![]() | ![]() |
![]() |
Поиск по сайту:
|
|
«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон) |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Культурные особенности жизни верующих первого века![]() Культурный контекст является очень важным для понимания Писания. Потому давайте посмотрим на то, какой же была ситуация первого века, когда Единородный Сын Божий Мессия Иешуа, воплощённый через деву Мириам, явился в Израиле, свидетельствовал, проповедовал, учил Божий народ, собрал учеников, избрал апостолов и подготовил духовную семью к эре нового завета. Какая же Библия существовала тогда в первом веке? Какая Библия существовала для верующих в Иешуа? По сути, это был только Танах. И для них, и для неверующих в Иешуа иудеев, и для тех язычников, которые уже уверовали в Бога Израиля, была одна и та же Библия. Но через несколько десятилетий писания некоторых апостолов стали присоединяться к книгам Библии и постепенно приобретать такой же священный статус, хотя далеко не сразу. До разрушения Храма был только один апостольский центр в Иерусалиме. Было революционное откровение апостола Петра, его проповедь с сошествием Духа Святого в доме Корнилия, уникальное призвание Шауля (Павла) для особого служения с особенными откровениями, и дальше Великий Первый собор в Иерусалиме, где собрались только еврейские апостолы, только еврейские пресвитера, только еврейские пророки, только еврейские учителя, и они решали судьбу верующих из язычников. В результате этого собора язычники были освобождены от бремени ритуального закона. Но тут возникает параллельный вопрос: «А как же быть правоверным мессианским иудеям, которые оказались в одной общине с язычниками?» Оскверняться или не оскверняться, грубо говоря? Какое единство возможно, а какое нет? Мы сейчас и представить себе не можем, насколько эти вопросы были тогда живыми, принципиальными и невероятно драматичными. Это была реальная духовная историческая драма, которая предопределила развитие всего человечества, а не просто, как тогда казалось, небольшой группы верующих. Ритуальная чистота и разделение в обществеРитуальный закон, которого тогда придерживались различные круги еврейского религиозного общества, был в любом случае намного строже нынешней системы Галахот. Сейчас в Израиле, глядя на все те ограничения, ритуальные правила, правило на правило, заповедь на заповедь, галаха на галаху, в которых живут ультраортодоксы, люди смеются над ними и говорят: «Это же безумие! Как они вообще свою жизнь запутали, связали, сковали себя по рукам и ногам!» Кстати, многие из этих правил были придуманы в течение последующих двух тысяч лет, в первом веке их не было. Но в первом веке жизнь правоверных иудеев, особенно таких как Шауль, была несравненно тяжелее, чем у самых строгих ультраотродоксов сейчас. И, конечно, это в особенной мере касалось самой Иудеи. Для иллюстрации этого приведём лишь некоторые цитаты из статьи «Ритуальная чистота» из «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона».
Это не христианская, не мессианская, не антииудейская статья, а достаточно объективная статья еврейских учёных, глубоко укоренённых в этом постбиблейском, талмудическом, раввинистическом материале. И это цитата из раздела «Эллинский (или эллинистический) период». Уже где-то в 4 веке до Рождества Христова те правила, по которым жил еврейский народ, особенно в Иудее, в меньшей степени в Галилее, сильно отличались от тех правил, которые мы находим в Торе или в книгах Пророков. И дальше:
Соферим — это «писцы», так называемые книжники, которые нам хорошо известны из книг Ездры, Неемии и Нового Завета. Дальше идёт описание различных постановлений, целью которых было связать еврейский народ и подчинить его власти духовных руководителей, даже если эта власть шла вразрез с Торой.
Когда говорится «ам hа-арец» (ам-га-арец), речь идёт о правоверном еврее, который не входит в собрания прушим (фарисеев) и не живёт по их правилам. Аарониды — это когены, священники. Трума (терума) полагалась только им, это то, что только они могли употреблять в пищу. И в среде священников было разделение, особо выделялись те, кто имел право есть мясо жертвенных животных. Мишна — это творение фарисеев и раввинов, которые считали себя духовными наследниками фарисеев. И в ней записано, что не только для фарисеев одежда простых евреев — это скверна, источник ритуальной нечистоты, но даже для священников платье фарисеев не священнического происхождения, хоть они и довольно строгие, тоже является источником ритуальной нечистоты.
И это всё внутри еврейского народа! Приведём ещё одну цитату из этой статьи:
А что же с уверовавшими в Иешуа?Итак, теперь просто представьте на минуту следующее. Иудеи, верующие в Иешуа, которые вначале были в Иерусалиме и составляли огромную растущую общину в престольном граде, начали распространяться, как мы помним, по Иудее, Галилее, Самарии. Пока что, кроме самарян, новая вера затрагивала только евреев. Но уже в 6 главе Деяний описывается конфликт, произошедший между коренными мессианскими иудеями, то есть теми, которые были жителями Иудеи и Иерусалима, и евреями-эллинистами, то есть, теми, которые приехали из диаспоры. И этот конфликт был связан с едой!
Мы читаем какие-то очень простые вещи о том, что эти евреи из диаспоры чувствовали себя ущемлёнными, и у них произошёл ропот на коренных иудеев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей. Но поверьте, за этим стоит многое, и в частности, предубеждение против тех евреев, которые жили постоянно в других странах. Они были как бы на положении второсортных. По какой причине? Потому что они не могли соблюдать так правила ритуальной чистоты, как это было возможно в Иерусалиме и в Иудее. Поэтому, даже несмотря на то, что они, стопроцентные евреи, но из диаспоры, уверовали, стали братьями и сёстрами, для иудейских евреев они, эти эллинисты, всё равно были не так чисты. А какая еда распределялась? Только кошерная. Но не просто кошерная. Там были разные виды еды — в зависимости от разной степени священности, или, говоря современным раввинистическим языком, разной степени кашрута. Даже одни священники отделялись от других священников. Что уже говорить о других людях! И когда мы понимаем, что там происходило, нам легче понять, с чем сталкивался нормальный фарисей, уверовавший в Иешуа, когда он, выезжал из Иерусалима, из Иудеи и ехал в какие-то другие области, даже в Галилею. Галилея была под подозрением. Помните? «Не все ли они галилеяне?» (см. Деяния 2:7) А кто такие галилеяне? Это ам hа-арец. Это евреи, которые не могут быть по-настоящему чистыми. А если он ехал в языческие страны и входил в общину, где было много верующих язычников? Тогда особым собранием, на котором встречались все члены общины, была трапеза, которая получила название «агапе» (любовь, бескорыстная любовь). И на этой трапезе собирались все. А что делать честному мессианскому фарисею, когда он приглашён на эту трапезу с языческими верующими, а этим верующим хочется порадовать его домашними деликатесами? А теперь представьте себе ситуацию с Петром, который не был фарисеем, а по сути принадлежал к ам hа-арец. В 4 главе Деяний в отношении Петра и Иоанна, представших перед также разношерстным Синедрионом сказано: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые...» (Деяния 4:13). И вот Петру, этому ам hа-арец Господь показывает видение с покрывалом с разными животными, чистыми и нечистыми, и говорит: «Заколи и ешь». Пётр уже тогда был в шоке: «Господи, как же? Никогда нечистое в уста мои не входило». А он только ам hа-арец, с которым фарисеи держали очень серьёзную дистанцию. И потом Дух Господень приводит его в дом Корнилия. А Корнилий как боящийся Господа знает эту иерархию в еврейской среде и падает Петру в ноги. Когда после в Иерусалиме братья узнали, что он ходил в дом язычника, и ему, и сопровождавшим его шести братьям пытались сделать выговор, Петру пришлось объяснять: «Ребята, ситуация уже другая. У нас новый завет». Вспомните, в чём обвиняли фарисеи Иешуа. Что он общается с мытарями и блудниками и даже бывает в их домах. Возможно, к блудникам Он особо и не ходил, но общался с ними. А в дом мытаря? Мытарь — это официально нечистый еврей, и дом его нечист. Как? Рабби? Пусть какой-то и странный, пусть такой, который не принадлежит ни к школе Шаммая, ни к школе Гилеля, пусть какой-то подозрительный, но всё равно рабби, всё равно фарисейского толка. Ведь Его учение имело много общего с фарисейскими учениями, и фарисеи часто приглашали Его к себе. Как Он мог пойти туда? Как Он мог с ними есть? Читая Евангелие, мы часто думаем, что дело просто в каких-то законнических нравственно-моральных принципах фарисеев: «А, это фарисеи, лицемеры. Наверное, они сами блудили, но не хотели, чтобы Иешуа официально общался с блудниками. Сами, видимо, пользовались услугами мытарей...» Возможно, этот элемент также был. Но главное здесь совершенно другое — ритуальная чистота и нечистота. Это было очень важно для них! Такова была реальность мессианских общин 1 века. Это реальность, которая ставила буквально всех верующих иудеев перед очень непростым выбором: Как быть? Или мы братья и все одно в Иешуа, или в мессианском обществе повторяются те же ритуальные разделения, разграничения, противопоставления, превозношения, которые были в тогдашнем иудаизме. Вернее было бы даже сказать «в тогдашних иудаизмах», потому что, как мы читали в Еврейской энциклопедии, разделение дошло до такой глубины, что фактически это были разные иудаизмы. Если сейчас православные могут общаться с католиками, кроме Евхаристии, католики и православные могут общаться с баптистами, те и другие, и третьи с пятидесятниками, многие из них с харизматами... по крайней мере есть вместе точно могут. То в 1 веке ситуация была не просто драматическая, а трагическая. «Что нам делать, мужи-братья? Как дальше жить?» И этот вопрос очень остро встал перед всеми мессианскими иудеями. В следующей статье мы рассмотрим, как же апостолы решили эту проблему. Борис Грисенко, старший раввин КЕМО, и Игорь Русняк, директор Мессианской библейской школы КЕМО / kemokiev.org Количество просмотров 1211
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
COPYRIGHTS 2009-2025 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |