Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Власть в церкви

Церковь не способна существовать без определенной структуры. Кто-то принимает решения, и кто-то их исполняет, кто-то руководит, и кто-то подчиняется. Однако было бы неправильно свести вопрос о церковном управлении к сфере традиций или здравого смысла и не рассмотреть, чем же является по Писанию власть в церкви? Особенно это актуально в свете того, что и «начальнику», и «подчиненному» слишком легко сделать ошибку в отношении сущности и границ власти.

Однажды, когда ученики Иисуса спорили, кто из них больше, Он сказал: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лук. 22:25-26). Беспокойство учеников об иерархии вполне естественно. В любом человеческом сообществе существует некая пирамида господства и подчинения. Власть тех, кто «наверху», может быть формальной, связанной с занимаемой должностью, или неформальной, обусловленной силой и богатством. Но любая власть предполагает принуждение, воздействие на поведение других людей, а это далеко не всегда приятно. Впрочем, здесь необходимо задать вопрос: в чьих интересах осуществляется такое воздействие?

Кажется очевидным, что власть используется в интересах того, кто этой властью обладает. Однако и абсолютные монархи древности предпочитали именоваться «благодетелями», и до сего дня многие претендуют на звание «слуг народа», даже в случае совершенно беспринципной сосредоточенности на собственном обогащении. Это не только лицемерие, но и смутное прикосновение к изначальному предназначению власти. Она задумана Богом как осуществляющая Его волю, как служащая добру и ограничивающая зло (ср. Рим. 13:1-7). Она должна быть благословением для других, не для себя. Но внутренний кризис власти в том, что, даже ощущая это предназначение, она зачастую не имеет ни сил, ни желания реализовать его. Конечно, при этом власть не перестает исполнять волю Бога в отношении мира и совершать иногда что-то доброе, но такое исполнение уже не ее собственная цель, но побочный продукт ее деятельности.

<Однако Божий народ, Божья церковь – это место, где есть силы и возможности для сознательного и целенаправленного осуществления замысла Бога, для явления реальности Его Царства. Здесь может выстроиться правильная «вертикаль», когда высота положения напрямую связана со степенью служения другим. Так что можно не «называться благодетелями», но быть ими. Для этого следует избегать шести ошибок.

Во-первых, легко забыть, что церковная власть – это служение. Как безбожная власть стремится иногда к тому, чтобы соответствовать Божьим стандартам, так и власть церковная иногда склонна подражать власти безбожной, господствуя для своего удовлетворения или выгоды (ср. 3 Ин. 9-10). При этом церковная жизнь затруднена, а народу Божьему, да и самому «властелину», наносится урон. Более того, при этом естественным образом возникает желание сбросить такую власть, совершить «революцию», что привносит еще больше боли в церковь.

Во-вторых, легко забыть, что церковная власть – это служение Богу через служение людям. Простое исполнение желаний церковного народа не является осуществлением Божьего замысла. Подлинное служение заключается в предоставлении человеку того, что ему необходимо с точки зрения Бога, а не с его собственной точки зрения. Здесь нет места человекоугодничеству (ср. Гал. 1:10). В качестве примера можно привести церковную дисциплину. Далеко не всегда тот, кто подвергается отлучению, да и многие члены церкви, согласны, что стоит занимать столь «жесткую» позицию. Конечно, отлучение – крайнее средство, и нужна осторожность, но при всей болезненности в определенных случаях оно необходимо, чтобы «дух был спасен» (1 Кор. 5:5). То же может относиться и к проповеди о «неприятных» вопросах, и ко многому другому.

В-третьих, легко забыть, что церковная власть предназначена для подготовки людей к самостоятельности. Одного лишь желания угодить Богу и помочь людям недостаточно, если нет понимания того, какая именно помощь действительно необходима, на чем служитель может настаивать «со властью», а где он, в лучшем случае, может лишь дать дружеский совет?

Для ответа на этот вопрос важно разобраться, с какой целью Бог облек некоторых людей в церкви властью служить. Здесь можно обратиться к Еф. 4:11-12: «И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (в Синодальном переводе: «…к совершению святых, на дело служения…», но вариант без запятой лингвистически предпочтительнее). Главная задача служителя – «совершать», это слово имеет значение «снаряжать», «готовить», то есть речь идет о подготовке христиан к тому, чтобы они могли сами участвовать в созидании церкви. Каждому верующему дан определенный дар от Бога, но это не означает, что у каждого автоматически получается трудиться и жить нормальной христианской жизнью.

Через обучение, обличения, запреты и увещевания (ср. 2 Тим. 4:2), через личный пример (ср. 1 Пет. 5:3) нужно вести человека к самостоятельности и ответственности. Очень легко истолковать власть служителя как мандат на осуществление его собственных проектов и планов (пусть даже весьма благочестивых).

Более того, руководителя может пугать излишняя самостоятельность «подчиненных», потому появляется желание все решать и все контролировать самому. Однако церковь задумана Богом как место, где осуществляется Его контроль, и реализуются Его планы. Служитель должен помочь тем, кто еще не научился самостоятельности, и лишь присматривать там, где дела идут хорошо.  


В-четвертых, легко забыть, что церковная власть основана только на Писании. Даже искреннее желание помочь, реализуемое неподобающим образом, может привести к плачевным результатам. Здесь стоит обратить внимание на то, что в списке в Еф. 4:11 не все служители одинаковы. Во 2-й главе того же послания апостол Павел выделяет апостолов и пророков в отдельную группу: «Ибо вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:19-21). Церковь изображена как строение, в основании (фундаменте) которого находятся апостолы и пророки.

В каком смысле они являются фундаментом? Через них Бог открыл нам Свою истину. (Это не противоречит тому, что основанием церкви является Христос (ср. 1 Кор. 3:11), Он – основание жизни, они – основание наших знаний об этой жизни.) 

Фактически, служение апостолов и пророков реализуется для нас через Писание. При этом и занимающее официальное положение служители, и просто верующие покоятся на одном и том же фундаменте. Таким образом, нет иного средства кроме Библии: служитель авторитетен только в той мере, в какой за его словами и действиями стоит авторитет Слова Божьего. Он не может требовать что-то лично от себя, он не может также говорить непосредственно от Бога – это было прерогативой апостолов и пророков, а они уже сказали все необходимое, заложив фундамент Господнего храма.  


В-пятых, легко забыть, что церковная власть проистекает из Божьего дара, а не из должности. Мирская система власти часто строится по принципу «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Таким образом, авторитет оказывается тесно связанным с положением. Однако, как мы уже видели, авторитет служителя церкви, в конечном итоге, обусловлен с его способностью понимать, преподавать, применять и воплощать Слово Божие.

Следовательно, такая власть определяется данными Богом способностями (ср. Еф. 4:7). Задача церкви – распознать этот дар в человеке и признать его наставническую власть (ср. Евр. 13:17); задача самого служителя – возгревать данный ему Богом дар. Следует также отметить, что власть как дар связана не только с пасторским или учительским служением, но и с деятельностью «административной» (обратите внимание на дар «начальника» в Рим. 12:8 и дар «управления» в 1 Кор. 12:28).  


Наконец, легко забыть, что церковная власть – это коллективная деятельность. Человек в одиночестве, и при самых благих намерениях, часто способен не замечать собственных очевидных проблем. Поэтому примечательно, что пресвитеры/епископы всегда упомянуты в Писании во множественном числе, даже если речь идет об одном городе (см., например, Деян. 20:17; Фил. 1:1).

Служитель не задуман Богом как одинокий герой, и его власть – не власть одиночки, но часть коллективной деятельности. Именно наличие других служителей в церкви может быть и средством контроля, и защитой от многих искушений индивидуального «царствования». (Конечно, есть и внешний механизмом контроля – это Сам Бог, готовый судить нерадивых пастырей (ср. Иез. 34:10).) У нас принято называть церковью любую группу из десяти верующих, и часто один служитель – норма.

Но гораздо лучше воспринимать как одну поместную церковь такую совокупность верующих определенной местности (пусть даже из нескольких собраний), в которой имеется несколько служителей, и, соответственно, строить церковную жизнь в тесном взаимодействии всех этих служителей друг с другом.  


Итак, задуманная Богом церковная власть – это основанное на Писании коллективное служение тех, кто имеет соответствующий дар от Бога, во благо другим верующим, с целью научить их жить по воле Божьей и реализовывать свои дары.

Тогобицкий П.Б.,

преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии


Источник: РС ЕХБ


Количество просмотров 2662
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна