Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Дом нечестивых будет разрушен, а шатер праведных будет процветать» (Притчи 14:11)

Рецепт покаяния

Вряд ли в какой-либо сфере жизни есть больше ложных и сбивающих с толку взглядов, чем в вопросе покаяния. Когда кто-то создает видимость, что действительно отвернулся от греха – но в глубине своего сердца делает это лишь с целью “умилостивить Бога” и избежать последствий греха, – то в итоге такого человека наполняет лишь острое чувство смущения и боли.

“Действительно ли это – покаяние?” – такой вопрос часто мне задают. Мой ответ таков: я не знаю точно; я тоже могу ошибаться и обманываться. Однако истинное покаяние больше похоже на горы вдали, чем на яму на тропе – т.е. покаяние легко различимо и вряд ли нуждается в “скрупулезном выяснении”. Чем сильнее у вас чувство, что следует разобраться, было ли истинное покаяние, тем меньше вероятности, что оно действительно было настоящим.

Почему мы каемся?

“Я виноват” – эта фраза в молодости помогала мне выйти сухим из воды намного чаще, чем любое другое сочетание двух слов. Молодые люди особенно склонны полагать, что покаяние состоит, практически, из одного лишь признания своей вины. Предполагается, что как только вина признана – пусть даже самым лаконичным способом, который только возможен, – нужно просто “успокоиться и двигаться дальше”.

Однако, если покаяние рассматривают столь поверхностно, то такое же поверхностное отношение будет и к взаимоотношениям, которые нуждаются в восстановлении. Само признание греха – это только первый шаг к восстановлению к нам доверия у тех, кому наш грех навредил, ранил. Если наше покаяние совершается в спешке и даже с раздражением, тогда раны, которые причинил наш грех, останутся открытыми и беззащитными перед инфекцией горечи.

Более того, причиной нашего особого внимания к покаянию является тот факт, что о нем учит наш Господь и Спаситель (1 Ин. 1:9). Когда мы каемся, суть Евангелия раскрывается в полной мере. Свет Евангелия просвещает нас, когда мы момент за моментом ощущаем свою потребность в Спасителе, и проникает в темные глубины других, освещая путь к восстановлению отношений – путь, основанный на Благой Вести святого Бога. Как сказал когда-то Тертуллиан: “Я родился единственно для того, чтобы каяться”.

В 17 веке знаменитый пастор Томас Ватсон написал трактат, в котором показывает, что истинное покаяние состоит из шести “ингредиентов”. Ниже они предложены.

1. Осознание греха

Здесь Ватсон имеет в виду, что наша правильная позиция – постоянно видеть себя грешниками. Как часто мы слышим фразу: “Я знаю, я несовершенен, но…” - что практически означает: “Если говорить об этой конкретной ситуации, то у меня все в порядке!” Истинное покаяние начинается с понимания того, что все мы – несчастные грешники, и грех наш касается всего, что мы делаем (Рим. 3:10). Это означает, что нас не должно удивлять (и морально убивать), когда у нас возникает необходимость в покаянии.

2. Печаль о грехе

Под этим ингредиентом подразумевается скоробь о последствиях нашего греха касательно нас самих, других и наших отношений с Богом. Давид писал со слезами: “Жертва Богу - дух сокрушенный” (Пс. 50:19). Этот элемент покаяния является наиболее видимым, поэтому его легко подделать. Как отмечает Ватсон, некоторые печалятся “не из-за того, что грех ужасен, а из-за того, что он причиняет боль”.

3. Исповедание греха

Снова Ватсон пишет: “Печаль – это такое сильное чувство, которые обязательно должно выражаться внешне. И она выражается через слезы очей и слова исповедания”. Исповедание должно фокусироваться на нашем грехе и на нас самих. Исповедание не должно смягчать грех, находить ему оправдания, объяснения или обвинять кого-то. Истинное покаяние принимает ответственность за ту боль, которую наш грех приносит в конкретных случаях и вообще.

Хотя предпочтительней, чтобы исповедание было результатом добровольного акта кающегося, не является чем-то необычным, если Господь по милости Своей делает возможной ситуацию, когда нас вначале уличают в греховных деяниях и этим “вынуждают” исповедовать грех. Однако если наше исповедание происходит лишь тогда, когда нас “ловят на горячем”, тогда это не покаяние вовсе.

Не могу сосчитать тех случаев, когда исповедание таких грехов, как флирт, сплетни, зависимости, азартные игры и другие, становились “многоэтапным” процессом – и только потому, что люде каялись лишь в том, на чем их конкретно поймали. Поэтому наше исповедание хотя и не должно быть полным изложением всех подробностей нашего греха, не должно в то же время скрывать существенную часть наших прегрешений.

4. Стыд из-за греха

“Краска стыда на лице – цвет добродетели”, – говорил Ватсон. Всякий грех делает нас виновными, и эту вину можно смыть лишь ценою крови Самого Бога, Который, добровольно облекся в человеческую плоть, прожил совершенную жизнь и ни разу не поддался искушению, хотя его искушал сам отец лжи. Иисус добровольно взял на Себя наш грех и принял на Себя Божий гнев – настоящий ад! – на Голгофе. Если даже это не вызывает в нас чувства стыда, когда мы грешим, тогда уже ничто не вызовет этого чувства! Пусть в наших общинах веры будет больше краски стыда, а не гордости, когда речь идет о грехе (Езд. 9:6).

5. Ненависть ко греху

“Невозможно полюбить Христа, пока не почувствуешь отвращение к греху”. Истинное покаяние содержит нечто от Божьего гнева. Божий гнев направлен на грех и на тех, кто не доверяют только Христу для спасения – они лично получают воздаяние смертью за свое неверие. Речь идет не о гневе в историческом аспекте, но о гневе вечном.

Когда мы гневаемся на свой грех, то отражаем этим нечто от святости Бога и чистоты, которую Он требует от людей. Ненависть ко греху без гнева – если она даже и настоящая – никогда не затрагивает глубин нашего естества и внешне проявляется незначительно. Однако, если наш гнев проявляется только к грехам других людей, а не к своим собственным, это, как правило, признак формального покаяния.

6. Поворот от греха

Покаяние мало что значит, если в итоге не приводит к глубоким изменениям. Этот ингредиент покаяния требует больше всего времени и может оказаться наиболее тяжелым и даже мучительным. Будете ли вы снова повышать голос в порыве гнева? Будете ли снова созерцать что-то непристойное, когда вокруг никого нет? Будете ли вы снова говорить о чьих-то ошибках только потому, чтобы почувствовать себя принятым?

Писание учит, что мы должны не только каяться, но и активно удаляться от грехов, совершаемых раньше (Иез. 14:6). Если мы каемся без искреннего желания не впадать в будущем в тот же самый грех, тогда в нашему покаянию недостает одного или даже более ингредиентов. Однако если мы попробуем отвернуться от греха, используя лишь свои силы, то обязательно потерпим неудачу. Мы утратим и мотивацию, и энергию в борьбе, которые необходимы для решения внутреннего конфликта греха. И наоборот, если обратимся не к своим усилиям, но к Богу, то в итоге все больше будем получать силу Его благодати и в итоге увидим грех пораженным.

Покаяние – ключевой аспект христианской жизни. Покаяние никогда не вызывает приятных чувств (а если вызывает, значит вы делаете что-то неправильное), однако оно совершенно необходимо. Оно напоминает нам о необходимости Божьей благодати и одновременно является индикатором нашего возрастания в благодати, который замечают и окружающие люди.

(Джош Сквйерс)

Голос Истины по материалам Desiring God


Количество просмотров 224
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна