Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

Предназначение женщины

Церковь, имея двойственную природу, с одной стороны и по существу, является представительницей Небесного Царства, заявляя о реальности духовного мира; с другой стороны, состоит из «земных» людей – граждан тай или другой страны. Поэтому неизбежно она является общественной организацией, по-русски – общиной. Благодаря этой второй стороне на протяжении всей истории сложившиеся традиции, государственная идеология, популярные философские течения и другие факторы побуждали представителей Церкви вновь и вновь переосмысливать Божье Слово, находить пути его применения в современных им условиях. И особенно это касается этических вопросов. Ведь Истина Божья вечна и неизменна, но проблема состоит в том, насколько верными ей оказываемся мы, дети Божьи, представители земного государства, и Царства Божия.

Особенно злободневными в современных протестантских церквах России мне представляется вопрос о предназначении женщины и ее роли в служении. На фоне все возрастающей в мире эмансипации* женщин, а также возрастающей роли сестер в служении западных протестантских церквей, русская верующая женщина находится как бы в растерянности. Поэтому не случайно желание современников переосмыслить назначение женщины, ее роль в Церкви, в семье и в обществе.

Мировая история свидетельствует о двух крайних положениях, в которые общество ставило женщину, и которые в наибольшей степени исказили Божий план в отношении нее. Чтобы и нам не заблудиться в размышлениях и поисках, обратимся к Господу, Чье Слово проливает свет на всякую проблему, и Кто Единственный может умудрить нас в ее разрешении.

*Эмансипация – освобождение от зависимости, предрассудков и ограничений (Прим. – редактора)

Положение и призвание женщины при сотворении

Чтобы понять первоначальный замысел Бога – Творца в отношении женщины, обратимся к первой главе книги Бытия. Факт сотворения человека по образу Божью (Быт.1:27) в этом же стихе уточняется: «мужчину и женщину сотворил их» - свидетельствует об уникальности сотворенных, как мужчины, так и женщины. В глазах Божьих Адам и Ева составляли единого человека, созданного по Его образу и подобию, что возвышало их над всем творением.

В словаре Библейского Богословия находим такую характеристику природы женщины. «В отличие от природы животных, жена, взятая из самого существа Адама, обладает той же природой, что и он». А в результате глубокого теологического исследования книги Бытия в подлиннике Г.А. Савин приходит к такому выводу: «Первые главы богодухновенной книги дают понять внимательному читателю идею о единой природе мужчины и женщины, не позволяющей пренебрежительно относиться к тому или иному полу» (Библейское понимание служения женщин).

Жена сотворена помощницей Адаму, соответственно ему (Быт.2:18). Это значит, что они могли общаться на равных, так как оба имели дух, разум, свободу выбора, то есть то, что определяет личность; они имели одинаковый доступ к Богу и вместе беседовали с Ним. До согрешения мы не видим ни одного намека на превосходство мужчины над женщиной. Возвращаясь к словарю Библейского Богословия, находим: «Израиль веровал в Бога – Творца, утверждающего принципиальное равенство мужского и женского пола».

Все же с самого начала мы видим различие между мужчиной и женщиной. Но различны они не по существу, а по функциям, по некоторым характеристикам: мужчине Бог дал первую заповедь и возложил на него ответственность за сад (Быт.2:15-16). Женщина обладает красотой и нежностью, она вдохновляет, понимает, утешает мужчину. Вот как пишет об этом В.Я. Канатуш в книге «Библейские женщины».

«Мужчина символизирует мужской путь служения Богу. Он старается постичь Бога не только сердцем, но и разумом, выполняя заповеди Божьи. Его задача – бороться со злом…искушениями, побеждать лукавого. Он служит Богу деятельно и активно. Но путь служения Бону, воплощенный в женщине, состоит в желании познать Его в большей мере сердцем, принять Его в сердце, служить Ему в искренности».

Они как бы дополняют друг друга. Мужчина – олицетворение силы, воли, ума, решительности. Женщина – чувственности, кротости, утонченности, терпимости.

Именно этим и воспользовался сатана. Змей не начал разговора с мужчиной, потому что знал, что муж, в первую очередь обдумает его слова и сможет дать отпор. В обольщении женщины змей сыграл на чувствах и поэтому победил. Женщина не должна была принимать решения, не посоветовавшись с мужем потому, что только вместе они являли полноту. Поэтому она должна была добровольно отдавать предпочтение мужу в решении каких-либо вопросов, зная его функцию. Главная вина жены была в том, что она посчитала себя самодостаточной.

Роль женщины после грехопадения

Результатом самовольства женщины стали слова Господа: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16. Таким образом, женщина как бы была отодвинута на второй план, ей отведена второстепенная роль в обществе. И ее положение в древнем мире можно назвать незавидным. В языческих народах женщина практически не имела никаких прав, а порой даже приравнивалась к животным. Но это опять-таки являлось искажением воли Бога.

Несмотря на наказание за грех, Бог не проклял человека – ни мужчину, ни женщину, но Он более четко определил границы их деятельности. Отныне женщина рождает детей и воспитывает их. И это составляет не малую роль в истории человечества. Адам нарек своей жене великое имя – Ева – мать всех живущих.

«Дающая жизнь, побеждает тем самым смерть» — это идея четко выражена в трудах русских философов. По словам Апостола Павла, жена «спасается через чадородие» (1Тим.2:15).

И, пожалуй, самое важное предназначение женщины – рождение и воспитание детей. Совершая это, жены играют ведущую роль в созидании общества, хотя сами остаются в тени. Влияние матери намного сильнее влияния отца. И подтверждение тому мать и бабушка Тимофея, мать-христианка блаженного Августина, отец которого был язычником; мать Иоанна Златоуста, отец которого рано умер. Мать Моисея, мать Самуила и мать Иосии. И этот список можно продолжать еще очень долго.

С первых страниц Библии мы видим, сколь огромное значение в рождении и воспитании ребенка придавал Господь матери. Очень ярким примером является жена патриарха – родоначальника Божия народа – Сарра. Во-первых, Господь смотрел на Авраама и Сарру, как на единого человека, и Сарра была достойна своего великого мужа. Слово Божие приводит в пример не только веру Авраама (Евр.11:8), но и образ Сарры поставлен в пример всем женам (1Пет.3:6)

На примере рожденного Агарью Измаила мы видим, что для Бога было недостаточно великой веры и посвященности отца. Хотя первый сын патриарха провел детство рядом с Авраамом, и нет сомнения в том, что Авраам немало усилий потратил на его воспитание, Измаил оказался не достойным и не способным продолжить дело отца и исполнить волю Бога. Почему? С полной уверенностью можно сказать, что главная причина крылась в его матери. Своенравная, спесивая Агарь не была способна покориться, но очень быстро возгордилась. И мы можем усмотреть мудрость в поведении Сарры, когда она прогнала служанку – Быт.21:9-12. Бог видел сердце Сарры, которая знала, что верен Обещавший (Евр.11,1). и поэтому смогла родить сына обетования верою (Евр.11,11).

Роль матери является наиглавнейшей. Современный философ Морис Дени считает, что «женщина как мать во все времена – источник жизни, ее сохранение и обновление» (Статья «Женщина в русской мысли»).

Но все-таки цель создания женщины – дать мужчине помощницу: «жена создана для мужа» (1Кар.11:9), и это первоначальное предназначение женщины осталось в силе и после грехопадения.

Любящая жена способна вдохновить мужа на великие подвиги. Своей чуткостью, нежностью, глубиной понимания сердца мужа она способна дать эмоциональную жизнь его замыслам, утвердить его в начинаниях, влить живительную струю в его обремененное сердце.

Именно такую роль сыграла жена Рембрандта в его творчестве, после смерти которой великий живописец впал в глубочайшую депрессию. И вот другая женщина, подставив свое хрупкое плечо, смогла помочь ему в преодолении горя и возвращению к творчеству, к нормальной жизни.

Нельзя не согласиться со следующим высказыванием: «И кто это сказал, что мужчина, сильный мужчина, не нуждается в опоре? О, как нуждается! Именно потому, что на его пути встает столько трудностей, что ему приходиться всегда бороться, он жаждет женского участия, его пленяет мягкость, кротость, доброта. Приложить ее руку к своему пылающему лбу, прислониться к ее верной груди и забыть обо всем тягостном, обрести новые силы! Пусть она молода и слаба физически, но какая сила в ее взгляде, в ее любви, в ее сердечной мудрости. Добрая жена – дар неба. И ее власть могущественна».

Библия дает высокую оценку добродетельной жене, которая:

  • любит мужа (Тит.2:4)
  • уважает его (Еф.5:33)
  • верна ему (1Кор.7,3-5,39)
  • покорна (Еф.5:22; Кол.3:18).

Вернемся опять к образу одной из «святых жен», которая поставлена в пример всем нам. - Сарре (1Пет.3:5-6). Смог бы Авраам вынести всю тяжесть пути и все испытания, если бы Сарра не была настолько верна и предана ему, если бы была сварлива и капризна? Возможно, что терпение он заимствовал у Сарры. И хотя у них не было постоянного места жительства, все же Сарра смогла устроить шатер таким образом, что Авраам находил в нем покой.

Устройство дома есть следующее назначение женщины. Об этом прекрасно написано в 31-й главе книги Притч. Жене отводится ведущая роль не только в устройстве дома, но и в ведении всех дел. И даже можно усмотреть намек на то, что от мудрости жен зависит известность, успех мужа, и в то же время подчеркивается ее кротость и пребывание «в тени».

Да, как бы не была деятельна, изобретательна, трудолюбива жена, ее главным достоянием является внутренняя красота. Жена – слава мужа (1Кор.11,7). Жена служит олицетворением прекрасного, восхитительного и есть воплощение красоты. И если цари земные выискивали для себя самых красивых, миловидных девушек, то мудрость Слова Божья превозносит духовную красоту нетленного внутреннего человека. И это предназначение женщины и девушки - созидать своего внутреннего человека и украшать свое сердце:

  • скромностью и стыдливостью (1Тим.2,9)
  • духом кротости и мира (1Пет.3,4)
  • добрыми делами (1Тим.2,10; 5,10).

Эту задачу можно поставить на первое место, и смело назвать основополагающей, так как от внутреннего облика девушки, от ее мировосприятия зависит, сможет ли она выполнить свое предназначение, построить правильные взаимоотношения с мужем, правильно воспитать детей, устроить свой дом и сохранить его в мире.

Итак, основное предназначение женщины – семья: созидание своего внутреннего мира, помощь мужу, устройство семейного очага, рождение и воспитание детей.

Но при внимательном чтении Ветхого Завета мы видим, что Господь употреблял женщин в политической и общественной жизни Израильского народа. Вообще, стоит отметить преимущественное положение еврейских женщин по сравнению с языческими (Богословский словарь):

  • они не покрывали головы (Быт.12:14; 24:16,65; 29:11; 1Цар.1:13);
  • участвовали в общественных делах ( Исх.15:20; Суд.11:34; 1Цар.18:6-7);
  • имели влияние в семье и обладали определенной независимостью (1Цар.4:8; Суд.4:18; 1Цар.25:1);
  • на страницах Библии оставлены песни Деворы и Анны (Суд.5; 1Цар.2);
  • занимали официальные должности: пророчица Мариамь, Олдана, Ноадия, судья Девора;
  • дочери Манассии получали уделы среди сыновей его (И.Нав.17:6).

На примере молитвы Анны мы видим, что женщины могли лично обращаться к Богу с просьбой и получать ответ на свои молитвы. Поступки некоторых Библейских героинь можно назвать судьбоносными для Израиля: Сарры, Ревекки, Фамари, Мариами, Раавы, Деворы, Ноемини и Руфи, Анны, Есфири и других. Некоторые из этих женщин занесены в родословную Иисуса Христа!

Расширение женского предназначения в Иисусе Христе

С приходом на землю Христа положение женщины начинает меняться. С первых дней Своего служения Иисус заявляет о кардинально-новом отношении к женщине. В главной Своей проповеди – Нагорной, Он защищает достоинство жены, утверждая ее права как личности (Мф.5,32). Мы видим немало женщин в числе последователей Христа: женщины, которые служат имение своим (Лк.8,2-3); женщины, которые всюду следовали за Ним; женщины, которые учились у Его ног; женщины, которые восхвали Его и принимали от Него исцеление. Веру многих женщин Спаситель ставит в пример (Мф.15, 28; Мр.5,34; Лк.7,50; 8,48).

Иисус защищает выбор Марии, которая предпочла слушать Его слова, а не хлопотать об угощении, хоть по традиции женщине более свойственно было заниматься хозяйством, кухней. Возмущение Марфы и ее обращение к Учителю означали: «Разве может женщина учиться? Наш удел – обслуживать мужчин». Но ответ Иисуса поразил всех, потому что Его ответ нес информацию о полном праве обычной женщины на обучение. Ответом: «Мария избрала лучшую часть, которая не отнимется у нее», Сын Божий ставит духовные, непреходящие ценности на истинное место на шкале значимости женщин в той же мере, как и мужчин. Душа женщины не менее: чем мужчины нуждается в словах жизни, исходящих из Божественных уст.

Об этом же свидетельствовала беседа Иисуса с самарянкой. Ученики были крайне удивлены, «что Он разговаривал с женщиною» (Ин.4,27), да к тому же – не иудеянкой. Следующее замечание автора Евангелия: однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?», явно выражает мнение учеников, что женщина вряд ли способна понять цель прихода Мессии или какие-то планы Божьи в отношении людей. Но, как ни парадоксально, именно женщине Христос первой открыто сказал: «Я – Мессия». Падшей самарянской женщине, которая полностью нарушила свое женское предназначение, которая даже не могла прийти за водой в обычное для других женщин время, Христос говорит о живой воде, на которую она имеет полное право и которую она может «черпать» в любое время дня и ночи, только нужно просить, жаждать Его воды (Ин.4,10). И далее мы читаем слова, которые многие христиане знают наизусть: «Вода, которую Я даю ему (любому человеку), сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14). И это было обещано женщине!

Именно это несостоявшаяся женщина стала первой в мире успешной благовестницей, ибо «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей» им, и многие пришли к Иисусу « и еще большее число уверовали по Его слову» (Ин.4:39-42). Эту встречу можно назвать переломным моментом в предназначении женщины Нового Завета. Теперь одной из главнейших задач христианки является благовестие.

Женщины сыграли не последнюю роль в служении Иисуса Христа и самое, пожалуй, значительная заключалась в том, что они сопровождали Его в крестных страданиях, в то время, как из учеников до конца с Ним был только Иоанн. Как Сыну Божью Ему никто не мог помочь. Но как человеку Ему было важно видеть тех, кто остался верным даже под страхом смерти. Слезы и сочувствие женщин, выражавшие преданность Учителю, демонстрировали их непоколебимую веру. Ученики, ходившие с Ним три года, разочаровались, усомнились, спрятались. Женщины остались верными до конца. Они исполнили свою роль помощниц и сделали все, что было в их силах. В своей простоте и искренности они подобно Марии, помазавшей Иисуса драгоценным миром, отдали Ему свои сердца полностью, до конца. Они не стали рассуждать, как мужчины, что миро слишком дорогое, чтобы потратить его на Учителя, или, что выразить сочувствие Иисусу опасно для жизни. Нет! Они не испугались!

И именно женщины удостоились чести первыми узнать о воскресении Христа. Воскресший послал их возвестить радостную весть ученикам (Мф.28,10), но «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк.24,11). О, женщины! Велика ваша вера! Вы смогли поверить сразу.

Во Христе женщина полностью восстановлена в своих правах

С первых дней существования Церкви было провозглашено равенство полов: «Нет ни мужеского, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» - Галл.3,28. Как мужчина, так и женщина в равной мере может стать той личностью, из чрева которой потечет благодать, и которую Господь плодотворно использует в Своем домостроительстве.

Но «хотя разделение на два пола и упразднено в плане веры, оно сохраняется в жизни и поэтому неизбежно в конкретном бытии Церкви» (Словарь Библейского Богословия). Наш Бог есть Бог порядка, для соблюдения которого в церкви необходимо четкое разграничение функций. «По Своему изволению Господь выдвигает мужчину на ответственное пасторское служение. Это не унижает женщину и не умаляет ее достоинств…» (Г.А.Савин «Библейское понимание служения женщин»). Женщина может быть диаконисой (1Тим.5,9-10), евангелисткой, молитвенницей, участвовать в служении прославления, благотворения, вспоможения, обучения. В 16-й главе послания к Римлянам находим немало женских имен, потрудившихся в первоапостольской Церкви.

И если в период античности для женщины было позором остаться незамужней или бездетной, то христиан апостол Павел призывает не вступать в брак, ибо «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1Кор.7:34).

Церковь названа Невестой Христа, и каждый христианин имеет полное право почитать Сына Божия своим Женихом! Безусловно, девушке, женщине это легче понять и воспринять, чем мужчине. Может, поэтому в церквах больше представительниц прекрасного пола. «У ангела отними крылья, будет дева! К деве приставь крылья, будет ангел!» (Св.Дмитрий Ростовский).

Вот как можно описать чувства тех, независимо мужчина это или женщина, что, жертвуя всем, что можно иметь на земле, посвящают свою жизнь, без остатка, любимому Господу:

«Пусть яркими красками рисуется человеку счастье, пусть манит его к себе картина тихого вечера, обаятельное, насиженное семейное гнездо, обожаемая жена, любимые дети… Христос распят, как же не доказать Христу, что Он – не один, не оставлен, что есть люди, которые готовы забыть все в мире, чтобы стоять у Его креста рядом… страдая Его страданием, и упиваясь благодатью Его искупительной жертвы… Все прекрасное, радостное и утешительное в жизни было заполнено для них одним воспоминанием, одною мыслию, одним образом – образом Христа распятого». Е.Поселянин «Пустыня» (Описание египетских пустынников III-IVвв.)

И здесь, конечно, хочется больше говорить о подвигах русских христианок, хотя их было достаточно во всех странах и во все времена. «В Древней Руси было много премудрых жен… Как правило, они были хорошо образованы, успешно занимались государственными делами, имели высокий авторитет в обществе. К ним обращались в самых сложных вопросах и обстоятельствах за мудрым советом, за молитвенной и действенной помощью… конечно, те качества, которые отличали святых жен Древней Руси – достоинство и свобода, гармоническое сочетание добродетелей и талантов, масштабность характеров и дел – были лишь следствием огромной работы духа. В этом смысле не важно, где проходили святые жены свое поприще – на вершинах власти или в пустынном уединении и безвестности. Их образы сияют из глубины времен нетленной красотой» (О.Сокурова «Нетленная красота»).

Немало чудных женских имен и среди наших современниц. Хочу привести в пример слова лишь одной из них, возможно, самой юной: «Я готова пойти на призыв моего Господа!.. Я решила отдать Ему мою жизнь совершенно. Правда, я слаба для этой работы, но Он ведь силен мне помочь. Я неопытна еще в работе для Него, но я люблю Господа и тех, за которых Он отдал Свою жизнь… Со дня своего обращения ко Христу я решила идти и говорить везде и всем об этой чудной и радостной вести, о вести любви» (Юдифь, изд.GBV). Эта молодая евангелистка трудилась для Христа изо всех сил и отдала жизнь за истину. Вот такие слова прозвучали на ее могиле: «Нива побелела, а делателей мало. Она уже убрала свою, предназначенную ей Богом полосу. Жила мало, а делала много, и Он отозвал ее к Себе. Невеста Христа отошла к своему Жениху».

Итак, всякая христианка становится помощницей Самому Богу в Иисусе Христе и получает возможность полностью реализоваться в служении Ему. Эту мысль подтверждает подвиг русских христианок, сыгравших огромную, можно сказать решающую роль в зарождении евангельского движения на Северо-западе России.

Невозможно умолчать о том, что в русской философии «женский вопрос» занимает немалое место. Многие философы России пытались осмыслить влияние женщины на формирование духовной мысли и социальной атмосферы страны; они придавали огромное значение ралли женщины в становлении культуры, нравов, фольклора, быта на Руси.

Ф.М.Достоевский считал, что духовное будущее России в руках женщины. Но помощь ее выразится не путем подражания мужчине, как считает Н.А.Бердяев, ибо в этом случае она забудет о своем основном предназначении, о своей связи с Богом. «Русские мыслители постоянно обращались к отцам Церкви, для которых достоинство женщины – критерий человеческого достоинства. И достоинство это раскрывается в любви» (Морис Дени «Женщина в русской мысли»).

Русский философ Павел Евдокимов пишет: «Наш мир стал мужским… из него все более и более изгоняется Бог, ибо этот мир без матери, и Бог не может в нем родиться… Перед лицом обособленного научно-технического знания женщина должна остановить мужчину и указать ему на его поруганное достоинство. Охотник и техник мужчина делает мир бесчеловечным, женщина, молитвенница, очеловечивает его».

Галина А. Маркина, магистр Богословия


Количество просмотров 1153
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна