Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Трагизм и парадокс смерти

Смерть может стать величайшей трагедией в жизни, а может привести к самому великому триумфу.

Говорить о том, что люди избегают темы смерти, – это уже банальность. Вытеснение данной темы на периферию церковной жизни и тематики проповедей стало уже устойчивой реальностью. Нас так долго учили «не отвечать людям на те вопросы, которые они не задают», что кажется даже странным говорить проповедь на такую пугающую тему (если это, конечно, не похоронное богослужение).

К сожалению, многих верующих не интересуют важнейшие библейские темы – например, освящение, оправдание, плоды Духа, учение о церкви и т.д. Люди в церкви с удовольствием послушают хорошие советы насчет семьи, реализации своего потенциала, воспитания детей и т.д.

Хотя Библия и затрагивает (хотя бы косвенно) все эти вопросы, тема смерти, однако, является одной из ключевых в Писании. В Новом Завете слова “смерть” и “умереть” (и производные от них) встречаются сотни раз. Писание утверждает, что без смерти не было бы спасения; что смерть является единственным способом жить победной христианской жизнью, что лишь путь смерти ведет к жизни. Не знаю, как вам, но мне эти истины не кажутся маловажными.

Многоликость смерти

Давайте рассмотрим различные аспекты смерти, как они представлены в Библии.

1. Духовная смерть

 Духовная смерть – это неспособность иметь отношения с Богом. Трагизм греховности заключается не столько в том, что людей ждет осуждение, сколько в том, что они навек отделены от своего Отца и Творца. Людям трудно осознать глубину этой трагедии. Адам и Ева были весьма огорчены обрушившимися на них проклятиями из-за непослушания. Но сколько они пролили слез из-за того, что уже никогда не слышали шагов Бога, «ходящего в раю среди прохлады дня»?

Многим верующим также трудно оценить счастье восстановленных отношений с Богом – особенно когда они приходят в церковь лишь «из-за людей» или ради удовлетворения различных потребностей (религиозных, эмоциональных и т.д.).

2. Физическая смерть

 Какое «счастье» (точнее, трагедия) для людей, что они обычно забывают, каким страшным врагом является смерть! Главное жало этого врага – ощущение бессмысленности существования на земле (без Бога). Представьте себе дикий аттракцион из разряда “на выживание”. Люди преодолевают невероятные препятствия; они страдают, ранятся, падают – затем из последних сил поднимаются. Стиснув зубы, они стараются показать, что являются победителями. Но все это заканчивается тем, что они падают в страшную пропасть. Сразу вспоминаются слова из песни «Реквием» – «Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали. Настанет день, когда и я исчезну с поверхности с земли». Такова наша жизнь – тяжелейший марафон со смертельным финалом. Не стоит считать черным юмором слова «все будет хорошо – а потом мы умрем». Они отражают реальность с максимальной фотографичностью.

 Я почти уверен, что вам неприятно об этом читать. И мне, признаюсь, не очень нравится об этом писать. Ирония, однако, в том, что дьяволу тоже не нравится, когда люди задумываются об этом жутком и бессмысленном аттракционе под названием “земная жизнь”. Именно поэтому враг душ человеческих «прячет» тему смерти как можно дальше. Почему? Потому что мрачные и горестные мысли о смерти создают мощнейший экзистенциальный кризис, который находится в топ-десятке путей, приводящих людей к Богу. Откровенно говоря, иногда людям достаточно показать неприкрытую реальность смерти (даже не ада), чтобы они задумались о Боге.

На лицо парадокс: ужасная реальность смерти, которая разлучает «навсегда» (с точки зрения людей) любимых и родных; которая превращает во «всего лишь отсрочку» любую победу над болезнью; которая делает бессмысленным наше существование – эта трагичная реальность является одним из самых эффективных инструментов Божьей благодати, ведущей человека к спасению. Она является мощнейшим средством Божьей благодати, раскрывающим всю тщетность мирской жизни (Еккл. 3:20) и заставляющим сиять на этом фоне величественную надежду вечной жизни. Истинное христианство – это переход от состояния без-надежды (из-за смерти) к потрясающей  надежде вечной жизни (1 Фес. 4:13).

Часто замечаешь, что самая прочная вера у тех, кто пришли к Богу через экзистенциальный кризис, т.е. через познание бессмысленности жизни без Бога. В наше же время, к сожалению, учат иному: жизнь бессмысленна без достижения целей, успеха, мечты. Боюсь, что у многих на могильных плитах можно будет написать: “Здесь лежит самый лучший менеджер, или повар, или механик, или…” (продолжите список сами) – а не «здесь лежит самый благочестивый и посвященный христианин». Принцип мирского успеха прост и трагичен: Кто умер с большим количеством побрякушек, тот и победил.

3. Смерть как нравственная деградация

Когда Павел говорит, что мы были «мертвыми по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1), он имеет в виду не только духовную смерть, но и моральную деградацию, развращенность. «Растление» - это, между прочим, метафора смерти, которая неотделима от гниения, зловония (Быт. 6:11).

Классическая литература подтверждает данную метафору. Например, знаменитый роман Гоголя «Мертвые Души» описывает моральную деградацию людей. Духовная смерть (отделение от Бога) неизбежно приводит к “нравственной” смерти (Рим. 1:21-32).  

4. Смерть как крайняя нечувствительность

 Если вы хотите увидеть пример крайней нечувствительности, добро пожаловать в морг. Вы можете ругать труп или хвалить его. Можете обольщать его, предлагать все соблазны мира, но все ваши усилия будут напрасны. Перед вами пример крайней нечувствительности.

Павел красочно преподносит нам ту истину, что все люди одновременно мертвы и живы. Одни живы для Бога и мертвы для греха; другие живы для греха и мертвы для Бога (Рим. 6:11). Мирские люди крайне нечувствительны к Богу. Проповедовать им без особого действия Божьей благодати – напрасный труд.

С другой стороны, христианская жизнь – это путь все большей нечувствительности к греху. Мы должны культивировать в себе состояние мертвенности по отношению ко всему греховному, нечистому.

Многие трактуют понятие «пребывание в смерти» как полную пассивность. Воля людская в этом случае противопоставляется воле и силе Божьей. Текст Гал. 2:19-20 некоторые понимают как отказ от всяких усилий. Некоторые считают, что особая близость к Богу может привести к тому, что послушание станет таким же приятным, как вкушение бифштекса – никаких стараний, никакой борьбы. Однако Павел прямо говорит, что состояние смерти ветхого человека подразумевает «умерщвление плотских дел» (Рим. 8:13). Поверьте, этот процесс мало чем напоминает наслаждение бифштексом. Победа над грехом – это всегда маленькая смерть. Это убийство своего «я». Важно помнить, что Бог воскрешает лишь тех, кто умер с Ним (Рим. 6:4, 8), и дает новую жизнь лишь тем, в ком убивает ветхого человека (Рим. 6:6). Смерть же ветхого человека не является лишь предметом веры, умственного согласия и провозглашения. Она должна подтверждаться каждодневным умерщвлением греховных желаний.

Согласитесь, что иногда грех так нас манит, что у нас появляется “синдром Рахили” – “дай мне…, а если не так, я умираю” (Быт. 30:1). Плоть так угрожающе требует желаемого, что мы начинаем «болеть и худеть» как Амнон (2 Цар. 13:2, 4). Павел это прекрасно понимал, поэтому прямо говорил, что христианская жизнь – это каждодневная «живая жертва» (Рим. 12:1). Не забывайте, что жертва – это смерть. Мы в каком-то смысле приносим себя в жертву, когда говорим своей плоти «нет». Наша жертва – «живая», поэтому всегда норовит «слезть с жертвенника». Ей там очень неприятно. Она кричит там «как резанная».

Я знаю, что эти библейские истины легко могут навеять депрессивное настроение. Нам очень хочется видеть в благодати и Евангелии лишь легкий, приятный путь. Но Библия не дает нам ни единого шанса так думать. Идти за Христом – значит, отвергнуть себя, взять крест и пойти на Голгофу. Это путь смерти, путь жертвы (Мф. 16:24). Это узкие врата и узкий путь. Любое другое понимание следования за Христом не является библейским.

5. Смерть как источник разрушения

В Библии нет прямого текста, говорящего о том, что смерть является источником разрушения. Но эта истина ясно вырисовывается в результате вдумчивого изучения Писания.

Идея разрушения логично вытекает из самой природы смерти в любом ее проявлении. Смерть разрушает отношения с Богом (духовная смерть), разрушает тело (физическая смерть), разрушает нравственные устои (нравственная смерть), разрушает узы, связывающие нас с Богом (или с законом, Рим. 7:4).

Отцы церкви давно учили о том, что смерть (или смертность) означает не только отделение от Бога, физическую смерть и вечную гибель (смерть вторая), но и является источником всяких деструктивных желаний, склонностей. Смертность означает, что для человека вполне естественно убивать, уничтожать и разрушать – т.е. нести смерть, а не жизнь.

 Люди разрушают себя, свое тело, душу; разрушают в себе Божий образ, нравственный закон; разрушают свои (и чужие) семьи, дружбу; уничтожают морально или физически своих врагов; разрушают любовь, веру, надежду и совесть. Любое зло несет разрушение с непредсказуемыми последствиями. Не зря написано, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца (1 Ин. 3:15) – такой человек несет смерть своей ненавистью, и в нем нет жизни Христовой.

Только человек способен на суицид. Психологи давно говорят о саморазрушительных наклонностях в людях. Человек может раздирать свои раны, чувствовать извращенное удовольствие от унижения и боли (прочитайте  роман Достоевского «Идиот»). Только человека может завораживать тема смерти. Он любит созерцать смерть в самых отвратительных ее проявлениях. Вставьте на сайт видеоролик, на котором женщину в реальности побивают камнями, и он взорвет интернет. Кстати, фильмы ужасов занимают второе место по популярности после эротики и порно.

Такое «несение разрушения и смерти» является зеркальным отражением дел сатаны, который пришел как вор, чтобы “украсть, убить и погубить” (Ин. 10:10). Обратите внимание, что далее Иисус противопоставляет смерти жизнь – “Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком”. Разумеется, Христос говорит не просто о вечности на небесах. Речь идет о том, что от Него мы получили достаточно созидательной и исцеляющей силы, чтобы противодействовать смерти, т.е. разрушительной силе зла. Там, где Враг разрушил души, семьи, отношения, Христос и Его последователи несут восстановление, исцеление. Именно в этом смысле следует понимать слова Иисуса о “реках воды живой, текущей из чрева” (Ин. 7:38). Дух Святой не просто наполняет нас. Он несет жизнь всюду и везде. Исполненный Духом человек является источником благословений, где бы он ни был. Кто же несет смерть – грех, конфликты, ссоры, разрушения отношений и т.д. – тот не исполнен Духом, сколько бы он ни утверждал обратное (Мф. 7:15-23; 1 Ин. 3:15).

Смерть как единственный путь к жизни

 Библия учит нас важнейшей парадоксальной истине: смерть – единственный путь к жизни. Без крестной смерти не было бы дара вечной жизни. Если бы мы не умерли с Христом, то и не воскресли бы духовно (Рим. 6:4). Без умерщвления своего «я» и дел плоти нет пребывания в Христовой жизни – лишь постепенная смерть (Рим. 8:13).

Вспоминается фраза Максимуса из знаменитого фильма «Гладиатор», которую тот сказал своим солдатам перед сражением: «И ничего не бойтесь. Вы уже мертвы». Смерть – это не результат наших предпочтений, но суровая реальность, данность. Все люди уже мертвы – одни для Бога, другие – для греха, мира и своего «я».

Нам не нравится идея умерщвления своего «я», но это ничего не меняет. Оказавшись в джунглях, вы можете сетовать на жестокость животного мира, но ваше возмущение никак не «помешает» хищникам полакомиться вами. Так и нет смысла жаловаться на закон духовной жизни: чем больше мы умираем для себя, тем больше несем жизнь другим. И наоборот, чем больше живем для себя, тем больше несем смерть другим.

Никто не говорит, что «смерть для себя» - это приятно. Это больно и даже страшно. На небе нам не придется умирать для себя. Но в этом мире, где царит зло, умирать пришлось даже Богу, чтобы другие имели жизнь. Нам тоже нужно учиться жить «в смерти» – убивать в себе ветхого человека, старые привычки, старые дела. 

Например, вы можете разрушить другую семью ради греховной любви – т.е. принести смерть другим, чтобы самому «жить». А можете поступить иначе: «умереть для себя», т.е. отказаться от этого счастья ради того, чтобы другие «жили». Вы можете не сдержать негативных эмоций – вам «полегчало», вы «живы»; другому же вы принесли «смерть», т.е. огорчили и, возможно, разбили сердце. А можете подавить свой гнев – “убить” это поползновение греховной природы, чтобы другие «жили».

Речь не идет о том, чтобы своими усилиями пытаться убить в себе ветхого человека, Первого Адама. Это невозможно. В первую очередь мы должны искать силы Божьей и Его благодати. Но если мы почитаем себя мертвыми для греха и заявляем, что наш ветхий человек распят, то должны проявлять это в каждодневном умерщвлении своей старой природы.

Трагедия заключается в том, что многие люди в церквях «несут смерть», потому что их не научили умирать для себя. Нам внушили идею, что позитивная атмосфера в церкви автоматически приведет к любви и глубоким, прочным отношениям. Ярким примером такого заблуждения является церковь Роберта Шуллера. Мало где было столько позитивизма, сколько в его Хрустальном соборе. Йонги Чо говорил, что в США он мог слушать только Шуллера – другие проповедники лишь вводили его в депрессию. Но когда возникли конфликты, Шуллер сетовал на то, что отношения между лидерами его церкви пронизаны горечью, ненавистью, мелочными интригами. В итоге Шуллеру пришлось уйти с поста старшего пастора…. Друзья, нет иного пути нести другим жизнь, как научиться умирать для себя.

Этому принципу учил Христос – “если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин. 12:24). Хотя здесь речь идет о спасении вообще, принцип остается неизменным: путь к жизни ведет через смерть. Христу вторит Павел: “Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет” (1 Кор. 15:36). Апостол прямо говорит, что жизнь для Бога, а не для себя, является состоянием смерти; “Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” (2 Кор. 5:14-15). Принцип “я умираю, чтобы нести другим жизнь” прослеживается также в следующих словах Павла: “Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас” (2 Кор. 4:10-12).

Принцип «путь к жизни ведет через смерть» пронизывает и сферу успеха. Всякий успех требует цены. Чтобы «быть живым» для футбола, нужно “быть мертвым” для сигарет и многих удовольствий.  Иногда «живой» для карьеры становится «мертвым» для своей семьи. В этом несовершенном мире «жизнь в одном» часто означает «смерть в чем-то другом».

Парадокс заключается в том, что «умершие для себя» в итоге находят истинное счастье. А живущие для себя в итоге оказываются весьма несчастными. «Умершие для себя» получают доступ к глубоким отношениям с Богом. Известный автор Томми Тинни в своей книге «Искатели Бога» пишет: «Его (Бога) присутствие требует чистоты. Только мертвые видят Божье лицо». Сокрушение и глубокое раскаяние – это, по сути, эффективная казнь своего эгоистичного «я», которое мешает нам приближаться к Богу и любить людей. Когда известного попечителя сирот Мюллера спросили, почему Бог таким удивительным образом отвечает на его молитвы, этот Божий слуга сказал, опустив голову: “Много лет назад я умер для себя”.

 Итак, если все мы «для чего-то мертвы», какую изберем смерть? – жить для себя, неся другим смерть, или умирать для себя, неся другим жизнь? Христос предупреждает: кто пытается сохранить “жизнь”, тот потеряет ее. Кто отказывается от “жизни” и выбирает “смерть” (для себя, мира и греха), тот в итоге сам получит жизнь (Мр. 8:35) и станет источником жизни для многих.

Геннадий Нефедов,

Источник: Голос Истины

***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 2097
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна