Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Интерперсональный «Интерстеллар»: Путешествие домой

«Если тьма, это только отсутствие света...
Если холод, это только отсутствие тепла...
Если тишина, это только отсутствие звука...
Если смерть, это только отсутствие жизни...
То является ли добром отсутствие зла, или же зло есть отсутствие добра?"1

Кристофер Нолан (комикс: Потерянная глава Интерстеллар)

Последние десятилетия инвестиции в исследования космоса сокращаются, да и тема космической научной фантастики адресуется в кинематографе не так часто (можно вспомнить недавние "Прометей" Ридли Скотта или "Фонтан" Даррена Аронофски). На фоне этого решение Кристофера Нолана снять высокобюджетный фильм о космосе было неожиданным. Новый фильм Нолана переносит нас в недалёкое будущее и рисует картину приближающейся угрозы исчезновения человечества, связанной с недостатком пищи и ухудшающейся экологической обстановкой. Фильм не только поднимает важные проблемы современности, иллюстрирует научные исследования (благодаря консультанту астрофизику Кипу Торну), но и ведёт диалог с предшествующими кинокартинами в космическом жанре научной фантастики.


Многие уже отметили связь этого фильма с произведением Стенли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея" (да и сам Нолан признал его влияние), однако эти фильмы очень отличаются. Кубрик рисует человечество, встретившее чёрный монолит, как производящее насилие и стремящееся к власти. Кубрик видит "добро"/потенциал только в младенце. Космос Кубрика холоден и враждебен, он веет безразличием к судьбе человека. Нолан рисует совсем другую картину. Космос у него так же содержит опасности и "холод", но они преодолены любовью и жертвенностью. Как будто он продолжает вести диалог и с иным фильмом Кубрика - "Сияние", противопоставляя устрашающему образу отца - Джека - позитивный образ отца - Купера. Нолан символично уменьшает вселенную до размера комнаты дочери, которая ждёт возвращения отца, он приручает вселенную, делая её "домашней" и наполняя её надеждой, это сильно контрастирует со вселенными Кубрика, а также Ридли Скотта (с его фильмами о Чужих и агрессивных творцах инженерах-жокеях), которые наполняют мир человеческими недостатками и инопланетными угрозами.

Итак, фильм повествует о путешествиях в пространстве и времени и ставит вопрос о будущем человечества. Но на самом деле он задаёт философские вопросы: "Что делает нас людьми? Что позволяет нам жить? Что спасёт человечество от исчезновения?" Кроме того что фильм рассматривает вопрос ценности человека, роль любознательности и стремления к открытиям (довольно вспомнить фразу: "раньше мы смотрели в небо и искали своё место среди звёзд, а теперь смотрим под ноги и пытаемся выжить в этой грязи"), он рассматривает и вопрос фундаментального основания человеческого существования. Кинокартина показывает, что "чудеса" мира связаны с межличностным общением (гравитационные аномалии оказались посланиями Купера), со встречей любящих сердец. Мёрф видит в книжной полке желание некого "духа" общаться, она продолжает надеяться на возвращение отца дольше всех, и в надежде общения она замечает послание, позволяющее спасти человечество. То, что казалось странностью или бессмысленностью для других, для неё становится ключом к спасению и ответом "отсутствующего" отца. Общение через пространство и время, воссоединение несмотря ни на какие вызовы, и сама природа мироздания как основа реализации любящего присутствия, выводит картину Нолана в сферу богословской интерперсональности. Христианство говорит о том, что всё мироздание является пространством коммуникации Бога, а услышать/увидеть это может тот, кто открыт к общению и верит в Его любовь. В этом аспекте ценности фильма накладываются на христианское представление о мироздании.

В картине поднимается серьёзный вопрос: "что важнее, спасение человечества или отдельной личности/семьи?" И образно отвечают на этот вопрос два персонажа фильма - Купер и доктор Манн. Манн также говорит о профессоре Бренде: "он истребил в себе человечность ради спасения человечества", не замечая, что его собственное истребление человечности в попытке убить Купера и угрозе уничтожения станции приведёт к его же смерти, а решение Купера спасти Амелию Бренд и отправить её без дополнительного груза своего шаттла, погрузившись в чёрную дыру Гаргантюа, спасёт не только Бренд, но и Купера, а с ним и всё человечество. Первый, в желании воссоединиться с семьёй, отдаёт себя в жертву ради сохранения человечества, второй - спасая себя, ставит под угрозу существование человеческого рода. Постоянно цитируемая поэма Дилана Томаса, говорит о неприятии смерти и ярости из-за угасании света. Ирония в том, что именно любовь конкретных людей и позволяет спасти всех. Нолан показывает, что любовь не бывает абстрактной, нельзя любить абстрактное человечество, за этими фразами очень часто прячется эгоизм, именно любя конкретных людей мы любим всех людей. Это похоже на еврейскую мудрость, упоминаемую в "Списке Шиндлера": "тот, кто спасает одного человека - спасает весь мир".

И последняя важная тема фильма, это нужда в любви как основа жизни. Важен не только разговор Амелии Бренд о любви как об основе мироздания, как о силе преодолевающей пространство и время, но и реальность отношений Купера и Мёрф. Мёрф задаёт вопрос в "пустоту" о том, знал ли её отец о невозможности спасти человечество, и оставил ли её осознанно? "Мне нужно это знать..." - говорит она. Ответ Купера из путешествия в чёрную дыру являет ей факт того, что он её любит и хочет её спасти. Его любовь фактически преодолевает пространство и время. Ирония в том, что подобное происходит не только между Мёрф и Купером, оно происходит между, с одной стороны, неким "спасителем" (в догадке Купера - это люди из далёкого будущего), который открывает "червоточину", позволяет Куперу послать спасительную весть, и спасает его самого, и, с другой стороны - человечеством. Знаки даны человечеству, чтобы показать, что его "не бросили", что есть "тот", кто помнит и любит. Кто это? На этот вопрос каждый зритель даст свой ответ, но примечательно, что в графической новелле, посвящённой судьбе Манна, Нолан цитирует "доказательство существования Бога", приписываемое Альберту Эйнштейну.

Да, "Интерстеллар" впервые создаёт научно обоснованный образ чёрной дыры и "червоточины", больше других озвучивает принципы теории относительности Эйнштейна и принципы квантовой механики, поднимает важные экологические и этические вопросы, но в первую очередь это фильм о том, что в холодной безграничности пространства и времени звучит тихий и почти незаметный голос любви: "ты не оставлен...". Это фильм о вере и надежде, которые в свою очередь приводят к осознанию любви. Не случайно фильм заканчивается полётом Купера к Бренд, чтобы утешить её в её оставленности и одиночестве, явить ей чудо воссоединения с тем, кто, казалось, потерян навсегда, и засвидетельствовать благую весть спасения всего человечества.

1 Christopher Nolan, Sean Gordon Murphy, Revealed: The Lost Chapter of Interstellar (18.11.2014.) http://www.wired.com/2014/11/absolute-zero/

Денис Кондюк


Количество просмотров 1432
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна