Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Протестантская церковь в России третьего тысячелетия.

В последнее время всё более очевидным для всех становится тот факт, что власть меняет своё отношение к протестантскому движению в России и протестантским церквям в частности. Факт для самих протестантов несомненно печальный, ведь было затрачено столько сил и средств на то, чтобы быть услышанными на самом верху.

При всём этом, нет никаких оснований считать, что власть разочаровалась в самой идее протестантизма. Сохраняется глубокое уважение к её духовным ценностям, достижениям и заслугам. Однако проблема налицо. Протестантское движение в России в XXI веке остаётся непонятым и непонятным для власти явлением.

Говорит ли это о слабости самой идеи протестантизма?

Конечно, нет. Мировой опыт даёт нам большое количество примеров того, как идеи протестантизма не только прижились, но и стали государствообразующим элементом для многих наций. Наметившиеся тенденции говорят нам скорее о слабости и близорукости стоящих у руля духовных вождей протестантского движения в России. Неспособность в новых условиях предложить идею, которая в равной степени устроила бы и саму церковь, и государство - свидетельство несостоятельности теорий, преподаваемых сегодня в российских протестантских церквях. Отсутствие развития самобытной протестантской богословской школы, современных исследований в этом направлении, подчас слепое копирование западных традиций и учений без анализа и учёта особенностей российского менталитета. 

Все это привело к тому, что Российский протестантизм стал лишь эхом в истории нашей страны, всплеском волны о берег, рожденной в другое время, и в другом месте от падения Божественного откровения в сердца других народов.


Не способность протестантской церкви задать тон, отвечающий реалиям сегодняшнего дня, порождена отсутствием какой-либо оригинальной идеи. А откуда им взяться? Зайдите в любой магазин христианской литературы, загляните в отдел протестантизма, много ли книг современных российских протестантских авторов и богословов вы найдёте?
На 90 % ассортимент представлен зарубежными авторами. То, что писалась когда-то для американских или европейских пуритан, безусловно, имеет некоторую ценность, но где российские авторы? Где российское протестантское богословие, которое должно более адекватно выражать свои идеи применимо к этой стране и этому многонациональному народу с учётом его территориальных, национальных, исторических и других особенностей?

Зато епископов и пасторов за последние 20 лет стало заметно больше. Такими темпами через несколько лет их численность будет сопоставима (если ещё не достигла) с численностью генералов в советской армии, соответствующего периода истории.
На самом деле, было бы достаточно лишь одного, который бы внятно разъяснил политической и экономической элите страны цели и задачи протестантского движения. Но видимо способность договариваться, искать и находить компромиссы с властью, не самая сильная сторона руководства христианских союзов.

Безусловно, задача поиска взаимных интересов церкви и государства крайне сложна. Но ведь решать ее необходимо. И если она не решена до сих пор, то может быть, её решением занялись не те люди?


Может быть, всё-таки это не дело епископов заниматься политикой? Вполне здравой может оказаться мысль, согласно которой выражать идеи протестантизма и осуществлять прямой контакт с властью будет не священнослужитель, а обычный христианин, далёкий от титулов, санов и богословских предпочтений, но с чистой совестью, умением и способностями решать поставленные задачи.
Не исключено, что именно отсутствие такой буферной зоны между властью и Церковью и приводит к недопониманию между ними.

Следующий вопрос, который бы хотелось затронуть, это вопрос отношений между православной и протестантской ветвью христианства в современной России.

Приятно видеть, что многие протестантские пасторы в последнее время всё чаще обращаются к православию, к его богословию, его истории, в попытке переосмыслить и этот путь духовного подвижничества, возможно, найти в нём что-то, что может быть с успехом применимо и в протестантской практике молитвенной жизни и служения. Церковь – это один дом как для православных, так для протестантов и католиков. В этом доме много окон. И, в конечном итоге, важным для всех нас становится не то, в какое окно мы смотрим и как оно выглядит, а то, что видит по сторону окна каждый христианин. А что именно он там увидел, мы узнаём по тому образу действий и поведению, которое демонстрирует смотрящий, отойдя от окна, ибо сам образ увиденного оставляет свой отпечаток в сердце человека и побуждает его действовать так, а не иначе.

Православная церковь России вносила на протяжении многих веков огромный вклад в вопросы нравственного и социального устройства российского государства. И, конечно, протестантская церковь не может похвалиться тем же на территории России.

Однако православие при этом должно нести и полноту ответственности за неспособность воспрепятствовать приходу атеистического режима в 1917 году и его последствия для страны.

По современному законодательству православие и протестантизм равны перед законом, как и должно быть в демократическом государстве. Но, может быть, самим протестантам есть смысл согласиться с тем, чтобы православие играло роль первой скрипки в оркестре. В конце концов, у протестантской церкви есть своя уникальность, которую никто у нее не отнимет. Свои традиции, которые могут органично вписаться в общероссийскую христианскую симфонию.

На всякий вызов времени протестантская церковь может найти достойный ответ. Но это будет невозможно без рождения новых, свежих идей.

Протестантскому движению в России не хватает теоретиков и идеологов, масштаб личностей которых был бы сопоставим хотя бы с тем же М.Лютером в Германии времён Реформации. Отсутствие таких лидеров и приводит к некоторому кризису в отношениях между государством и протестантской церковью в наши дни.

Именно способность мыслить масштабно, нетрадиционно и в чём-то радикально позволит протестантскому движению в России занять достойное место.



Автор Д. Костин

Источник: www.protestant.ru


Количество просмотров 3646
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна