.php/76-teachers/97-naduk

В случае копирования и использования данного материала ссылка на источник и авторство обязательно. Все права защищены.

Количество просмотров 464
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2022 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна