Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

История рождения Иисуса и ангельская песнь

I.История рождения Иисуса

1. Согласно пророку Аггею 2:6-7, Бог сказал: «Я… потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами». Сие исполнилось ныне, ибо небеса поколебались, то есть народы земли пришли в возбуждение; один отправился в этот город, другой – в иной, и так по всей земле, как свидетельствует сие Евангелие. Это не было насильственным, кровавым восстанием, а скорее восстанием мирным, которое возбудил Бог мира.

Не следует понимать это так, будто все страны на земле пришли в возбуждение, но только страны в пределах Римского владычества, которые в совокупности не составляли и полмира. Однако ни одна страна не была возбуждена так, как Иудея, которая была поделена между коленами Израилевыми, хотя в то время земля сия была населена почти исключительно коленом Иудиным, поскольку десять других колен, взятых в ассирийский плен, так никогда и не вернулись на родину.

2. Сей сбор пошлин, сбор сведений или перепись населения, согласно Луке, осуществлялся впервые, однако в Евангелии от Матфея 17:24 и других местах мы читаем, что сие совершалось время от времени, и что подать требовали даже у Христа и даже искушали Его в связи с податью кесарю (Мф. 22:17). В день Его страданий они также лжесвидетельствовали против Него, говоря, будто Он воспрещал давать подать кесарю. Иудеи не любили платить подати и неохотно соглашались платить пошлины, утверждая, что они – народ Божий и потому свободны от Кесаря. Среди них велись ожесточенные споры в отношении того, следует ли платить подати, однако они ничего не могли с этим сделать и были принуждаемы к выплате налогов силой. По сей причине они с радостью втянули бы Иисуса в это препирательство, таким образом подставив Его под римскую юрисдикцию. Сей сбор пошлин был всего лишь обыкновенным указом по всей империи о том, что каждый человек должен ежегодно выплатить какую-то сумму денег; сборщики же податей назывались мытарями – сие слово было неверно переведено на немецкий язык как «отпетые грешники».

3. Заметьте, как точно евангелист отметил тот факт, что Рождество Христово произошло во дни кесаря Августа, когда Сирией правил Квириний. Земля Иудейская была частью Сирии, так же, как Австрия является частью Германии. Это был самый первый сбор пошлин, и, видимо, данная подать никогда не собиралась до того, как родился Христос. Сим фактом Христос показал, что Его Царство не от мира сего, а также то, что Он не будет употреблять земную власть и методы управления, но вместе со своими родителями подчинится существующей власти. Поскольку Он пришел во время первой переписи, Он не оставил в данном отношении никаких сомнений, ибо если бы Он не желал сделать сие ясным, то избрал бы родиться во время другой переписи, дабы можно было сказать, что сие было простым совпадением, лишенным всякого Божественного промысла.

4. Если бы Он не желал быть в подчинении, то избрал бы родиться до всякой переписи. Поскольку ныне все деяния Иисуса являются драгоценными учениями, сие обстоятельство можно истолковать только так, что, по Божественной мудрости и замыслу, Христос отказался осуществлять какую-либо земную власть, но, напротив, подчинился ей. Сие, следовательно, есть первый упрек в адрес папского владычества и всякой подобной вещи, сочетающейся с Царствием Христовым, как день с ночью.

5. Сей фрагмент Евангелия столь ясен, что не требует подробных объяснений. О нём надлежит хорошо поразмыслить и принять в самое сердце. Никто не получит от него большей пользы, чем тот, кто со спокойным и безмятежным сердцем изгонит из своего ума все постороннее и углубится в сии слова со всяким прилежанием. Это подобно тому, как солнце отражается в спокойной воде и отдает огромное количество тепла; впрочем, солнце едва ли можно было бы увидеть столь же ясно, и оно не отдавало бы столько же тепла, если бы отражалось в водах бурлящих и ревущих.

Посему, если вы желаете быть просвещенными и согретыми, если вы желаете узреть чудеса Божественной благодати и сделать свое сердце пылающим и просвещенным, благочестивым и радостным, найдите уединенное местечко, где бы вы могли бы поразмыслить, и представьте себе этот образ глубоко в сердце, и вы узрите чудо на чуде. Однако чтобы побудить простого человека к действию и дать ему стимул к размышлению над сими вещами, мы частично проиллюстрируем данные обстоятельства, а затем углубимся в них более подробно.

6. Сначала посмотрите на то, как просты и обыкновенны земные обстоятельства Его Рождества, однако как высоко они почитаются на небесах. На земле это происходит следующим образом: представьте Марию, бедную молодую женщину из Назарета, невысокого происхождения, одну из самих смиренных жительниц селения. Никто и не подозревал о том, какое великое чудо она носит во чреве; она хранила молчание, делая свое дело, и почитала себя самой малозначимой жительницей селения. И вот она отправилась в путь со своим мужем Иосифом. Скорее всего, у них не было слуги, и Иосифу самому приходилось выполнять работу хозяина и прислуги. Мария же исполняла роль хозяйки и служанки. Посему им пришлось оставить свой дом пустым или же поручить кому-то другому присмотр за ним.

7. Судя по всему, у них был осел, на котором ехала Мария; однако Евангелие не упоминает об этом, и, вполне возможно, она шла с Иосифом пешком. Представьте себе, с каким презрением ей приходилось сталкиваться в гостиницах и на стоянках, в то время как она была достойна того, чтобы восседать в роскошной золотой колеснице.

В те дни, без сомнения, существовало немало жен и дочерей богатых людей, которые жили в красивых домах и большом богатстве, в то время как матерь Божия странствовала посреди зимы в крайне тяжелых обстоятельствах. Какие же контрасты существуют в этом мире! Чтобы добраться из Назарета Галилейского до Вифлеема в Иудее, нужно было потратить день пути. Им надлежало идти либо через Иерусалим, либо рядом с ним, ибо Вифлеем находился к югу от Иерусалима, Назарет же был на севере.

8. Евангелист показывает нам, что по прибытии в Вифлеем они были самыми незаметными и презираемыми людьми в городе, так что им даже пришлось уступить место другим, прежде чем они сами были размещены в хлеву. Здесь им пришлось делить свое жилье, трапезу, спальню и постель со скотом, в то время как многие нечестивцы сидели в роскошных гостиницах и почитались господами. Никто не заметил, никому не приходило на ум, какое дело Бог совершает в этом хлеву. Он позволил большим домам и роскошным апартаментам оставаться пустыми; Он попустил их обитателям есть, пить и веселиться, однако сие утешение и сокровище было сокрыто от их глаз. Ах какой темной была сия вифлеемская ночь, ибо город не узрел ярчайшего света! Смотрите, как глубоко Бог презирает сей мир, и то, чем он обладает и чего желает. Заметьте также то, как мало сей мир знает и узнает Бога, то, чем Он обладает и что совершает.

9. Итак, с помощью сего первого образа Христос повергает весь мир в стыд и обличает всё, что мир делает и знает. Он показывает, что величайшая мудрость мира сего есть безумие, что его лучшие деяния злы, а величайшие сокровища – сущие бедствия. Ибо что имел Вифлеем, когда не имел Христа? Что ныне имеют те, кто в то время жил в достатке? Чего ныне не достает Марии и Иосифу, хотя в то время у них не было даже места для удобного ночлега?

10. Некоторые истолковали слово «diversorium», как если бы оно означало проход под аркой, по которому мог пройти любой человек; там стояло несколько ослов, и Мария не могла найти места для ночлега. Однако это неверное истолкование. Евангелист хотел показать, что Иосифу и Марии пришлось остановиться в хлеву, потому что в гостинице им не нашлось места – там, где, по обыкновению, находили приют путешественники. В гостинице или караван-сарае постояльцев окружали заботами; они получали комнату, еду и постель – все, кроме сих бедняков, которым пришлось ютиться в хлеву, где обыкновенно держат скот.

Сие слово «diversorium», которое у Луки звучит как «katalyma», значит не что иное, как место для гостей, что подтверждается словами Христа (Лк. 22:11), когда Он послал Своих учеников приготовить вечерю: «И скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» Также и здесь для Иосифа и Марии не нашлось места в «katalyma», гостинице, но только в хлеву, принадлежавшем хозяину гостиницы, который не оказался достойным принять такого гостя. Ведь у них не было ни денег, ни власти, чтобы заплатить за комнату в «гостинице», и потому им пришлось остановиться в хлеву. О, как безумен сей мир! О, человек, как ты слеп!

11. Само рождение младенца вызывает еще большую жалость. Никто не проявил сострадания к сей молодой женщине, которая рожала впервые в жизни. Никто не проникся ее положением, что у нее, пришедшей из другого селения, не было ничего, в чем нуждается мать во время родов. И вот она подошла к этому часу безо всяких приготовлений, без света или огня, в одиночестве и во тьме. Никто не предлагал ей помощи, которую, как правило, оказывают роженице другие женщины. В гостинице царил переполох; она была переполнена постояльцами изо всех уголков страны, и никто не помышлял об этой бедной женщине. Возможно, она и не подозревала, что роды начнутся так скоро, иначе она осталась бы в Назарете.

12. Только вообразите, что это были за пелены, в которые Мария завернула дитя. Возможно, это была чадра или какой-то лишний предмет ее гардероба. Вместе с тем то, что она завернула дитя в штаны Иосифа, которые ныне выставлены в Айксла-Чапель, кажется совершенно неправдоподобным и несерьезным. Это выдумка, подобных которой в мире становится всё больше и больше. Не странно ли то, что Рождество Христово случилось холодной зимой, на чужбине, в столь жалких и смиренных обстоятельствах?

13. Некоторые утверждают в отношении сего рождения, что Иисус, якобы, родился в тот момент, когда Мария молилась и ликовала, родился безо всякой боли, и она не успела даже этого заметить. Хотя я не отвергаю всецело сего благочестивого предположения, оно, по-видимому, было выдумано для простого народа. Мы же должны держаться Евангелия, гласящего, что Христос был рожден от девы Марии. И здесь нет никакого обмана, ибо Слово ясно утверждает, что это было настоящим рождением.

14. Всем хорошо известно, что такое роды. Опыт Марии ничем не отличался от опыта других женщин, и рождение Христа было реальными, естественными родами; Мария была настоящей матерью Иисуса, а Иисус был ее настоящим Сыном. Посему тело ее выполняло все надлежащие функции, связанные с родами, за исключением того, что она родила беспорочно, безо всякого стыда, без боли и без физического вреда, подобно беспорочному зачатию. На ней не было проклятия Евы, когда Бог сказал: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). В прочих же отношениях с Марией всё произошло так же, как с другими женщинами при родах.

15. Благодать не вмешивается в естественный ход вещей, а скорее способствует и помогает ему. Также и Мария, вне всякого сомнения, вскормила свое дитя собственным грудным молоком, а не молоком другой женщины; она не делала это каким-то другим образом, чем это происходит обыкновенно, как мы и поем: «ubere de coelo pleno»: из груди, наполняемой с небес, без вреда и порока. Я говорю об этом для того, чтобы мы утвердились в вере и знали, что Иисус был реальным человеком, таким же, как все мы, за исключением греха и благодати. Он не имел греховной природы. Христос и Его матерь имели беспорочную природу во всех частях своих тел и во всех их функциях. Ни одно женское тело, и ни одна часть женского тела никогда не выполняло свою естественную функцию без греха, за исключением сей девы. Здесь Бог единожды даровал природе и ее функциям особую благодать. Для нас то, что Иисус принял нашу природу и плоть, – великое утешение. Посему мы не должны лишать Его и Его матерь чего-либо, что не противоречит благодати, ибо текст ясно гласит, что родила Его она, а ангелы возвестили, что Он рожден нам.

16. Разве мог бы Бог явить Свою благость более возвышенным образом, чем через уничижение и через приятие человеческой плоти и крови, а также через то, что Он не презрел интимность естества, но превознес природу столь высоко в том самом аспекте, в котором в Адаме и Еве она была постыжена самым жалким образом? И теперь благочестивым, честным и чистым может почитаться даже то, что во всех людях является наиболее неблагочестивым, постыдным и нечистым. Всё сие – истинные чудеса Божии, ибо Бог не мог бы нам дать более убедительного, более вразумительного и чистого примера целомудрия, чем в сем рождении. Когда мы взираем на сие рождение и помышляем о том, как Божественное Величие с великой ревностью и невыразимой любовью и благостью нисходит на плоть и кровь сей девы, мы видим то, как истребляются всякая порочная похоть и всякий нечистый помысел.

17. Никакая женщина не может внушать мужчине столь чистые помыслы, как сия дева; никакой мужчина не может внушать женщине столь чистые мысли, как сие дитя. Если, размышляя над сим рождением, мы признаем в нем деяние Божие, из него проистекают только целомудрие и чистота.

18. Но что же происходит на небесах в связи с этим рождением? Насколько оно было презираемо на земле, настолько же, да и в тысячу раз больше, оно было превозносимо на небесах. Если бы вам явился ангел с небес и похвалил бы вас и ваше дело, разве не почитали бы вы сие более ценным, чем всю похвалу и почести этого мира; разве не согласились бы вы вынести за это величайшее уничижение и поругание? Какая великая честь в том, что все ангелы на небесах не смогли сдержать своего ликования, так что даже бедные пастухи на поле услышали их проповедь, хвалу Богу, пение и безмерное ликование? Разве не явилась в Вифлееме вся радость и вся слава, более того, если сравнить всю радость и славу, испытанную всеми царями и знатными людьми на свете, это покажется мусором и мерзостью, о которых и помыслить неохота, по сравнению с явленной тогда радостью и славой.

19. Вот какую великую честь Бог оказывает незнатным мира сего, и делает сие весьма охотно. Здесь вы видите, что очи Господни зрят в глубины смирения, как сказано: «Восседающий на Херувимах» и взирающий в бездны. Ангелы не могли отправиться к князьям или доблестным героям, чтобы открыть им Благую Весть, – они нашли лишь неученых мирян, самых незначительных людей на земле. Но разве не могли они отправиться к первосвященнику, который должен был много знать о Боге и ангелах? Нет, Бог избрал сих бедных пастухов, которые, будучи презренны среди людей, на небесах удостоились столь великой благодати и чести.

20. Смотрите, как Бог разрушает напрочь всякое превозношение! Мы же рвемся обрести не что иное, как суетную славу, как если бы у нас не было славы небесной. Мы уклоняемся от очей Божиих, дабы Он не узрел наших глубин, в которые только Он может проникнуть.

21. Для простых людей сего объяснения вполне достаточно. Каждый должен далее размышлять об этом самостоятельно. Если каждое слово будет понято верно, оно станет как огнь, воспламеняющий сердце, – как Бог сказал в книге пророка Иеремии 23:29: «Слово Мое не подобно ли огню?» Как мы скоро увидим, цель Божественного Слова состоит в том, чтобы открыть нам Христа и Его дело, и помочь нам узреть, что сия жизнь – ничто. Ибо как Он не жил сей жизнью, не имел земных сокровищ и земной власти и чести, так же Он и не почитал их, не говорил о них, но учил прямо противоположному. Он действовал вопреки сим земным вещам; Он смотрел благосклонно на то, от чего мир отвращался, учил тому, от чего мир устранялся и принимал то, что мир отвергал.

22. Хотя мы не желаем смиряться с подобными деяниями Божиими и не хотим получить благословение, славу и жизнь таким образом, тем не менее, сему надлежит быть. Бог не изменит Своих целей и не станет учить или действовать иначе, нежели Он изначально задумал. Мы должны приспособиться к Нему; Он не приспособится к нам. Более того, тот, кто не почитает Слово Божие и то, как Он действует ради утешения сынов человеческих, воистину не имеет в себе доказательства своего спасения. Как мог Бог явить Свою благодать смиренным и отверженным мира сего более прекрасным образом, чем посредством сего рождения в бедности? Об этом ликовали ангелы и открыли сие исключительно бедным пастухам.

23. Давайте, однако, обратимся к тайнам, сокрытым в сей истории. Во всех этих тайнах особо подчеркиваются две вещи: Евангелие и вера, то есть то, что надлежит проповедовать, и то, во что надлежит веровать, кто должен быть проповедником, и кто должен быть верующим. Об этом мы сейчас и поговорим.

 

II. Духовный смысл Рождества Христова

А. Учение о вере.
24. Вера – прежде всего, и мы справедливо признаем, что она важнее всего в каждом слову Божием. Нет никакой пользы, если человек просто верует, что сия история правдива в том виде, в котором она изложена, ибо все грешники и даже осужденные на вечные муки веруют в это. Писание, Слово Божие не учит в отношении веры, что она есть дело, которое человек производит естественным образом, без благодати. Правильная и благодатная вера, которой требует от нас Бог, состоит в том, чтобы твердо веровать в то, что Христос родился для тебя, и что Его Рождество имело место ради твоего блага. Евангелие учит, что Христос родился, творил дела и страдал ради нас, как возвестил в данном фрагменте ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Из сих слов ясно видно, что Он был рожден для нас.

25. Ангел не просто сказал: «Родился Христос», а «родился вам». Он не просто сказал: «Я возвещаю», а «возвещаю великую радость». Более того, сия радость не осталась навек во Христе, но была дарована всем людям. Этой веры лишены и те, кто находятся под осуждением, и нечестивцы, ибо истинное основание спасения, которое соединяет Христа и верующее сердце, есть то, что у них всё общее. Но что же у них общего?

26. Рождение Христа – чистое, невинное и святое. Рождение человека – нечистое, грешное и проклятое, как говорил Давид в Псалме 50:7: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Ничто не может исправить этого греховного рождения, кроме чистого рождения Христова. Впрочем, рождение Христово не может быть даровано людям в физическом смысле, да это и не принесло бы никому пользы. Посему оно даруется людям духовно, через Слово, как было сказано ангелом. Оно даруется всем, кто твердо верует, что им не приключится никакого зла, несмотря на их греховное рождение. Именно таким образом нам надлежит очиститься от нечистого рождения, унаследованного от Адама. Именно для этой цели Христос и пожелал родиться, дабы мы чрез Него родились заново, как Он и сказал в Евангелии от Иоанна 3:3, что сие совершается чрез веру. Также и Св. Иаков в своем Послании (1:18) сказал: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

27. Здесь мы видим, что Христос в некотором смысле принял на Себя наше рождение и поглотил его Своим рождением. Затем Он даровал нам Свое рождение, дабы в Нём мы соделались чистыми и святыми, как если бы сие рождение было нашим собственным, дабы каждый христианин мог возликовать в Христовом рождении и хвалиться им, как если бы он сам был, как Христос, рожден от Марии. Кто не верует в сие или сомневается в этом, тот не христианин.

28. Вот она, та великая радость, о которой возвестил ангел. Это утешение и несравненная благодать Божия, что – если только человек верует – он может хвалиться тем, что Мария является его истинной матерью, Христос – его истинным братом, а Бог – его истинным Отцом. Ибо все эти вещи подлинно имели место и истинны; впрочем, мы должны веровать. Это главная суть и главное сокровище всех Евангелий, и только отсюда можно вывести какое-либо учение о добрых делах. Христос должен быть принят нами всем сердцем, и мы должны стать Его уделом, прежде чем мы сможем творить добрые дела.

Сие, впрочем, не происходит иначе, как по вере, которая учит нас правильно понимать Евангелие и правильно держаться его. Только так Христос может быть познан нами надлежащим образом, чтобы совесть наша была успокоена и исполнилась радости. Из этого корня произрастает любовь и хвала к Богу, Который во Христе ниспослал нам столь неизреченные дары. Именно это дает нам мужество что-то делать или от чего-то уклоняться, жить или умирать, и сносить всякое страдание, угодное Богу. Именно об этом говорится в пророчестве Исаии (9:6): «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам», нам, нам, родился нам, и нам дан сей Сын.

29. Таким образом, смотрите, чтобы вам не находить удовольствие в Евангелии только как в перечислении исторических фактов, ибо всё сие временно. Также не почитайте Евангелие только примером, ибо он тщетен без веры. Напротив, сделайте сие Рождество своим, дабы Христос родился в вас. Это произойдет в том случае, если вы уверуете, – и тогда вы будете покоиться на руках девы Марии и будете ее драгоценным чадом. Однако покуда вы живы, вы должны упражняться в сей вере и молиться, ибо всё сие не может быть утверждено слишком прочно. Таково наше основание и наследие, на котором должно строить добрые дела.

30. Если же Христос был принят вами таким образом, и если посредством сей веры вы были очищены чрез Него и получили свое наследие безо всяких личных заслуг, но исключительно по любви Божией, Который дает вам, как Своему чаду, сокровище и жертву Сына Своего, следовательно, вы будете творить добрые дела, благотворя ближнему своему, как и Христос облагодетельствовал вас. Здесь добрые дела являются своим собственным учителем. Каковы добрые дела Христовы? Не верно ли то, что они благи, потому что были совершены ради вашего блага, ради Бога, Который заповедал Христу творить сии дела ради вашего благополучия? Итак, Христос был послушен Отцу в том, что любил нас и служил нам.

31. Поскольку вы получили всякое довольство и воистину соделались богатыми всяким благословением, вам не дано иной заповеди служить Христу и воздавать Ему послушание, чем заповедь направлять все свои дела на благо ближнего, подобно тому, как деяния Христовы явились благом и пользой для вас. По этой причине Иисус сказал на Тайной Вечере: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Здесь видно, что Он возлюбил нас и сделал всё для нашего блага, дабы и мы творили то же – не Ему, впрочем, ибо Он в этом не нуждается, а нашим ближним. Такова Его заповедь, и в этом наше послушание. Посему Христос принимается нами чрез веру; мы же становимся Божиими благодаря Его любви. Он любит нас, мы веруем в Него – таким образом двое становятся одним целым. Так же и наши ближние веруют и ожидают нашей любви, – посему мы должны воздать им своей любовью, дабы они не ожидали ее напрасно. Это одно и то же; как Христос помогает нам, так и мы, в свою очередь, помогаем ближним, и все пребываем в достатке.

32. Смотрите же, как далеко отступили от истины те, кто связали добрые дела с камнем, деревом, одеянием, едой и питьем. Какая польза ближним от того, что вы воздвигнете церковь из чистого золота?! Как поможет им беспрестанный звон церковных колоколов? Какая польза им от внешнего блеска и церковных обрядов, священнических облачений, святилища, серебряных картин и сосудов? Какая польза им от множества свечей и благовоний? Какая польза им от непрестанных песнопений и бормотания, пения всенощных и мессы? Не думаете ли вы, что Бог позволит воздавать Ему звоном колоколов, свечной копотью, блеском золота и подобными измышлениями? Он ничего такого не заповедовал. Между тем, если вы видите, что кто-то сбился с пути, впал в грех или страдает телесно или духовно, вам следует оставить всё прочее и безотлагательно оказать ему всяческую помощь, какая только в ваших силах. А если вам уже нечем помочь, помогите ему хотя бы словами утешения и молитвой. Так поступал с нами Христос, и он подал нам пример, дабы мы следовали ему.

33. В сих двух вещах христианин должен упражняться: во-первых, принять Христа внутрь себя и верой сделать Его своей частью, то есть усвоить сокровище Христово и со всяким дерзновением строить свою жизнь на сем сокровище. Во-вторых, христианин должен снисходить до нужд ближнего своего и делиться с ним тем, что принял, подобно тому, как он сам приобщился сокровищ Христовых. Кто не упражняется в сих двух вещах, тот, согласно свидетельству Св. Павла (1 Кор. 13), не приобретет никакой пользы, даже если будет поститься до смерти, подвергать себя мучениям и даже отдаст тело на сожжение или сотворит много чудес.

Б. Духовный смысл сего евангельского учения.


34. Другая тайна или духовное значение сего учения состоит в том, что в церквах Божиих должно проповедоваться только Евангелие. Без сомнения, Евангелие не учит ничему другому, как только вышеупомянутым двум вещам: Христу и Его примеру и двум разновидностям добрых дел. Первая разновидность – дела Христовы, которыми мы спасаемся чрез веру, вторая – дела наши, которыми мы служим своим ближним. Следовательно, всякий, кто учит не Евангелию, а чему-то иному, вводит людей в заблуждение, а кто не учит Евангелию в сих двух вещах, тот вводит людей в заблуждение ещё больше, чем первый, который учит их без Евангелия, поскольку злоупотребляет Словом Божиим и повреждает его, как сетовал Св. Павел в отношении некоторых (2 Кор. 2:17).

35. Совершенно очевидно, что наше естество не могло бы само по себе дойти до подобного учения, равно как и вся изобретательность, разум и мудрость мира сего не могли бы выдумать его. Ибо кто, посредством собственного разума, мог бы дойти до того, что вера во Христа соединяет человека со Христом и дарует нам всё, что принадлежит Христу? Кто смог бы дойти до того, что наши дела не приносят нам никакой пользы, за исключением тех, что направлены на служение ближнему? Наше естество учит только тому, что совершается Законом. Посему оно полагается на свои собственные дела, в результате чего один думает, будто выполняет заповедь тем, что основывает какой-то институт или орден, второй – тем, что постится, третий – тем, что он одевается особым образом, четвертый – тем, что совершает паломничества, пятый – так, шестой – сяк. Однако все сии дела тщетны, ибо никто от них не получает никакой пользы. Так происходит и в настоящее время, когда весь мир ослеп и катится под откос вследствие человеческих учений и дел; вера же и любовь вместе с Евангелием совершенно истреблены.

36. Посему Евангелие, когда мы его правильно понимаем, является сверхъестественной проповедью и светом, который являет нам исключительно Христа. Сие очевидно, прежде всего, из того факта, что не человек возвестил сие учение, но ангел сошёл с небес и возвестил пастухам рождение Иисусово, в то время как никто из людей не ведал о происшедшем.

37. Во-вторых, это явствует из того факта, что Христос был рождён в полночь; сей факт указывает на то, что весь мир лежит во тьме в отношении своего будущего, и что Христа невозможно познать простым разумом, но знание о Нем должно быть явлено с небес.

38. В-третьих, сие явлено посредством света, который осиял пастухов; это означает, что надлежало явиться совершенно иному свету, нежели свету человеческого разума. Более того, когда Св. Лука сказал: «Gloria Dei, слава Господня осияла их», он назвал сей свет сиянием или славой Божией. Почему он так выразился? Дабы привлечь внимание к тайне и явить характер Евангелия. Ибо Евангелие, будучи небесным светом, возвещающим исключительно Христа, в Ком нам даруется благодать Божия, а все человеческие заслуги упраздняются, превозносит исключительно славу Божию, дабы впредь никто не мог хвалиться своей собственной силой, но воздавал славу Богу за то, что только Его любовью и благодатью мы спасаемся чрез Христа.

Смотрите, Божественная честь и Божественная слава есть свет Евангелия, который сияет окрест нас с небес через Апостолов и их преемников, проповедующих Евангелие. Ангел здесь символизирует всех проповедников Евангелия, а пастухи – слушателей, как мы скоро увидим. По этой причине Евангелие не терпит иного учения, кроме своего собственного, ибо учение человеческое есть земной свет и человеческая слава. Оно возносит славу и хвалу человекам и побуждает души хвалиться своими делами, тогда как Евангелие хвалится Христом, благодатью Божией и благостью и учит нас хвалиться Христом и уповать на Него.

39. В-четвёртых, сие явлено в названиях «Иудея» и «Вифлеем», где избрал родиться Христос. «Иудея» переводится как «исповедь и благодарение», подобно тому, как мы исповедуемся, хвалим и благодарим Бога, признавая, что всё, чем мы обладаем, суть Его дары. Того, кто так исповедует и хвалит Бога, называют «Judaeus». Таким царём иудейским был Христос, как гласит фраза: «Jesus Nazarenus Rex Judaeorum», «Иисус Назорей, Царь Иудейский», то есть Царь тех, кто исповедует Бога. Этим свидетельствуется, что никакое иное учение не может засвидетельствовать такого исповедания, кроме учения евангельского, которое учит о Христе.

40. «Beth» означает «дом»; «Lehem» означает «хлеб». «Вифлеем» значит «дом хлеба». Такое название городу дали за то, что он находится в доброй и плодородной земле, богатой хлебом. Сия земля был житницей для всех близлежащих городов или, как принято говорить у нас, плодородной землей. В старые времена город назывался Ефрафа, что значит «плодородный». Оба названия подразумевают, что город находился в плодородной и богатой местности. Это является символом того, что без Евангелия сей мир – пустыня, где нет ни исповедания Бога, ни благодарения.

41. Более того, там, где есть Христос и Евангелие, там пребывают плодородный Вифлеем и благодарная Иудея. Там каждый имеет всякое довольство во Христе и преисполнен благодарения Богу за Его благодать. Однако покуда люди благодарны за человеческие учения, они не могут найти удовлетворения, – сии учения оставляют землю пустой и производят смертельную жажду. Ни одно сердце не может найти удовлетворения, покуда оно не имеет в себе Христа, верно провозглашенного в Евангелии. Человек приходит в Вифлеем и находит Христа; кроме того, он также приходит в Иудею, и остается в ней, и благодарит Бога вовеки. Здесь он находит удовлетворение, здесь Бог получает Свою хвалу и исповедание, тогда как вне Евангелия нет ничего, кроме неблагодарности и голодной смерти.

42. Вместе с тем ангел совершенно ясно показал то, что в христианстве не должно проповедоваться ничего, кроме Евангелия; он взял на себя служение евангелического проповедника. Он не сказал: «Я проповедую вам», но: «Я возвещаю вам великую радость». Я – евангелист, а мое слово – Евангелие, Благая Весть. Слово «Евангелие» означает «добрая, радостная весть», которая возвещается в Новом Завете. О чем же свидетельствует Евангелие? Послушайте, сказал ангел: «Я возвещаю вам великую радость», мое Евангелие говорит о великой радости. В чем же она? Послушайте снова: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

43. Смотрите, чем является Евангелие – радостной проповедью о Христе, Спасителе нашем. Кто проповедует его надлежащим образом, тот проповедует Евангелие чистой радости. Может ли человек услышать о большей радости, чем о той радости, которую Христос вложил в его сердце навеки? Ибо ангел не просто сказал, что Христос родился, но что Спаситель родился нам.

44. Посему Евангелие не просто излагает историю Христа, но дает всем верующим способность принять сию Весть в сердце и сделать ее своей. Ибо так действует Евангелие, о чем уже было сказано только что. Какая была бы мне польза, если бы Христос родился тысячу раз, и о сем факте ежедневно пели бы мне прямо в уши наисладчайшим образом, но я никогда не услышал бы о том, что Он родился для меня, дабы стать Моим Спасителем? Если голос доносит до меня эти сладчайшие звуки, даже если они облечены в простые и незатейливые фразы, мое сердце внимает им с радостью, ибо это прекрасные звуки, проникающие в самую душу. Если бы, однако, помимо этого надлежало проповедовать о чем-то еще, евангелический ангел и ангельский евангелист, несомненно, упомянули бы об этом.

В. Духовный смысл знаков: ангелы и пастухи


45. Далее ангел сказал: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пелены – не что иное, как Священное Писание, в которое завернута христианская истина, а она, в свою очередь, описывает веру. Ибо Ветхий Завет возвещает не что иное, как Христа, таким, каким Он провозглашен в Евангелии. Посему мы видим, как Апостолы обращаются к свидетельству Писания, и на основании сего свидетельства доказывают всё, что должно проповедовать, и во что надлежит веровать относительно Христа. Так, Св. Павел сказал в Послании к Римлянам 3:21, что о вере Христовой, через которую мы сделались праведными, свидетельствовали закон и пророки. Да и Сам Христос по воскресении открывал ученикам те фрагменты Писания, которые свидетельствовали о Нём (Лк. 24:27).

Когда Христос был преображен на горе, согласно Матфею (17:3), пред Ним предстали Моисей и Илия, то есть закон и пророки в качестве двух свидетелей. Они суть знаки, указующие на Христа. Посему ангел сказал, что знак, по которому они узнают младенца, это пелены, ибо на земле нет иного свидетельства о христианской истине, чем Священное Писание.

46. В связи с этим, бесшовное одеяние Христово, которое не было разодрано, но во время Его Страстей было поставлено на кон и проиграно, как засвидетельствовано у Иоанна (19:23-24), символизирует Новый Завет. Это указание на то, как папа, антихрист, не станет отрицать Евангелия, но запрёт его на крепкие засовы и станет забавляться с ним посредством ложного толкования, доколе Христа вообще в нем не останется. Далее, четыре воина, распявшие Господа, суть прообразы всех епископов и учителей во всех концах земли, которые насильственно подавляют Евангелие и уничтожают Христа и Его веру посредством человеческих учений, что уже давно было сделано папистами.

47. Из этого видно, что закон и пророков невозможно понять и проповедовать должным образом, покуда мы не увидим завернутого в них Христа. Воистину кажется, будто Христос вовсе не в них, да и иудеи не находят Его там. Сии пелены кажутся ничтожными и неважными, простыми словами, которые говорят о малозначащих внешних вещах, суть которых остается непонятой. Однако Новый Завет, Евангелие должно открыть сию суть, пролить на нее свой свет и явить ее, о чем уже было сказано.

48. Следовательно, нам надлежит сначала услышать Евангелие и уверовать в явление и глас ангела. Если бы пастухи не услышали от ангела о том, что Христос лежит в яслях, они могли бы видеть Его десять тысяч раз, не подозревая, что сие дитя и есть Христос. Соответственно, Св. Павел говорил во Втором Послании к Коринфянам (3:16), что закон остается сокрытым и непонятым для иудеев, пока они не обратились ко Христу.

Нам надлежит, прежде всего, услышать Христа в Евангелии, и тогда мы увидим, как великолепно и гармонично Ветхий Завет сочетается с Ним, так, что человек не может не покориться вере и не получить силу к познанию истины, о которой Христос говорил в Евангелии от Иоанна 5:46: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне».

49. Посему будем остерегаться всякого учения, которое не возвещает Христа. Ибо что еще вам необходимо знать? Что еще нужно вам, если вы уже знаете Христа так, как было описано выше, если вы ходите верой в Бога, пребываете в любви к ближним, творя для них то же, что Христос сотворил для вас? Воистину, в этом самая соль всего Писания, и помимо сего не нужны ни слова, ни книги, но только жизнь и действие.

50. Вот Он лежит в яслях. Смотрите, миру надлежит проповедовать только Христа. Что символизируют сии ясли, как не собрания христиан в церквах, где мы слушаем проповеди? Мы – животные в этих яслях; Христос лежит пред нами, и нам надлежит питать Им свои души. Кто желает слушать проповедь, тот идет к яслям, но сия проповедь должна быть о Христе. Как Христос лежит не во всех яслях, так же и не все проповеди учат истинной вере. В Вифлееме были только одни ясли, в которых лежало сокровище; кроме того, это были пустые и презренные ясли, в которых не было корма.

Посему проповедь Евангелия отделена от всех прочих вещей; она учит исключительно о Христе, а если возвещается нечто иное, то это уже не ясли Христовы, но ясли воинских коней, наполненные преходящими вещами и пищей для тела.

51. Но дабы показать, что Христос в пеленах символизирует веру Ветхого Завета, приведем несколько примеров. В Евангелии от Матфея 8:4 мы читаем, что когда Христос исцелил прокаженного, Он сказал ему: «Но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». Здесь вы чувствуете, что Закон Моисеев была дан иудеям как свидетельство или в качестве знака, что вполне согласуется со словами ангела. То есть Закон представлял не себя самого, а нечто другое. Но что? Христос есть священник, а все люди суть духовные прокаженные из-за неверия. Но когда мы приходим к вере в Иисуса, Он касается нас Своей рукой, дарует Свои собственные заслуги и возлагает их на нас, и мы становимся чистыми и здоровыми, без каких-либо заслуг с нашей стороны. Посему нам следует воздать Ему благодарность и признать, что мы сделались благочестивыми не своими собственными делами, а по Его благодати, и тогда путь наш будет правильным в очах Божиих. Вдобавок, нам необходимо принести дары, то есть отдавать от своего на благо ближних, творить людям добро, как и Христос облагодетельствовал нас. Так, Христос получает наше служение, а мы приносим свои дары истинному Священнику, ибо сие совершается для Него, дабы любить Его и славить.

Видите ли вы то, как Христос и вера, образно выражаясь, завернуты в простые пелены Писания? Отсюда очевидно, что в Законе Моисей дал лишь свидетельство и предызображение Христа. Весь Ветхий Завет надлежит понимать в этом свете; Его следует понимать как пелены, как знак, указующий на Христа и являющий Его.

52. Кроме того, существует заповедь о том, что субботу следует свято соблюдать, и не делать во время её никакого дела. Это, в свою очередь, символизирует то, что в нас должны пребывать не наши дела, но Христовы, ибо написано, что мы спасаемся не нашими делами, но делами Христовыми. Вместе с тем дела Христовы подразделяются на две части, как уже отмечалось. Во-первых, Христос совершил некоторые дела лично и без нас, и сии дела наиболее важны, и мы в них веруем. Во-вторых, Он совершает дела в нас, через нашу любовь к ближним. Первую разновидность дел можно назвать вечерними делами, а вторую – утренними делами, поскольку утро и вечер вместе составляют полные сутки, как написано в Бытии 1:5. Ибо в Писании день начинается вечером и кончается утром, то есть вечер с ночью является первой частью полных суток, а утро с днем – второй. Как первая часть суток темна, а вторая светла, так и первая разновидность дел Христовых сокрыта в нашей вере, тогда как вторая, дела любви, проявляет себя в служении ближнему. Итак, здесь вы видите то, как почитается и святится день субботний.

55. Нет ужаснее проклятия, бедствия и причины для скорби на земле, чем проповедник, который не проповедует Слово Божие. Увы, сегодняшний мир преисполнен таковыми. Однако же они считают себя набожными и творящими добро, в то время как на самом деле все их дела суть не что иное, как душегубство, богохульство и учреждение идолопоклонства. Для них было бы куда лучше, если бы они были разбойниками, убийцами или последними мерзавцами, ибо тогда они знали бы, что творят нечестие. Ныне же они приходят под своими духовными именами и устраивают представление под личиной священника, епископа или папы, однако, по сути, являются волками хищными в овечьей шкуре, и было бы лучше никому никогда не слышать их проповедей.

56. Слушатели – это пастухи, бедняки, работающие на полях. Здесь Иисус сделал то, о чём говорил в Евангелии от Матфея 11:5: «И нищие благовествуют» (В немецком переводе это место звучит как «И нищим благовествуется» — Прим. ред.). Также в Евангелии от Матфея 5:2 сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Здесь не говорится ни об ученых, ни о богатых, ни о сильных мира сего, ибо таковые, как правило, не принимают Евангелия. Евангелие – это небесное сокровище, которое не потерпит никакого другого сокровища рядом с собой, и не примирится ни с одним посторонним гостем в сердце человека. Посему, кто любит одно, должен оставить другое, как сказал Христос в Евангелии от Матфея 6:24: «Не можете служить Богу и маммоне».

Сие представлено в образах пастухов, ибо они работали в поле, под открытым небом, а не в домах. Это символизирует то, что они не держались за временные вещи мира сего и не прилеплялись к земному; кроме того, они проводили ночь в поле, презренные и отверженные миром, который по ночам спит, а днем ходит так, чтобы быть у всех на виду. Бедные же пастухи делают свое дело ночью. Они являются образом всех смиренных земли, зачастую презренных и незамеченных, которые защищены только небом – таковые искренне жаждут Евангелия.

57. Благая Весть, рассказанная пастухам, означает то, что никто не слышит Евангелие только для себя, но каждый должен поведать его другим, тем, которые еще не слышали его. Ибо кто сам верует, тот имеет большое богатство, и должен стремиться привести других к той же вере и знанию, дабы один был пастырем другому, служил ему и вел на евангельские пастбища в сем мире, в это темное время нашего земного странствования.

Сначала пастухи страшно испугались ангелов, ибо природа человеческая испытывает потрясение, когда впервые слышит в Евангелии, что все наши дела – ничто и осуждены пред Богом, ибо она держится за свои предубеждения и суждения.

58. Итак, пусть всякий испытывает себя в свете сего Евангелия, дабы оценить, насколько он далек от Христа, каков характер его веры и любви. Многие, слыша о бедности Христовой, возгораются призрачной иллюзией и испытывают чуть ли не гнев по отношению к жителям Вифлеема; обличают их слепоту и неблагодарность, думая, что если бы они были там, то оказали бы Господу и Его матери более надлежащий прием и никому не позволили бы обращаться с ними столь неподобающе. Однако они не смотрят на себя, и не замечают, сколько их соотечественников нуждается в помощи, однако они никак не помогают им в их скорбях. Если ли кто-нибудь на земле, вокруг кого не было бы ни бедных, ни скорбящих, ни больных, ни заблуждающихся, ни грешащих? Почему он не проявляет любовь к таковым? Почему он не делает для них того, что Христос сделал для него?

59. Неверно думать, что вы сделали Христу много добра, если вы не сделали ничего для сих несчастных. Если бы вы были в Вифлееме, вы бы обратили на Христа не больше внимания, чем те. Поскольку ныне ясно, Кто Христос, вы заявляете, что готовы служить Ему. Если бы Он явился сейчас, лег в ясли и послал бы вам весть, что Он пришел – Тот, о Ком вы знаете так много, – вы, возможно, и сделали бы что-нибудь для Него. Однако прежде сей вести вы ничего не сделали бы для Христа. Если бы богачу, описанному в евангельской притче, сказали, до каких высот будет превознесен Лазарь, и он был бы убежден в этом факте, он не оставил бы его лежать и умирать безо всякой помощи.

60. Посему, если бы ваш ближний сейчас стал тем, кем будет в будущем, и предстал бы пред вами, вы, несомненно, уделили бы ему внимание. Но сейчас, поскольку это сокрыто, вы толчете воду в ступе и не признаете Господа в своем ближнем; вы не обращаетесь с Ним так, как Он поступил с вами. Посему Бог попускает вам быть ослепленными и обманутыми папой и лжепроповедниками, и вы расточаете на дерево, камни, бумагу и воск то, чем могли бы помочь своему ближнему.

III. Истолкование хвалебной песни ангелов


61. В заключении мы также должны истолковать ангельскую песнь, которую ежедневно используем в нашем богослужении: «Gloria in excelcis Deo». В этой песне следует рассмотреть три элемента: славу Бога, мир на земле и в человеках благоволение. Благоволение можно понять, как Божественную благую волю, которую Бог имеет к человекам чрез Иисуса Христа. Мы, впрочем, истолкуем сие как благую волю, которая даруется человекам благодаря Рождеству Христову, как сказано в словах: «en anthropis eudokia, hominibus beneplacitum».
62. Первая слава принадлежит Богу. С этого должны начать и мы, дабы во всём хвала и слава воздавались Богу, как единому Творцу, Подателю и Владыке всякой вещи, дабы никто ничего не приписывал себе и не уповал на свои заслуги. Ибо слава принадлежит одному Богу; её ни с кем нельзя делить, а иначе она превратится в нечто обыденное.

63. Адам похитил славу у Бога посредством злого духа и приписал ее себе, и теперь все люди вместе с ним впали в бесчестие, и сие зло укоренено в человеке столь прочно, что не существует большего человеческого порока, чем тщеславие. Ибо каждый доволен собой, и никто не желает уничижиться и стать ничем; они жаждут ничтожного, и сей дух тщеславия является причиной всех скорбей, разладов и войн на земле.

64. Христос снова вернул славу Богу, ибо Он научил нас, что всё, чем мы обладаем, и всё, что мы делаем, суть ничто, но на все сии вещи изливаются гнев и неудовольствие Божие. Следовательно, мы не можем хвалиться и быть самодовольными, но, напротив, должны исполниться страха и стыда, дабы наши слава и самодовольство были сокрушены, и мы с радостью избавились бы от них, дабы нам найтись во Христе, и дабы Он хранил нас вовек.

65. Второй элемент – мир на земле. Ибо как раздора не может не быть там, где отсутствует слава Божия, как говорил Соломон в Притчах 13:10: «От высокомерия происходит раздор», так и мир пребывает там, где обитает слава Божия. Зачем людям ссориться, если они знают, что ничто не принадлежит им, что всё, чем они являются, что имеют и желают, исходит от Бога? Они предают всё в Его руки и остаются довольными тем, что имеют столь милостивого Бога. Такой человек знает, что всё, что он может иметь, есть ничто пред Богом; он не ищет своей собственной славы, но помышляет о Том, Кто значим пред Богом, а именно, о Христе.

66. Из этого следует, что там, где пребывают истинные христиане, нет ни раздора, ни состязаний, ни разлада, как сказано у Исаии (2:4): «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

67. Господь наш Иисус Христос потому был назван князем мира и предызображен царем Соломоном, чье имя означает «богатый миром», что внутренне, чрез веру Он может нам дать мир нашей совести по отношению к Богу, и чтобы внешне мы проявляли любовь к своим ближним, и чрез Него по всей земле был бы мир.

68. Третий элемент – благоволение в человеках. Под благоволением не имеется в виду воля, которая творит благие дела, но благая воля и мир в сердце, которые в равной степени покорны во всём, что может приключиться, будь то добро или зло. Ангелы отлично знали, что мир, о котором пелось в их песне, не распространяется дальше истинно верующих христиан; только они воистину имеют мир между собой. Мир и дьявол, однако, не слышат упреков; они не дают христианам ощутить мир, но гонят их до смерти, как сказал Христос в Евангелии от Иоанна 16:33: «Чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь».

69. Посему ангелам было недостаточно петь о мире на земле; они также добавили слова о благоволении в человеках, дабы возрадоваться обо всём, что Бог творит, почитать все деяния Божии ради рода человеческого мудрыми и благими, хвалить и благодарить Его за все сии дары. Они ни на что не сетуют, но по доброй воле повинуются воле Божией. Более того, поскольку они знают, что Бог, Которого они приняли верой в Иисуса Христа как милостивого Отца, всемогущ, они ликуют и торжествуют даже в гонениях, как говорил Св. Павел в Послании к Римлянам 5:3: «И не сим только, но хвалимся и скорбями». Они почитают всё, приключающееся с ними, благом ввиду преизобильного довольства, которое приобрели во Христе.

70. Смотрите, сие благоволение и терпимое отношение ко всем обстоятельствам, будь они добрыми или злыми, таковы, что ангелы возжелали выразить сие в песне; ибо где нет доброй воли, мир не может долго существовать. Неверующие представляют всё в самом дурном свете, неизменно возвеличивают зло и удваивают всякое несчастье. Посему то, как Бог поступает с ними, вызывает в них неудовольствие, они желают иного обращения, но так исполняется сказанное в Псалме 17:26-27: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, то есть с теми, кто находит великое удовольствие в том, как Ты с ними поступаешь. В таком человеке Ты также найдёшь благоволение, равно как и всё, что Твоё; с лукавым Ты поступаешь по лукавству его, то есть как Твои дела и дела всех тех, кто принадлежат Тебе неугодны ему, так и он неугоден Тебе и всем Твоим».

71. О подобном благоволении говорил Св. Павел в 1-м Послании к Коринфянам 10:33: «Я угождаю всем во всем». Как он это делал? Если вы удовлетворены и довольны всем, то вы будете угождать всем и каждому. Это правило коротко: если вы никому не угождаете, пусть никто не будет вам угоден; если вы всем угождаете, пусть все будут вам угодны – в той мере, впрочем, чтобы только не нарушать Слова Божия. Ибо в этом случае всякое угождение или неугождение прекращаются. То, чего можно не делать, не нарушая Слова Божия, можно не делать, дабы угождать всем и в то же время быть верным Богу; и тогда в вас будет то благоволение, о котором пели ангелы.

72. Из сей песни мы можем узнать, какими существами являются ангелы. Забудьте о том, как их изображают великие художники; здесь они изображены так, чтобы мы увидели их желания и мысли. Прежде всего, тем, что они радостно воспели песнь, вознося Богу славу, они показали, насколько их сердца были полны сего света и огня. Они славили не себя, но признавали, что Бог есть единый Владыка вселенной, и со всяким усердием возносили славу Тому, Кому она принадлежит. Посему если вы размышляете о том, что есть смиренное, чистое, послушное и радостное сердце, хвалящее Бога, помыслите об ангелах. Это первое, как они служили Богу.

73. Во-вторых, следует упомянуть их любовь к нам, о чем уже было сказано. Здесь мы видим, каких верных и милосердных друзей мы имеем в них; они благоволят к нам не менее, чем к самим себе. Они радуются нашему благу так же, как своему, радуются настолько, что в своей песне дают нам сладчайшее побуждение почитать их наилучшими из друзей. Так что следует правильно разуметь сих ангелов, впрочем, не соответственно их внешнему виду, который мастера изобразительных искусств бесстрашно пытаются изобразить, но соответственно их внутренним помыслам, духу и чувствам. Ибо хотя я и не знаю, какие они, я знаю их главное желание и всегдашнее дело. Именно так нам надлежит взирать на их сердце. Впрочем, сего достаточно для данного евангельского фрагмента. То, что символизируют Мария, Иосиф и Назарет, будет объяснено при разборе фрагмента из Евангелия от Луки, первой главы.

Оружие, которым является сей евангельский фрагмент


74. Сей фрагмент является основанием артикула веры, гласящего: «Верую… во Иисуса Христа… рожденного от девы Марии». Хотя этот артикул также основан на других фрагментах Писания, нигде он не утверждается столь ясно и четко, как здесь. Св. Марк упоминал лишь о том, что у Христа была матерь. То же сказано и у Св. Иоанна, у которого также ничего не сказано о рождении Христовом. Св. Матфей упомянул лишь о том, что Христос родился от Марии в Вифлееме, но не более; у него не говорится о величайшем чуде непорочного зачатия Марией Христа, о чём мы услышим в свое время. Лука же описывает всё сие с ясностью и тщанием.

75. В древние времена сие событие было предвозвещено патриархами и пророками, например, когда Бог сказал Аврааму в Бытии 22:17: «И благословятся в семени твоем все народы земли». Также Бог сказал Давиду (Пс. 88:4 и 131:11): «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем”». Впрочем, сии слова звучат достаточно туманно, по сравнению с Евангелием.

76. Также сие было предызображаемо многими образами, такими как, например, жезл Ааронов, который зацвел сверхъестественным образом, будучи сухим куском дерева (Чис. 7:5). Также и Мария, независимо от своего естественного происхождения, родила сверхъестественным образом, поистине и действительно родила сына по естеству своему, так же, как жезл произвел естественный миндаль, оставаясь естественным жезлом. Также надлежит упомянуть Гидеона и стриженную шерсть, на которую сошла роса небесная, в то время как земля вокруг нее оставалась сухой. Кроме того, существует немало подобных же образов, которые нет нужды перечислять. Сии образы не противоречат вере, но скорее украшают ее. Ибо сперва надлежит твердо веровать в истину, прежде чем я смогу верить, что тот или иной образ служит иллюстрацией к этой истине.

77. В сем фрагменте сокрыто очень многое, и за всё сие мы должны держаться во время искушения, ибо злой дух ничто так не стремится поглотить, как нашу веру. Посему для нас чрезвычайно важно знать, где в Слове Божием изложена сия вера, и обращаться к ней во времена искушений, ибо злой дух не может устоять против Слова Божия.

78. В Евангелии, кроме того, есть множество этических учений, как, например, учение о кротости, терпении, бедности и тому подобном; однако о сих вещах было сказано уже достаточно, и они не являются спорными, ибо являются плодами веры и добрыми делами.

 

Проповедь, прочитанная Мартином Лютером в день Рождества Христова (Евангелие от Луки 2:1-14). Из Вартбургской церковной постиллы 1521-1522-го года.

Источник: МЦЦ ЕХБ


Количество просмотров 46754
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна