Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Установка “смерти для греха” (комментарии на Рим. 6)

В шестой главе Послания к Римлянам содержится удивительная истина, которая, на первый взгляд, не отражает реальной действительности – мы умерли для греха. Вера в то, чего еще нет, но может стать реальностью, является “внутренней установкой”.

Хотя термин “внутренняя установка” взят из сферы психологии, он как нельзя лучше описывает то, что пытается нам донести Павел в главе 6. Внутренняя установка – глубоко укорененное мнение о себе, которое влияет на наши мотивы, желания, мысли и поступки. Практический принцип здесь таков: кем ты себя считаешь, так ты и поступаешь.

Установка характеризуется тем, что не основана на опыте, но формирует наш опыт. Рим. 6 многие толкуют в смысле “умерщвления плоти”, однако Павел говорит не столько о цели (распинать свою плоть), сколько дает богословское обоснование процессу умерщвлении плоти: мы УЖЕ умерли, поэтому должны умерщвлять в своей жизни грех. Конкретно же об “умерщвлении” речь идет в других библейских текстах (напр. Рим. 8:13).

Внимательное изучение глав 6 и 7 показывает, что для апостола Павла самотождественность играла огромную роль. Кем мы себя считаем? Все еще старым творением или новым? Павел считал, что грех не должен сразу же влиять на наше мнение о себе.  Он пишет: “Не я делаю то, но живущий во мне грех” (7:17). Цель сатаны – ввести нас в грех, а потом внушить, что мы – невозрождены. Такое ложное мнение о себе (что мы не возрождены) полностью парализует нашу волю, еще больше вовлекает нас в грех и удаляет от Бога. И наоборот, уверенность, что я – возрожденный христианин и “мертв для греха”, не только помогает подниматься духовно после падения, но и сохраняет от опасности злоупотребления Божьей благодатью. Ведь установка “мертв для греха” является максимальным проявлением негативного отношения к греху.

Разумеется, эта установка относится лишь к действительно возрожденным верующим. Но вопрос “как узнать возрожден ли я” выходит за рамки нашей темы.

1. Важность установок

Отвергая большую часть психологических тренингов – типа “думай, что богат, – и разбогатеешь”, – нам следует, все-таки, признать, что внутренние установки влияют на нас на глубоком уровне. Такое их влияние помогает нам реагировать на некоторые вещи уже на подсознательном уровне. Например, если у человека есть установка “никогда не спорить”, он, как правило, “автоматически” будет избегать ненужных споров. Его реакция на споры будет резко отличаться от реакций тех, у кого такой установки нет.

Термин Павла “почитайте” (6:11) следует понимать именно как установку. Во-первых, речь идет не просто о знании (считайте), а нечто таком, что влияет на нашу жизнь, наше поведение на глубоком уровне. Во-вторых, такая установка не столько основана на опыте (мы часто “живы” для греха), сколько формирует наш опыт.

Ярким примером этому является так называемая “психология победителей” в футболе. Иногда команда из-за печального опыта постоянных проигрышей приобретает “психологию неудачников”. Такая установка (мы – плохие игроки) ни к чему хорошему не приводит. Как бы игроки ни тренировались, эта установка будет негативно влиять на их игру, мешая им показать все, на что они способны. Чаще всего это будет проявляться в неуверенности. Таким образом, образуется заколдованный круг: опыт влияет на установку, а установка влияет на опыт. Мы считаем себя плохими игроками – поэтому играем плохо. Мы играем плохо – поэтому считаем себя плохими игроками. В итоге, команда оказывается на дне психологической ямы.

Каков выход? Больше тренироваться? Это важно, но этого мало. Прежде всего, нужно сменить установку. И хороший (обычно новый) тренер начинает труд по внушению “психологии победителей”. Практика показывает, что другого пути нет. Игроки должны вначале вернуть уверенность в себе, несмотря на негативный опыт. Им нужно привить внутреннюю установку: мы – победители.

Является ли это просто самовнушением? Наивным ребячеством? Глупым хвастовством, бравадой? Нет. Во-первых, команда много тренируется и приобретает хороших игроков. Она прилагает все усилия для достижения объективного успеха. Но, главное, она изменяет свою психологию, мнение о себе. Такая внутренняя установка помогает им на поле.

Подобное мы часто замечаем в жизни христиан, терпящих поражения. Они всегда сомневаются в том, что являются Божьими детьми, что умерли для греха и т.д. Можно ли ожидать от них победы над грехом? Нет. Им нужно вначале (после покаяния, разумеется) сменить установку. “Я не алкоголик. Я новое творение во Христе. Я умер для греха и не раб ему”. Мысль Павла проста: даже тогда (точнее, особенно тогда), когда мы согрешаем, важно выиграть вначале духовное сражение: мое истинное “я” мертво для греха. “Внутренний человек” желает Божьего даже тогда, когда плоть “служит греху” (Рим. 7:22, 25).

2. Богословское обоснование установки

Павел обосновывает установку “смерти для греха” реальностью духовных событий, объединяющих опыт Христа и всех возрожденных (поскольку они пребывают в Нем).

В отрывке 6:2-11 Павел объясняет одну важную мысль: мы мертвы для греха по той причине, что умерли со Христом. Апостол показывает, что самый лучший способ освободиться от греха и от рабства ему – умереть (6:7)

Складывается впечатление, что речь идет о нечто большем, чем просто метафора, аллегория или сравнение. Например, в следующей главе Павел “смерть верующих во Христе” использует как юридический аргумент: верующие евреи, поклявшиеся исполнять Закон, теперь свободны от клятвы (потому что умерли). Павел идет так далеко, что проводит аналогию с расторжением брака. У женщины есть лишь один способ освободиться от “постылого мужа” – умереть (вариант “убить его” мы отметаем). Для евреев, ценивших закон превыше всего, метафора Павла не имела бы никакой юридической силы. Представьте себе, что какая-нибудь женщина пришла бы к своему  мужу и сказала: “Я почитаю себя мертвой для тебя. А значит, я перестала принадлежать тебе”. Уверен, что ни одна церковь не посчитала бы такой аргумент весомым. Смерть должна быть реальной – как в случае “с мужем”, так и в случае с Законом, и в случае с рабством греха.

Таким образом, Павел подводит установку “смерти для греха” серьезную богословскую базу: реальную смерть – пусть и духовную.

Это, в свою очередь, заставляет нас задуматься о той таинственной истине, что существуют  события духовного мира, которые не менее реальны земных событий. А также вырисовывается  важнейший принцип: вначале должно произойти “духовное событие” – и лишь потом “земное”.

 Следует признать, что идея о духовных событиях, часто не совпадающих “хронологически” с земными событиями, - вполне библейское учение. Например, Христос сделал “совершенными” нас 2000 лет до нашего рождения (Евр. 10:14). Мы получаем прощение грехов в момент покаяния, но в духовном мире это событие произошло еще на кресте, когда Христос взял грехи всего мира. Мы как бы “задним” числом подтверждаем в “земной реальности” то, что имело место века назад в “реальности духовной”. Обратите внимание: Христос не просто сделал возможным для нас избавление от грехов, но уже понес их на Себе 2000 лет тому назад.

Не удивительно, поэтому, что в Рим. 6:2-11 Павел указывает на духовные события, которые произошли очень давно - но мы в них непостижимым образом “участвовали”.

Во-первых, мы умерли со Христом. Грамматическая конструкция в греческом оригинале указывает, что это произошло “в одно и то же время и в одном и том же месте”. Еще раз подчеркиваю, речь идет о реальном событии (хотя и духовном), а не используется метафора. Во-вторых, мы умерли с Ним. Также в Еф. 2:6 написано, что Бог “посадил” нас с Ним на небесах. И когда Он вернется, то и “мы явимся с Ним” (Кол. 3:1-4).

Тема “единства со Христом” требует отдельного времени – она весьма глубока и даже  непостижима. Единственное, что можно отметить сейчас, – воплощение Христа сделало возможным для верующих быть “в Нем”, “с Ним”. Такие выражения встречаются в изобилии в Новом Завете – и только в Новом (что указывает на важность воплощения Сына Божьего).

Итак, наше пребывание в Нем означает, что опыт Христа стал нашим опытом. Именно в этом смысле нужно понимать фразу “крестившиеся во Христа Иисуса” (Рим 6:3). Если усматривать в этом водное крещение, то получается, что возрождение (и духовные события смерти и воскресения во Христе) происходит в момент погружения в воду. В 1 Кор. 10:2 речь идет о “крещении в Моисея в облаке и море”. Мысль понятна: хотя все израильтяне разделили опыт Моисея – перешли через Красное море и видели облако Божьего явления, – многие из них стали объектом Божьего гнева. О таком же крещении (разделить опыт) Христос говорит в Мф. 20:22. Там ясно показано, что “креститься в Иисуса” – значит, “испить Его чашу”.

Богословское обоснование установки “смерти для греха” можно выразить следующим несложным тезисом: мы должны считать себя мертвыми для греха, потому что, благодаря единству со Христом, мы разделили с Ним смерть и воскресение.

3. Разоблачение неправильных установок

В Рим. 6 Павел приводит в пример две неправильные установки (стих 1 и 15). Интересно, что здесь показан определенный конфликт между “богословской софистикой” и правильными установками. Для апостола намного большее значение имеют как раз правильные установки, а не попытки дать ответ на все вопросы касательно парадоксов благодати.

Глава 5 заканчивается парадоксальным утверждением: умножение преступлений привело к умножению благодати. Разумеется, есть риск прийти к ужасному выводу: давайте совершать больше преступлений, чтобы было больше благодати. Такое утверждение, однако, является логичным лишь на первый взгляд. Что бы вы подумали о человеке, который решил специально заболеть самыми ужасными болезнями, чтобы “дать возможность врачу” показать свое мастерство?  Связь между преступлениями и благодатью именно такова: на самый ужасный грех у Бога есть лекарство благодати. 

Но Павел не указывает на отсутствие логики в этом софизме (больше грешим, чтобы было больше благодати). Он сразу же разоблачает неправильную установку: “найти лазейки для греха”. Такая установка диаметрально противоположна установке “я мертв для греха”.

В конце 80-х было модно в церквях проводить беседы с молодежью на тему свиданий. И многие молодые люди писали записочки лекторам с вопросами типа “а можно ли целоваться до свадьбы” и т.д. Интересно, что эти записки часто разоблачали неправильную установку молодежи: “позвольте нам как можно больше”. Установка же, предложенная в Рим. 6, предлагает совсем другое направление: держаться как можно дальше от греха.

Павел соглашается, что концепция благодати рискованна сама по себе (благодатью можно злоупотреблять). Однако он не отказывается от нее из-за потенциального риска, потому что без нее нет подлинного христианства и свободы во Христе. Вместо этого апостол предлагает правильную установку, которая позволяет максимально снизить риск злоупотребления благодатью.

Итак, правильные установки делают абсурдными такие софизмы и лазейки, как “давайте грешить, если мы под благодатью” (Рим. 6:15).

4. Установки и практика

Установки имеют только тогда смысл, когда они помогают практическому освящению, а не заменяют его. Если мы используем их для оправдания своих плохих поступков (“ничего страшного, что я согрешил, я все равно мертв для греха”), мы превращаем лекарство в отраву. Вот почему Павел для сохранения баланса указывает на неумолимую реальность наших дел. Сказанное им является “холодным душем” для многих современных кальвинистов и всех тех, кто недооценивает всю глубину греха.

 В Рим. 6:12-23 Павел предлагает два отрезвляющих тезиса: 1) Кто грешит, тот поступает как предатель. 2) Кто грешит, тот раб греха.

Представьте себе, что ваш лучший друг дал свои инструменты вашему злейшему врагу, чтобы он использовал их против вас. Какова была бы ваша реакция? Христос пожертвовал всем, чтобы спасти людей. Сатана же старается разрушить все то, что созидает Иисус. Так вот: когда мы грешим, мы отдаем сатане “в пользование” свои члены (ноги, руки, язык), которые он использует  для своей беспощадной войны с нашим Господом. Именно это имеет в виду Павел, увещевая: “Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды”. “Орудия неправды” – это инструменты, с помощью которых дьявол творит неправду, разрушая дело Божье. Итак, каждый грех содержит элемент измены Христу, предательства.

Второй тезис высвечивает следующую грустную истину: как бы мы ни внушали себе “я мертв для греха”, если мы постоянно делаем один и тот же грех, мы являемся его рабами (Рим. 6:16).

Далее Павел наносит смертельный удар по современному популярному кальвинизму: истинно возрожденные “от сердца стали послушны” Богу (Рим. 6:17-18). Не существует категории “вечно плотских” (а значит, и “вечно непослушных”) истинных Божьих детей.

В конце главы Павел использует “немощную” аналогию. Другими словами, его сравнение является довольно примитивным, возможно, не совсем удачным, но он приводит его ради “немощи слушателей” (Рим. 6:19). Почему Павел делает такую оговорку? Потому что он в каком-то смысле ставит в пример прошлую, греховную жизнь. Конструкция “как предавали… так и” означает, по сути, следующее: вспомните как вы любили грех – вот так теперь любите святость.  Вспомните, как вы были без ума от бутылки – теперь столь же страстно любите трезвость. И так далее. Суть идеи заключается в том, что мы, как минимум, должны не меньше любить святость, чем любили раньше беззаконие.

Заключение

Многие выхватывают из контекста последний стих главы 6 – “Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем” (стих 23). Но предыдущий стих указывает на то, что дар вечной жизни получат лишь те, чей “плод – святость” (стих 22).

 Существует неотделимая связь между спасением и освящением. Истинно возрожденные будут бороться с грехом. Они будут руководствоваться правильной установкой – “я умер для греха”; “я не раб греху”, которая поможет им в процессе освящения. Поможет тем, что обратит наш духовный взор от греховных лазеек, даст уверенность в конечной победе и научит применять важнейший принцип: духовная невидимая реальность влияет на “видимую” реальность (а не наоборот). И выражением правильной духовной реальности (веры в нее), является важнейшая внутренняя установка “я умер для греха”, предложенная Павлом в Рим. 6.

Нефедов Геннадий,

Голос Истины


Количество просмотров 1303
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна