Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Кризис богослужения в евангельских церквях.

Иисусом Христом перед церковью был поставлен ряд целей. Но почти все они имеют временный характер, т.е. имеют отношение только к земной реальности. Наслаждаясь вечностью с Богом, Церковь уже не будет благовествовать или заниматься ученичеством, однако поклоняться Всевышнему Невеста Христова не перестанет никогда. Это единственная цель Церкви, которая имеет непреходящее, а значит первостепенное значение. Учиться поклоняться Господу мы начинаем во время нашей земной жизни.

С другой стороны возрастанию интереса к нашей теме способствует очевидный кризис богослужения в евангельских церквях. Прежде чем назвать основные симптомы кризиса, хочется подчеркнуть, что правильно понятый кризис – это всегда шанс для роста и развития. Японский иероглиф, обозначающий слово «кризис», состоит из комбинации слов: «трудность» и «перспектива».

Симптомы кризиса следующие. Во-первых, в евангельских церквях, особенно на постсоветском пространстве, практически полностью отсутствует литургическое богословие. На русском языке нет стандартных, общепризнанных учебников по литургике для преподавания в богословких учебных заведениях. Поэтому преподавание этой важной дисциплины, как отрасли богословского знания, изучающего науку и искусство совместного поклонения Богу, представляет собой поле полной самодеятельности преподавателей. При отстутствии единого понимания и подходов к теме богослужения такое обучение может и является альтернативой «фольклорному» богословию наших церквей, тем не менее, не способствует стабилизации «плавающего» богословия. То есть понимание доктринальных вопросов и сферы церковного устройства меняется от пастора к пастору, что неизбежно ведет к еще большему «расплыванию» богословких представлений среди рядовых членов церквей.

Отсутствие литургического богословия неизбежно ведет к непрекращающимся экспериментам в сфере поклонения. Причем эксперименты эти производятся методом «научного тыка» под девизом: «Не знаю я, но не так». Такие эксперименты в свою очередь приводят к расколам на почве богослужебных реформ. Если же церковь не раскалывается, чаще всего в ней происходит расслоение по возрастному принципу: традиционное богослужение – для старшего поколения, и, ориентированное на современность – молодежное богослужение. Такой вариант напоминает формальное сожительсво интеллигентной супружеской пары, которая утратила свои подлинно супружеские отношения.

И, наконец, еще одним из основных симптомов кризиса является очевидный отток людей из наших церквей. Приведем статистику по Российскому союзу евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) в виде таблицы [1].


 Год      Церквей и групп             Членов церквей          Крещено людей

1999 г.          1300                                 86500                              5000
2007 г.          1763                                 75816                                622
2008 г.          1816                                 75160                                551



Анализ статистики показывает, что духовная смертность превышает рождаемость. За последние десять лет баптистов нашего братства в России стало на 10 тысяч меньше. Только по Дальневосточному региону за один 2008 год количество членов церкви нашего союза сократилось на 309 человек, и по итогам года составило 5072 человека. Также нужно учитывать, что рост численности церквей и групп происходит в основном за счет новых малочисленных и слабых общин, которые появляются в основном в сельской местности. Вряд ли стоит утешать себя мыслью, что данный кризис является общим для всего евангельского движения.




ДВА СТИЛЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ


На сегодняшний день в евангельских церквях постсоветского пространства доминируют два стиля богослужений.


1. «Собрание» – традиционное богослужение евангельских христиан.


Первый стиль мы условно назовем «собрание». Часто в наших церквях так и говорят: «Пойдем на собрание», подразумевая при этом богослужение. Причем вряд ли у кого-то язык повернется сказать: «После вокресного собрания у нас членское богослужение». Как вы думаете, почему? Так вот, данный стиль соответствует традиционному богослужению протестантов-евангеликов.
По поводу отношения к традиции в вопросе поклонения существует хрестоматийная притча, которая называется «Кошка гуру»:


«Каждый вечер, когда гуру преклонял колени в молитве, кошка бродила вокруг и отвлекала молящихся. Тогда он приказал на время вечернего богослужения привязывать кошку снаружи. После смерти гуру кошку продолжали привязывать на время вечерней молитвы. А когда эта кошка умерла, в храм привезли другую кошку, чтобы ее можно было, как положено, привязывать на время вечернего богослужения. Сотни лет спустя, ученики гуру писали ученые трактаты о том, какую важную роль играет кошка в каждом культе, построенном по всем правилам. Тот, кто не кланялся кошке, впредь считался грешником. А кто осмеливался усомниться в значении кошки для праведного богослужения, сжигался как еретик» [2].

Можно сказать, что задача, которую ставят перед собой сторонники стиля «собрание» состоит в том, чтобы «привязывать и удерживать кошек».

Как мы уже говорили, у среднего евангельского христианина нет богословия поклонения. По этой причине в виду протестантской традиции стержнем такого богослужения является проповедь. То, что в наших церквях называют поклонением, на самом деле часто лишь собрание любителей послушать проповедника.

В наших церквях под воздействием рационализма поклонение стало умственным, рассчитанным на то, чтобы остаться в голове. Его движущая сила и стержень – проповедь, а главное направление – рост в познании Библии и жизнь в соответствии с библейскими принципами. Н.А. Александренко написал в своем учебнике по гомилетике: «Проповедь – это и есть собственно богослужение» [3]. Сторонникам данного стиля следует уяснить, что проповедь – это один из элементов совместного служения, и нельзя относиться ко всем остальным его составляющим, как к подготовке к слушанью Слова.

По словам В.С. Ляху освящение здесь заменяется просвещением, поскольку «экзегетический Бог», которого «вычленили в Писании и подчинили процессу аналитического опредмечивания, чаще всего является Богом умственным, Богом теоретического сознания» [4]. Следуя этому сценарию, подлинность поклонения проверяется его педагогической ценностью. Если человек в богослужении получил назидание, обучение и познание Слова Божьего, то, следуя этой парадигме, происходило подлинное поклонение.

Основная опасность для данного стиля богослужений – это книгопоклонство (библиолатрия), когда мы больше заняты Библией, чем отношениями с ее живым Автором. Любая часть богослужения должна способстовать встрече с Богом и развитию отношений с Ним.
В центре «собрания», таким образом, оказывается пытливый человеческий ум, желающий насытиться «экзегетическим фаршем», чтобы получить заряд вдохновения.



2. «Богослужение празднования» – модное богослужение в стиле мега-церквей.


Данный вид поклонения чрезвычайно популярен сегодня. Называется он «Богослужением празднования» («Celebration») или реже «Давидов стиль богослужения». Эта сравнительно молодая форма богослужения обрела свое начало среди пятидесятнических церквей Новой Зеландии во второй половине 60-х годов прошлого века. Защитники данного вида поклонения утверждают, что богослужения прежде всего должны быть человечными, поскольку «наш Бог представлен в Библии как абсолютно человечный Бог» [5].

Стержнем «Богослужения празднования» является не столько проповедь, сколько музыка в стиле «хвалы и поклонения». Основной особенностью такого служения является участие «группы прославления», которая собственно и ведет первую часть богослужения. Во время этой части все собрание исполняет несколько песен хвалы и поклонения, иногда даже повторяя их по несколько раз, при этом непременно используются тамбурины, другие ударные и струнные инструменты, и все это, в большинстве случаев, сопровождается танцами.

Пение может прерываться на несколько минут для кратких молитв, свидетельств о вере или чудесах. Эта часть богослужения занимает от двадцати до сорока минут и заканчивается молитвами как ведущих, так и собрания. Сразу же после молитвы начинается вторая часть богослужения, в центре которой – проповедь, хотя, безусловно, эта часть может включать и другие элементы богослужения в зависимости от обстоятельств [6].


Выражаясь языком, изложенной выше притчи, цель сторонников данного стиля – «отвязать», а иногда и «убить кошек». Иначе говоря, традиционализм воспринимается в штыки. Яркий пример активных приверженцев и популяризаторов «Богослужения празднования» – церкви «Hillsong», подход к поклонению которых описала Дарлин Чек в своей книге «Экстравагантное поклонение».

Подлинность поклонения для сторонников стиля «Богослужения празднования» измеряется силой эмоциональных переживаний и количеством новообращенных. Одна из основных опасностей здесь – это театральность богослужения, которое становится евангелизационным концертом.

В центре «Богослужения празднования» снова находится человек, а точнее представитель целевой аудитории. Силой, направляющей современное евангельское движение, является рынок. Евангельский верующий, как правило, задает вопрос: «Кто является нашей аудиторией? Какие целевые нужды мы видим в них? Что привлекает нашу целевую группу? Как мы можем продать Иисуса нашему рынку?»

Во многих современных мега-церквях имеет место именно такое «богослужение», направляемое законами маркетинга. Нашумевшая книга Рика Уоррена «Целеустремленная церковь» с ее Сэмом из Сэддлбэк Вэлли – это один из самых качественных примеров поклонения сориентированного на рынок.

«Богослужение празднования» заимствует свое содержание из программ, из развлекательных форм поклонения. Богослужение – уже не разворачивающаяся миссия Бога, а различные действия «поклонения» в виде музыкальных или драматических номеров, рассчитанных на развлечение и привлечение внимания целевой аудитории.

Такая форма поклонения как программы, является естественным следствием культурной зависимости, ориентацией на Просвещение, замкнутости на себе.

Программа проста и почти всегда следует трём шагам:

1) Музыка, вводящая толпу в должное состояние;
2) Проповедь, нацеленная на достижение конкретной задачи;
3) Ответная реакция, фокусирующаяся на задуманных выводах.

Такая модель не соответствует библейской четырехступенчатой модели, которая будет рассмотрена нами ниже.


В худшем случае ориентация на программы заменяет руководство Святым Духом на манипуляцию человеческим сознанием:

1) Музыкальный драйв «заводит» толпу – стадия возбуждения;
2) Музыка становится плавной, перемежаясь с молитвами и медленными телодвижениями – наслаждение от выброса в кровь эндорфинов, т.н. гармонов радости;
3) Заряжение толпы позитивной идеологией в исполнении экспрессивного проповедника-шоумена.


ИТАК, мы увидели, что для обоих из доминирующих сегодня стилей богослужения его центром является человек. Результатом таких трансформаций является гуманизация поклонения [7]. А поклонение, которое приобрело преимущественно человеческую направленность, как таковое имеет целью развивать наш ум, улучшать наше самочувствие или обеспечивать формулами жизненного успеха. При подходе к богослужению задается классический одесский вопрос: «Что я с этого буду иметь?» В таком подходе к поклонению человек сосредоточен на себе самом. Он сосредотачивается на знании, переживании, помощи себе или вдохновении. Вопрос о подлинно библейском или историческом понимании поклонения и его формы задается редко. Таким образом, ударение ставиться на стиле поп-культуры, которой движет нужда и потребительский спрос.


Гуманизация поклонения также просматривается в трех составляющих кризиса поклонения среди евангельских христиан, выделенных Робертом Уэббером:

1. Ущербное богословие поклонения;
2. Поклонение как программа;
3. Приспособление к современной поп-культуре.

Р. Уэббер отмечает: «Такой подход привел к движению мегацерквей, привлекших к вере тысячи новых людей. Несмотря на успехи, достигнутые в численности и на духовное обновление, которое испытало множество людей, этот подход все равно остается приспособлением к современной культуре. Эта культурная зависимость привела многие церкви к антиисторическому отрицанию всякой традиции. Церковь скатилась к тому, чтобы новым таинством Божьего присутствия объявить популярные песни прославления. Чтение Писания, ходатайственная молитва и Причастие считаются отталкивающими для неверующих, которых мы приглашаем в церковь. Проповедь низводится до презентации курсов. Поклонение и евангелизация перепутаны местами. Вопрос, который ставят современные лидеры поклонения: «Чего мы хотим достичь своим поклонением?» [8]

Весьма показательна цитата из брошюры «Баптисты отвечают», изданной в 2008 году Отделом богословия и катехизации РС ЕХБ. В разделе «Ответы на вопросы пятидесятников и харизматов» читаем:


Вопрос: «Почему на ваших богослужениях так скучно? Почему вы так унылы?»


Ответ: «Нередко упреки наших гостей относительно «скучности» баптистских богослужений не лишены основания. Не всегда нам хватает радости и здорового христианского оптимизма. Однако будьте, пожалуйста, снисходительны. Мы – люди и, значит, можем ошибаться и где-то недорабатывать. В то же время, «скучность» может быть кажущейся. Мы не считаем, что богослужение – это развлекательное мероприятие. Есть время для прославления, для радости, но на собрании христиан должно быть время и для серьезного размышления, работы над собой, покаяния. Возможно, вам просто стоит вслушаться и поразмыслить над сказанным. И не исключено, что скука уйдет и вы получите назидание для своей души» [9].

Цитата демонстрирует, нам две основные вещи. Во-первых, официально РС ЕХБ стоит на позициях традиционного стиля богослужений, который мы обозначили как «собрание». Во-вторых, из цитаты очевидно, что с течением времени все сложнее отставивать состоятельность и жизнеспособность данного стиля, причем как перед внешними, так и перед самими собой. Тем не менее, мы увидели, что новаторы, т.е. сторонники «Богослужения празднования» сталкиваются с другими, не менее серьезными затруднениями. Кроме того, общей проблемой этих доминирующих сегодня стилей является излишняя сосредоточенность на человеке, будь то консервативный, либо «продвинутый» баптист, или же неверующий с улицы.

Прежде чем изложить основы библейского богословия поклонения давайте еще раз уточним, чем ПОКЛОНЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Во-первых, поклоение не является «удвоением Воскресной школы для взрослых» [10]. То есть общее богослужение поместной церкви не должно быть лишь расширенным собранием для очередного обучения после всех групп по изучению Библии и лекционных занятий в богословском учебном заведении. Нередко именно такая картина складывается в традиционном богослужении, сориентированном на проповедь, и названном нами «собранием».

Во-вторых, поклонение не является программой в виде музыкального евангелизационного концерта, что соответствует «Богослужению праднования».


В-третьих, по меткому замечанию У. Виллимона, поклонение не является «наркотическим путешествием в иной мир, с целью избежать этической обязанности жить по-христиански в мире» [11]. То есть церкви всегда нужно помнить, что качество совместного поклонения более всего зависит от ежедневного индивидуального поклонения верующих в их «тайных комнатах».

И, наконец, подлинное поклонение не является культовым собранием общины в назначенное время и в определенном месте. В противном случае мы говорим о церкви не как о Теле Христовом, а как о религиозном институте, члены которого лишь выполняют определенные ритуалы.

Все эти неверные подходы разрушает библейское богословие поклонения, и в то же время оно служит для созидания подлинного поклонения Божьих детей.



БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОКЛОНЕНИЯ



Библия очень многое говорит для желающего научиться правильно поклоняться Богу. Мы укажем лишь на некоторые тексты, которые являются основными. Начало христианской литургики было положено Иисусом на Тайной Вечере, когда Он произнес: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; ср. Мф.26:26-30).

Ин.20:19-23 описывает явление воскресшего Иисуса ученикам. Возьмем данный текст для того, чтобы на нем показать, как извлекать литургические принципы при изучении Библии. Подлинное поклонение согласно данному отрывку должно сопровождаться радостью (ст.20), приносить умиротворение и внутренний покой (ст.21а), наделять сознанием жизненных целей и призвания от Бога (ст.21б), а также приводить участников к духовному обновлению (ст.22).

Описание события Пятидесятницы в Деян.2:1-6 также является хорошим библейским отрывком для исследования. Подробное описание Вечери Господней апостолом Павлом в 1Кор.11:23-32 вновь возвращает нас к теме Причастия. В 1Кор.14 Павел также дает важные принципы для христианского богослужения. Можно сказать, что в этой главе он настаивает на балансе спонтанности и порядка в богослужениях. Этот баланс находится между такими явлениями, как библейски понимаемое пророчество (3 ст.) – с одной стороны, и «благопристойность и чинность» (39-40 ст.), т.е. порядок – с другой.
Однако ключевым новозаветным отрывком Св. Писания для библейского богословия поклонения, безусловно, является Ин.4:23-24. Поэтому на нем мы остановимся более подробно. Для лучшего понимания возьмем этот текст еще на два стиха ранее:

«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Прежде всего, этими словами Христос объявляет конец всякой внешней религиозности, основа которой – соблюдение ритуалов. Он называет недействительным поклонение самарян, а затем указывает и на финал иудейского храмового богопоклонения, поскольку пришедший Мессия устанавливает Новый Завет на новом основании.

Некоторые богословы спорят о том, что значит поклонение в духе. Меньшинство толкователей, например, Джон Мак-Артур, утверждает, что здесь имеется ввиду дух человека [12], а их оппоненты – подразумевают Святой Дух. Но в контексте всего Евангелия от Иоанна и в ближайшем контексте слов Иисуса представляется, что «в духе» лучше понимать в более широком смысле: истинные поклонники будут поклоняться духовно, а не внешне.

Проникая глубже в смысл слов Иисуса, сказанных самарянке, в контексте всего Писания мы можем сказать, что поклонение в духе означает поклонение в свободе (2Кор.3:17), в единстве (Еф.4:3), в радости (1Фес.1:6), в целостности (1Фес.5:23) и, конечно же, в Духе Святом. Поклоняться в истине значит поклоняться искренно, то есть в чистоте сердца (Ин.8:32); библейски, поскольку истина открыта нам в Слове Божьем (Ин.17:17); и во Христе, т.к. Христос есть Истина (Ин.14:6).

Библейское поклонение Богу-Отцу через Сына, Который является Божественной Истиной, в Боге-Духе Святом – это поклонение Святой Троице. Таким образом, мы увидели, что ключевой текст о поклонении приводит нас к тринитарному поклонению, то есть поклонению Троице.


ПОКЛОНЕНИЕ ТРОИЦЕ


Христианское богослужение должно быть сознательно пропитано поклонением триединому Богу, каким Он и открыт нам в Св. Писании [13].

1. Поклоняться тайне Отца человек может языком хвалы. В нашем прославлении мы можем сосредотачиваться на непостижимости, божественном суверенитете и трансцендентности Бога. Здесь лежит фундамент благоговения и священного трепета перед Вседержителем.
2. Богочеловеческая природа Иисуса Христа ввела второе лицо Троицы в историю человечества. Поэтому поклоняться Христу – значит с благодарностью вспоминать и воспроизводить дело Сына языком повествования.
3. Кроме того, нам следует научиться с чувством поклонения принимать вдохновляющее присутствие Духа посредством видимого и осязаемого символа. Главным из этих видимых символов Божественной реальности, безусловно, является Причастие.


ПРОЦЕСС ПОКЛОНЕНИЯ


Св. Писание и опыт первых христиан указывают нам на четырехчастную структуру процесса совместного поклонения [14].
1. Сбор людей в Церковь – Тело Христово.

Такие библейские тексты как Деян.11:26 и 1Кор.11:18 показывают, что для первых христиан «собраться в церковь» или «собраться как церковь» не означало прийти в дом молитвы или храм, поскольку специализированные здания для богослужений начали строить несколькими веками позже. Если порознь верующие представляют собой «члены» или «органы» единого духовного организма, то, как раз, собираясь вместе, мы и становимся перед лицом Божьим единым Телом Христовым – Церковью (Рим.12:5; 1Кор12:27).

Павел говорит, что если раздоры отравляют церковное единство, а значение Причастия искажается, от таких собраний больше вреда, чем пользы (1Кор.11:17). Поэтому данный этап имеет огромное стартовое значение для подлинного поклонения. Следовательно, верующие должны осознавать, что происходит в духовном смысле, когда они собираются для совместного богопоклонения. В основном именно по этой причине нельзя сквозь пальцы смотреть на опоздания членов церкви на богослужения.
2. Служение Слова.

Литургию Слова, проще говоря, проповедь, как одну из важнейших составляющих богослужения церковь переняла из синагоги. Церковь не может выполнять Великое Поручение Иисуса без проповеди (Мф.28:19-20; Рим.10:14).

Дэвид М. Браун пишет: «Несмотря на то, что проповедь – всего лишь один из элементов богослужения, очевидно, что проповедь – это общецерковная дисциплина, а не чье-то личное дело» [15]. На страницах Нового Завета мы видим, что для первоапостольской церкви в центре богослужения стояла не кафедра, а стол для Трапезы Господней.
3. Праздничный характер Вечери Господней, как центра богослужения.

В первой Иерусалимской церкви хлебопреломление совершали ежедневно. Немногим позже, когда днем общего богослужения для христиан стало воскресенье, Вечеря стала проводиться еженедельно. Со времен апостолов во время совместного поклонения церковь молилась, проповедовала, пела псалмы и гимны и совершала Причастие (см. Деян.2:42). И хотя существовали, по крайней мере, несколько основных богослужебных действий, ключевым было одно – Вечеря Господня. Когда христиане первого века шли на богослужение, они понимали, что идут в первую очередь для встречи с Богом, которая по заповеди Христовой, осуществляется церковью в виде совершения Причастия. Лука пишет: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян.20:7).

Цвинглианское понимание Вечери, как исключительно воспоминания, нередко приводит наши хлебопреломления сегодня в состояние поминальной службы. Также мы имеем дело с сосредоточенностью только на страданиях Христа и отказом от понимания благодатности главного таинства. В то время как все лидеры протестантской Реформации, кроме У. Цвингли, придавали ему гораздо большее богосоловское и практическое значение и ратовали за его учащение, по крайней мере, до еженедельности [16].

Не случайно на христианском Востоке с древности Причастие называют евхаристией, что означает «благодарение». Понимание Вечери как центра богослужения и праздничной встречи с Богом предохраняет от затирания его духовного смысла и перехода к формализму. Кому из живых в Боге верующих будет слишком часто раз в неделю встречаться с Господом и в хвале погружаться в животворное Божье присутствие? Кто скажет, что ему слишком много благодати? Итак, Вечеря Господня – не поминки, а праздничный центр богослужения, его кульминация [17].
4. Благословенный выход людей в мир с Божьей миссией.

Напитавшись у Божьего стола и утешившись верою общею, братья и сестры во Христе вновь готовы выйти в мир, чтобы духовно светить в нем и осалять его. Испытав подлинное поклонение, члены церкви идут выполнять свою миссию преображенными. Потому что теперь слова Иисуса – «се, Я с вами во все дни до скончания века» – имеют для них смысл (Мф.28:20).



НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ



1. Используйте «прелюдирование». Пасторы многих поместных церквей многие годы ведут безуспешную борьбу с шумом перед началом богослужения. Существуют разные варианты для того, чтобы отвлечь людей от суеты и помочь им настроиться на поклонение. Оптимальным вариантом нам представляется использование для т.н. прелюдирования живой музыки. Например, профессиональное исполнение известных христианских мелодий на фортепьяно может легко подготовить верующего к прославлению.

2. Попоробуйте делать объявления до начала богослужения. От избытка объявлений в финале поклонения многие испытывают внутреннее ощущение смазанности всего богослужения. С одной стороны это может быть свидетельством недостатка личного поклонения, но с другой – в этом может быть свой резон. Переставить объявления в начало служения многим покажется просто нереальным, потому что опоздавшие пропустят важную информацию. Но, как мы уже говорили нельзя быть снисходительными и тем более безразличными к постоянным опозданиям на совместное поклонение, ведь мы служим пунктуальному Богу! Верующие должны знать, что все части богослужения важны! Поэтому, попробовав переставить блок объявлений в начало, возможно, вы решите сразу несколько проблем.

3. Готовьте тематические богослужения. Здесь стоит сделать пару акцентов. Во-первых, готовьте богослужения! Составление программы за считанные минуты перед началом поклонения – это показатель нашего непонимания серьезности и ответственности нашего совместного предстояния перед Богом. Во-вторых, готовьте тематические богослужения. Если в вашей церкви обычно больше, нежели одна проповедь, не нужно бояться угасить Духа Святого тем, что вы спросите у второго проповедника, о чем он собирается говорить. Все элементы богослужения следует стараться тематически увязывать между собой. Обычно для этого ориентируются на основную проповедь.

4. Попробуйте делать сбор пожертвований перед проповедью. Если ваша проповедь посвящена вопросу пожертвований или посвящения Богу, более чем уместно сделать сбор сразу после проповеди. В других случаях можно смело сделать его перед проповедью или между первой и второй проповедями.

5. Просите людей свидетельствовать об их обращении и Божьих чудесах. Во многих харизматических церквях делают особый упор на личные свидетельства. Неужели мы можем только лишь читать Библию? Нередко лучшая проповедь – это рассказ о том, что сотворил с тобой Господь. Делайте это и приглашайте свидетельствовать о Божьих чудесах других верующих. Благодать на небо не улетела! Бог отвечает на молитвы! И об этом не стыдно рассказывать! Нередко самое незатейливое свидетельство из реальной жизни может вдохновить всю общину сильнее, чем лекция по догматике.

6. Декламируйте и пойте Символы веры. Символ веры – это лаконичная формулировка основ вероучения для общего пользования. Наиболее ранними образцами Символов веры были такие тексты Писания как Мф.16:16 и 2Кор.13:13. Древняя крещальная формула «во имя Отца и Сына, и Святого Духа» вошла в состав Апостольского символа веры. Этот Символ считается самым древним и признается всеми историческими церквями. С появлением видеопушек в наших домах молитвы организовать совместное декламирование Символа веры совсем несложно. Еще лучше Символы веры петь. Например, в студии «Селах» был записан переработанный и положенный на современную бодрую музыку гимн «Верим мы». Так церковь может провозглашать и лучше усваивать то, что необходимо для спасения и на чем строится богословская теория церкви.

7. Используйте антифонное чтение. Практически любая литургическая реформа обычно делается для того, чтобы «прихожан» церкви сделать участниками богослужения. Само слово «литургия» переводится как «общее дело». Поэтому использованию Писания следует стараться придать некоторую интерактивность. Можно вместе декламировать хвалебные псалмы Давида или приучать общину к определенным «речевкам». В Украине, например, на возглас проповедника «Слава Богу» церковь всегда ответит: «Навеки слава!» Но антифонное чтение или литания – это поочередное, диалогичное чтение специально подобранных текстов Писания ведущим богослужения и остальными его участниками. Например, первую часть стиха из определенного псалма читает пастор, а вторую – все присутствующие. Опять же использование видеопушки в этом случае значительно облегчает задачу. Иероним (IV–V в.) сообщает, что иногда в его время слово «аминь» звучало на богослужениях «подобно раскатам грома». Позднее Мартин Лютер (XVI в.) добавил: «Как вы произнесли «аминь», так вы и помолились» [18]. Нам тоже нужно учиться громогласно восклицать: аллилуйя, аминь!



ВОПРОСЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАССМОТРЕНИЯ



Ряд литургических вопросов требует отдельного рассмотрения на последующих конференциях для осмысленного проведения богослужебных реформ и преодоления кризиса в наших церквях. Ведь одним из девизов протестантской Реформации было: «Церковь должна быть реформирована и реформируема постоянно». В рамках данного доклада мы лишь постарались вскрыть основную проблематику, связанную с нашей темой.

Во-первых, следует отдельно изучить и пересмотреть значение и характер Вечери Господней. Богословие в этом вопросе теснейшим образом связано с практикой и существенно влияет на климат наших богослужений.


Во-вторых, подробного рассмотрения требуют вопросы, связанные с музыкой на богослужении. Здесь нужно найти ответ на ключевой вопрос: существует ли христианская музыка или христианскими могут быть только слова? Также существенно, адекватны ли наши песни отечественной культуре? Соответствуют ли они библейскому богословию? Следует ли переходить от хора к группе прославления?

В-третьих, необходимо рассмотреть значение проповеди и возможности интерактивного использования Писания. Для выхода проповеди на качественно новый уровень нам необходимо прийти к общему знаменателю по вопросу важности богословского образования служителей. Также не следует откладывать вопрос использования на богослужениях новых библейских переводов, вместо давно исчерпавшего свой ресурс Синодального перевода [19].
И, наконец, можно обсуждать формы совместных молитв и пути повышения молитвеной активности всех участников богопоклонения.



ВЫВОДЫ


В результате анализа библейского богословия и исторического наследия христианской церкви, мы пришли к следующим выводам.
1. Подлинное поклонение отличается троичностью содержания, т.е. все составные части богослужения должны быть пронизаны поклонением Святой Троице: Отцу, Сыну и Духу Святому.

2. Подлинное поклонение отличается четырехчастностью в форме: (1) Сбор людей в Церковь – Тело Христово; (2) Служение Слова; (3) Праздничный характер Вечери Господней, как центра богослужения; (4) Благословенный выход людей в мир с Божьей миссией.

3. Подлинное поклонение – это (1) публичное выражение любви к Богу во имя Христа, (2) торжество единства между собранием верующих и их небесным Главой (3) ради прославления Господа, укрепления духовной жизни и наслаждения ею. (4) Хотя главной целью поклонения является взращивание и назидание самой церкви, оно одновременно выполняет и миссионерскую задачу, привлекая «внешних» [20].

Для дальнейшего изучения литургики хочется порекомендовать книгу Роберта Уэббера «Поклонение прежде и теперь» (СПб., 2003). На наш взгляд эта книга является лучшим трудом о поклонении. Р. Уэббер является сторонником «смешанного» богослужения, в котором сочетаются современные подходы с лучшими образцами богатейшего наследия церкви. Кроме того, тех кто хочет глубже исследовать вопросы поклонения, автор данной статьи приглашает на Интернет-ресурс: www.liturgeo.ru


Чернявский Михаил.










ПРИМЕЧАНИЯ


1. Статистика предоставлена офисом РС ЕХБ, г. Москва.
2. Дуглас К. Праздник Божьей любви. – Н.Новгород: Агапе, 2001. С. 7.
3. Александренко Н.А. Гомилетика. – Одесса: Богомыслие, 1997. С. 26.

4. Ляху В.С. К вопросу о протестантском богослужении: Дискурс слова или литургия Духа (просвещение или освящение)? // Протестантское богослужение: Проблемы и перспективы. Вып. 1. – Заокский: ЗДА, 2002. – С. 9-10, 46.
5. Дуглас К. Указ. соч. С. 7.
6. Юнак В. «Богослужение празднования»: Pro et contra // Протестантское богослужение: Проблемы и перспективы. Вып. 1. – Заокский: ЗДА, 2002. – С. 116-117.
7. Уэббер Р. Критика массового евангелического христианства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liturgeo.ru/biblio/webber/criticism/index.html
8. Уэббер Р. Подлинное поклонение в меняющемся мире // Мирт, 2008, № 3-4 (64).
9. Баптисты отвечают / Глав. ред. М.В. Иванов. – СПб: Библия для всех, 2008. С. 25.
10. У В. Ляху «удвоение субботней школы», т.к. он принадлежит к адвентизму. См. Ляху В.С. Указ. соч. С. 51.
11. Цит. по Петерсон Д. В союзе с Богом. – Одесса: Богомыслие, 2005. С. 225.
12. МакАртур Дж. Поклонение – наивысший приоритет. – Киев: ХББП, 2007. С. 159.
13. Подробнее о троичности содержания поклонения см. Уэббер Р. Подлинное поклонение в меняющемся мире // Мирт, 2008, № 3-4 (64).14. Подробнее о четырехчастности богослужения см. Уэббер Р. Поклонение прежде и теперь. – СПб.: Вера и святость, Библия для всех, 2003. С. 144-181.
15. Браун Д.М. Трансформирующая проповедь. – Воронеж: ФГУП, 2003. С. 99.
16. Чернявский М.С. Святое Причастие // Мирт, 2005, № 3 (49).
17. Рэйберн Р. Придите, и поклонимся Ему: Совместное поклонение в евангельской церкви. – Одесса: Содействие, 2003. С. 315.
18. Цит. по Рэйберн Р. Указ. соч. С. 177.
19. Чернявский М.С. Говорит ли Бог по-русски? Трудности библейского перевода // Мирт 2007, № 6 (61).
20. Шафф Ф. История христианской Церкви. Т.1: Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.). – СПб.: Библия для всех, 2007. С. 309.


Доклад на Съезде церквей ЕХБ Дальнего Востока. Опубликован на сайте: Литургео.ру 02.04.2009



Источник: РС ЕХБ


Количество просмотров 4242
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна