Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Дурак против левиафана

Посмотрел я на днях два недавно вышедших фильма, которые часто сравнивают между собой – это "Левиафан" Андрея Звягинцева и "Дурак" Юрия Быкова.

Оба фильма выполнены в жанре социальной драмы. А еще их роднит поднятая проблематика сложности взаимоотношений человека и власти. Здесь власть выступает как безжалостный все перемалывающий молох, библейско-гоббсовский левиафан. Бросающий вызов системе именуется дураком, он одинок и судьба его незавидна. А что касается судьбы молчаливого большинства, то тут уж кому как повезет. 
Социальные темы, безусловно, важны. Но дело в том, что художники приглашают вас в не самый приглядный мир. Ба! Да это же наш реальный непричесанный мир. Вроде бы ничего нового мы не увидели, но нас это задевает. Все в нашей реальности так, да и не совсем так. Мы начинаем вступать с режиссером в полемику, а еще символы смотрят на нас с экрана. По мнению режиссера Ю. Быкова, такие фильмы и попкорн – вещи абсолютно несовместимые.

Помимо темы взаимоотношений индивида и власти я увидел в вышеупомянутых фильмах еще несколько ключевых тем: проблема безразличия, проблема наличия воли что-то изменить к лучшему и тотального одиночества в этом благом желании. В особенности эти темы касаются второго фильма, который, на мой взгляд, глубже и человечнее первого. В фильме Звягинцева нет положительных героев, режиссер никого не любит. В художественном плане он стоит выше фильма Быкова, здесь следует отметить потрясающую операторскую работу. Восхищают красоты побережья Баренцева моря (тоже мне, гиблое место нашли, да жителям каждый день нужно благодарить Бога за такую красоту!). Все сделано красиво, выбраны великолепные актеры. Это экспортное кино (премьера состоялась в Лондоне задолго до премьеры на Родине), снято с прицелом на мировые фестивали. И во всем этом мне увиделась некая фальшивость. Всё красиво, профессионально, но не ощущается в этом души.
Не обошлось и без злободневных политических уколов, в чем прослеживается определенная партийная конъюнктура. Кто-то и поспешил водрузить этот фильм на свои знамена.
Это мы сделали очередную витрину России для Запада? Или самим себе показали, в какой помойке мы живем? 

Более искренен Ю. Быков. Он снимает то, что его волнует, исходя из собственных возможностей, без претензий на какие-то награды (при этом, без наград он не остался). Но, главное, автор любит своих персонажей. Никого нельзя демонизировать, всякого можно понять. Не оправдать, а понять. Каждый переживает свою собственную экзистенциальную драму. Общество портит человека, но человек отвечает обществу той же монетой. Так вырисовывается порочный круг. А еще здесь есть положительный герой. Есть жертва. Значит, сияет луч надежды в этом царстве тьмы.

Перед Дмитрием Никитиным возникает нравственная дилемма: убежать из города, и сделать это не столько ради себя, сколько ради семьи; или остаться в городе, ради спасения чужих людей, но при этом рискуя собственной жизнью. Да во мне самом проснулось человеческое-слишком-человеческое: ну и дурак же ты! У тебя же жена и ребенок! Что же ты делаешь?!
Жертва Дмитрия не может не напомнить нам жертву Христа. И ведь Дмитрий тоже готов идти на нее не ради близких или благородных, а ради падших грешников. Более того, сами эти грешники и совершают суд над главным героем...

Есть и определенные претензии к обоим фильмам в вопросе правдоподобности и внутренней логики сюжета (я - зритель дотошный, а это - социальная драма). Но не хочется на этом акцентировать внимание, будем рассматривать данные кинополотна как некие фильмы-притчи. Выражу только одну претензию - демонстрация употребления алкоголя становится какой-то навязчивой идеей, в особенности это касается фильма Звягинцева. Причем, знающие люди указывают на дилетантское изображение этого процесса...

Как бы там ни было, я считаю, что всякие формы искусства важны и подниматься должны самые различные вопросы. А где-то и вопросов-то никаких быть не должно. Фильмы Быкова и Звягинцева вызвали определенный резонанс в обществе и, я считаю, это полезно. 

Самое главное, чтобы после нашего общего знакомства с тем или иным произведением искусства, становилось больше любви. В одном из этих фильмов я увидел любовь. Остается пожелать побольше таких картин

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    


Количество просмотров 2086
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна