Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Г.А. Сергиенко: Ранняя христианская община как социальный феномен греко-римского общества первого века н.э. (часть 2-я)


Г.А. Сергиенко: Ранняя христианская община как социальный феномен греко-римского общества первого века нашей эры (часть 1-я).

Высшее сословие

Представители высшей знати имели право на организацию самостоятельных ordines – своего рода сословных прослоек, принадлежность к которым была открыта только для людей определенного происхождения, статуса и материального положения.

Наиболее элитарным сословием римского общества была сенаторская аристократия. Право принадлежать к этому сословию фактически передавалось по наследству
[1] и было уделом очень богатых и уважаемых граждан Римской империи. Так, во время правления Августа сенат состоял из 600 человек, чье состояние превышало 1 млн. сестерций[2]. 

В Новом Завете упоминаются три чиновника, которые относились к сенаторской аристократии: проконсул Сирии – Квириний[3] (Лк. 2:1), проконсул острова Кипр – Сергий Павел[4] (Деян. 13:7) и проконсул провинции Ахайя – Галлион[5] (Деян. 18:12). Согласно свидетельству Луки, проконсул Сергий Павел был первым представителем высшей знати, уверовавшим во Христа (Деян. 13:12). Помимо Сергия Павла, среди уверовавших представителей высшей знати были, по крайней мере, еще два консула: уже упомянутый ранее Флавий Клемент и Ацилий Глабрион[6].

К этому же сословию, пожалуй, можно отнести некоторых представителей царствующих особ, таких, как например: цари Агриппа
I[7] и Агриппа II[8], а также Набатийский царь Арета IV[9] (2 Кор. 11:32) и безымянная царица Эфиопии (Нубии)[10] (Деян. 8:27).

За сенаторами следует сословие всадников. Практически любой состоятельный гражданин (всадник должен был обладать состоянием в 400 тыс. сестерций) благородного происхождения[11] мог по указу императора быть причислен к сословию всадников. Число всадников во времена принципата насчитывало 20 тысяч мужчин[12]. Возможности для карьерного роста начинались от командных постов в армии до прокураторских должностей в небольших провинциях. Высшим достижением всадника была заветная должность префекта преторианской гвардии. Хотя участие в административных органах было прерогативой сенаторов, всадники высшего звена вместе с сенаторами составляли военную и политическую элиту империи.

В книге Деяний мы находим упоминание о нескольких представителях этого сословия: префект Понтий Пилат[13] (Деян. 3:13; 4:27; 13:28), прокураторы Феликс[14] (Деян 23:24) и Порций Фест[15] (Деян. 24:27), тетрарх Ирод Антипа[16] (Деян. 4:27; косвенно в 13:1), тысяченачальник Клавдий Лисий[17] (Деян. 23:26) и начальник острова Мелит Публий (Деян. 28:7). В Палестине к сословию всадников принадлежали также богатые землевладельцы и священническая аристократия (первосвященники[18]).

Третьим, наиболее многочисленным и разнородным по составу было сословие декурионов, которые играли ключевую роль в управлении городами империи. Административное управление городами находилось в руках совета декурионов, состоявшего, как правило, из ста мужчин, чье состояние оценивалось от 20 тыс. до 100 тыс. сестерций. К их компетенции относился весь комплекс вопросов жизнедеятельности городов, включая совершение правосудия. Стимулом для прилежного исполнения декурионом своих обязанностей была перспектива продвижения до сословия всадников и даже, в исключительных случаях, до сословия сенаторов. Если учесть, что в Римской империи насчитывалось более одной тысячи городов, то сословие декурионов насчитывало 100-150 тысяч человек.

В Новом Завете к сословию декурионов относятся, например, “начальники” и “воеводы”[19] в Филиппах (Деян. 16:20-22), «городские начальники»[20] в Фессалониках (Деян. 17:6), «асийские начальники»[21] (Деян. 19:31) и «блюститель порядка»[22] в Ефесе (Деян. 19:35), члены синедриона[23] в Иерусалиме (Деян. 4:15), члены ареопага[24] в Афинах (Деян. 17:19). К этому же сословию, скорее всего, относились царские сатрапы: Хуза – «домоправитель»[25] Ирода Антипы (Лк. 8:3), Власт[26] – «постельник» Агриппы I (Деян. 12:20), безымянный «областной правитель»[27] царя Ареты в Дамаске (2 Кор. 11:32), безымянный «вельможа царицы Ефиопской»[28] (Деян. 8:27).

К аристократической городской элите относятся также Аристовул[29], Гамалиил[30], Иоанн и Александр[31], Друзилла[32], Вереника[33], Ераст[34], Иоанна[35], Сюзанна[36], Манаил[37], Дионисий Ареопагит[38] и Дамарь[39].

Внутри социальной пирамиды греко-римского общества первого века мы встречаем необычное явление familia Caesaris. Это так называемые «домашние Кесаря» – люди, в буквальном смысле слова приближенные к телу императора. Как правило, это были люди невысокого социального положения (рабы и вольноотпущенники), но благодаря своей близости к императору некоторые из них обладали властью и влиянием, которым подчас завидовали могущественные сенаторы. Одним из таких счастливчиков был секретарь императора Клавдия, его вольноотпущенник по имени Нарцисс[40]. Глубоко примечательно, что среди слуг Нарцисса (синод. Наркисс) к середине 50-х годов первого века были христиане (Рим. 16:22), точно так же, как они были и среди «домашних Кесаря» (Флп. 4:22).

Продолжение следует…

Г.А. Сергиенко, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф

[1] См. Светоний, Август, 38.2.

[2]  См. Дион Кассий, Римская история 56.41.3: Res Gestae 8. Один сестерций составлял ¼ динария.

[3] Публий Сульпиций Квириний был назначен проконсулом Сирии в 6 году н.э. и, согласно свидетельству Иосифа Флавия, в том же году провел перепись в Иудее (Иуд. древ. 18.1.1). Существует предположение, что это назначение было повторным в карьере Квириния. См. Деревенский, Б. Иисус Христос в документах истории. – С-Пб: Алетейя, 2001. – С. 11-14. См. также Тацит, Анналы 3. 48.

[4] Сведения о Сергии Павле очень скудны. Предположительно он сам и его семья были потомками расквартированных в Антиохии Писидийской вышедших в отставку военных. В римских анналах упоминается L. Sergius Paullus, который в 70 году был назначен консулом (CIL 6. 253). Вполне возможно, это тот же самый Сергий Павел, о котором сообщает Лука.

[5] Найденная в 19 веке в городе Дельфы (Греция) надпись документально подтверждает, что проконсульство Юния Аннея Галлиона было в 51-52 годах. Эта находка является самым надежным историческим свидетельством, которое позволяет выстроить хронологию жизни и служения апостола Павла. Младшим братом Галлиона был знаменитый философ и советник императора Нерона Луций Сенека мл.

[6] См. Дион Кассий, Римская история 67.14. О возможной связи между Ацилием Глабрионом и Прискиллой и Акилой см. материал следующей серии.

[7] Правнук Ирода Великого, Юлий Агриппа, был послан в Рим для получения образования, где познакомился и подружился с будущим императором Калигулой (И. Флавий, Иуд. древ.18.6.5). В 37 году Калигула даровал ему титул "царя" и назначил правителем над территориями Ирода Филиппа и Лисания (Лк. 3:1). Сенат также присвоил ему почетное звание консула (Дион Кассий, Римская история 60.8.2). В 39 году к его территориям была добавлена территория Ирода Антипы, а в 41 году ему была отдана Иудея, Самария и Идумея. С 41 по 44 годы он правил над территорией, равной по размеру той, над которой правил его прадед, Ирод Великий. Он обезглавил Иакова, сына Зеведеева, и посадил в тюрьму Петра (Деян. 12:1-9). После его бесславной кончины в 44 году (Деян. 12:20-23; ср. И. Флавий, Иуд. древ. 19.8.2) его территории временно были отданы под надзор римских прокураторов.

[8] Марк Юлий Агриппа II, сын Агриппы I, вырос и получил образование в Риме при дворе императора Клавдия, который в 50 году пожаловал ему территорию Халкиды (территория севернее Дамаска) – бывшее владение его дяди Ирода из Халкиды. В 53 году ему был пожалован титул царя и вместо территории Ирода Халкидского земли, принадлежавшие некогда Филиппу и Лисанию (к северу и к востоку от Галилейского озера), а в 56 году император Нерон добавил к его владениям еще части Галилеи и Переи. Сенат также присвоил ему почетное звание претора (Дион Кассий, Римская история 66.15. 3). Приблизительно в 59 году Агриппа присутствовал на расследовании дела апостола Павла (Деян. 25:13 – 26:32). Его сопровождала сестра Вереника (см. сноску 41). Агриппа II умер в 94 году в возрасте 68 лет.

[9] Царь Арета IV (годы правления 9 г. до н.э. – 40 г. н.э.) – правитель Набатийского царства, территория которого простиралась от границ с Сирией на севере до границ с Египтом на юге. Столица царства располагалась в небезызвестной Петре – городе, высеченном в годы правления Ареты, в скалах. Желая установить мир с иудеями, Арета в 14 году отдал свою дочь замуж за Ирода Антипу. Когда в 27 году этот брак закончился разводом, то в отмщение за свою дочь Арета в 36 году пошел войной на бывшего зятя. В этом конфликте Антипа потерпел поражение и обратился к Риму за помощью. Кесарь Тиверий приказал провести показательную карательную акцию против Ареты и направил войска в Набатию. Однако скорая смерть Тиверия в 37 году позволила Арете избежать наказания. См. И. Флавий, Иуд. древ. 18.5.1-3.

[10] Строго говоря, «царица (эфиоп. «кандакия» - Деян. 8:27) Ефиопии» выпадает за рамки греко-римского мира, но и одновременно напоминает нам о том, что древний мир не ограничивался территорией Римской империи. Речь идет о безымянной правительнице государства Нубия к югу от Египта.

[11] Тиверий добавил требование, согласно которому всадником мог быть назначен человек, два предшествующих рода которого были свободными по рождению людьми.

[12] Alföldy, Social History, Р. 122.

[13] Понтий Пилат – римский префект Иудеи с 26 по 36 годы. В Евангелиях (в частности, см. Мтф. 27:2, 11, 14, 21, 27) Пилат представлен как «правитель» (гр. ἡγεμών), а Иосиф Флавий называет его ἐπίτροπος (Иуд. война 2.169), что соответствует латинскому procurator (Тацит, Анналы 15.44). Найденная в Кесарии надпись подтверждает, что официальным титулом Пилата был «префект», а не «прокуратор» (см. Деревенский, Иисус Христос, - С. 20-22). Отличие между префектом и прокуратором заключается в том, что префект – это звание старшего офицера из сословия всадников во главе воинского континента. Так, в подчинении префекта Иудеи было пять когорт пеших воинов и одна кавалеристов (примерно 3 тысячи человек). Обязанности же прокуратора сводились в большей степени к финансовой деятельности, связанной со сбором налогов. Должность прокуратора была введена после 44 года н.э. 

[14] Антоний Феликс - вольноотпущенник императора Клавдия. Благодаря влиянию своего брата Палласа (фаворита матери Клавдия) был назначен прокуратором Иудеи (52-59 гг.) и по выражению Тацита "исправлял должность царскую в рабском духе" (История 5.9). Феликс вынужден был в течение двух лет (57-59 гг.) рассматривать дело апостола Павла (Деян. 24 гл.). Феликс до женитьбы на Друзилле (сестре Агриппы и Вереники) был женат на другой Друзилле, внучке Антония и Клеопатры (И. Флавий, Иуд. Древ. 20.7.1).

[15] Информация о Порцие Фесте очень скудная. Он сменил Феликса на посту прокуратора Иудеи примерно в 59 году и находился на этом посту до дня своей смерти в 62 году. Порций Фест рассматривал дело апостола Павла (Деян. 25 гл.).

[16] Ирод Антипа – тетрарх Галилеи и Переи с 4 года до н.э. по 39 год н.э. Упоминается в Евангелиях (Мтф. 14:3-12; Мк. 6:17-29; Лк. 3:19-20) в связи с тем, что он заключил в тюрьму Иоанна Крестителя за то, что тот обличал Антипу за развод и женитьбу на Иродиаде, бывшей замужем за Иродом Филиппом (не тетрархом). Антипа удостоился от Иисуса эпитета «лисица» (Лк. 13:32), что достаточно точно отображает его хитрый нрав. Женитьба на Иродиаде принесла Антипе больше бед, чем радости. Среди прочих бед – месть его бывшего тестя, царя Ареты (см. сноску 9), и непомерность амбиций Иродиады. Когда в 37 году Калигула присвоил Агриппе I титул царя, Иродиада, позавидовав брату, стала настаивать, чтобы Антипа добивался того же. Когда же тот в 39 году прибыл в Рим, Калигула по наущению Агриппы обвинил Антипу в измене и вместе с Иродиадой сослал в Галлию. Антипа – единственный из династии Иродов, кто встречался и разговаривал с Иисусом (Лк. 23:8). См. также И. Флавий, Иуд. древ. 18.5.7.

[17] Воинское звание «тысяченачальник» (гр. χιλίαρχος; лат. tribunus) означает командира когорты, воинского подразделения численностью в 600 воинов. В римском легионе было шесть старших офицеров в звании трибуна, причем один из них был в ранге сенатора, а остальные из сословия всадников. Согласно Деян. 22:28 тысяченачальник Клавдий Лисий приобрел римское гражданство «за большие деньги». Состоятельные греки действительно могли приобрести римское гражданство за деньги. Звание тысяченачальника дает нам право причислить его к сословию всадников.

[18] В книге Деяний упоминаются три первосвященника: а) Анна (Деян. 4:6) находился в должности с 6 по 15 гг. н.э; обладал большим авторитетом, по сути продолжал быть в роли первосвященника, когда эту должность официально занимал его зять Каиафа (ср. «при первосвященниках Анне и Каиафе» - Лк. 3:2); б) Каиафа (Деян. 4:6) находился в должности с 18 по 36 гг., зять Анны, принимал участие в суде над Иисусом (см. Мк. 14:53-64; Ин. 18:13); в) Анания (Деян. 23:2) находился в должности с 46 по 58 гг., сын первосвященника Анны. С Ананией связан известный эпизод, когда он приказал в синедрионе бить Павла по устам, на что Павел ответил: «Бог будет бить тебя…» (Деян. 23:3). Бесславную кончину Анании от рук сикариев в 68 году некоторые склоны были воспринимать как исполнение пророческих слов Павла. Уже не будучи первосвященником Анания в 62 году инициировал расправу над лидером христианской общины в Иерусалиме Иаковым, братом Иисуса  (см. И. Флавий, Иуд. древ. 20.9.1).

[19] В данном случае «воевода» (гр. στρατηγός) служит уточняющим для обобщающего «начальник» (гр. ἄρχοντες). Греческое слово στρατηγός соответствует латинскому praetor и в республиканский период служило для обозначения двух главных административных лиц (магистров) полиса. И хотя в описываемый период для обозначения этих лиц использовался латинский термин duovir, Лука воспроизводит предпочитавшийся во многих греческих городах Малой Азии термин στρατηγοί. Есть основание полагать, что мы знаем имя одного из двух магистров того времени. На сохранившейся надписи найдено упоминание некоего Публия Мусиния, «сотника VI легиона Ферраты, duovir, облеченного властными полномочиями в Филиппах» (перевод с английского мой – Г.С.) (см. АЕ 34.62).  

[20] «Городские начальники» (гр. πολιτάρχης) – это общий титул, употреблявшийся в греческих городах для обозначения члена городской администрации. В Фессалониках городской совет состоял из пяти или шести политархов. Среди прочих имен политархов, высеченных на триумфальной арке в Фессалониках, найдены имена Гая и Секунда (SIG 2.1967). Примечательно, что далее в нашем исследовании мы встретим Секунда из Фессалоник и Гая из Македонии.

[21] Здесь Лука упоминает титул начальствующего лица в Ефесе - ἀσιάρχης. Содержание этого титула продолжает быть предметом дискуссии. Одни считают, что азиарх был верховным жрецом имперского культа в Ефесе (ἀρχιερεὺς Ἀσίας), другие – что он был представителем провинциального совета в Ефесе (κοινὸν Ἀσίας). Азиарх избирался на должность на один год. Множественное число у Луки («азиархи») возможно подразумевает действующего азиарха в компании его предшественников.

[22] Слово, переведенное в Синодальной Библии как “блюститель порядка”, это греческое слово γραμματεὺς – секретарь городского совета. В описываемый период грамматевс был наделен полномочиями главного исполнительного лица города (Saddington, Roman Military, P. 2432). Более того, есть основание полагать, что грамматевс совмещал свою должность с должностью азиарха (см. сноску 21). На найденной в Ефесе табличке обнаружена надпись, на которой серебряных дел мастера (ἀργυροκόποις) приветствуют азиарха и грамматевса Т. Клавдия Аристея (Inschriften von Ephesus, 425).

[23] Синедрион выполнял функцию верховного суда в иудейском обществе. Достоверно известно о его существовании во времена Хасмонейской династии, хотя, предположительно, время его возникновения относится к персидскому периоду (Ездр. 5:5,9; 6:7, 14; 7:25-26; 10:8, 14). В первом веке синедрион состоял из первосвященника, священников, старейшин (главы родов) и книжников, общим числом в 71 человек. Даже находясь под властью Рима, синедрион был наделен полномочиями рассматривать как гражданские, так и уголовные дела. Случаи вынесения смертного приговора нуждались в санкции римского наместника. После 70 года синедрион был распущен и заменен Судом (Бет Дин),  который состоял из книжников и занимался только вопросами нравственного и религиозного характера.

[24] Ареопаг – верховный правящий орган в Афинах, возникновение которого относится к 7 веку до н.э.

[25] Должность Хузы – «домоправитель» (гр. ἐπίτροπος = лат. procurator) дает основание считать его казначеем при дворе Антипы.

[26] «Царский постельник» (гр. κοιτών) Власт сыграл особую роль в разрешении конфликта между Агриппой и представителями городов Тира и Сидона. Для этого, безусловно, он должен был обладать значительным авторитетом и влиянием.

[27] Те полномочия, которыми обладал безымянный «областной правитель» (гр. ἐθνάρχης) Набатийского царя Ареты, свидетельствуют о том, что город Дамаск после смерти кесаря Тиверия в 37 году был какое-то непродолжительное время под юрисдикцией этого царя. Чем было вызвано столь неприязненное отношение к Павлу со стороны областного правителя? Мы не знаем. Знаем только, что, по словам самого Павла, он после уверования провел некоторое время в Аравии (Гал. 1:17) – имеется в виду как раз территория царя Ареты.

[28] «Муж Ефиоплянин», несомненно, был высокопоставленным чиновником (гр. δυνάστης = «властный человек»), своего рода министром финансов царицы Нубии. Слово «евнух» (гр. εὐνοῦχος) могло применяться в отношении царского постельника и не всегда означало кастрированного мужчину.

[29] Аристовул – брат Ирода Агриппы I, внук Ирода Великого. Прожил жизнь как частное лицо в Риме. В Рим. 16:10 упоминаются его домашние. Ко времени написания Послания к римлянам его уже не было в живых, но его рабы и слуги продолжали числиться за «домом Аристовула». См. И. Флавий, Иуд. древ. 20.1.2.

[30] Упоминаемый в Деян. 5:34 Гамалиил известен в иудейской литературе как раббан Гамалиил, внук основателя иудейской школы толкования равви Гиллеля и, предположительно, отец первосвященника Иисуса (63-65 гг.; см. Флавий, Иуд. древ. 20.9.4). Весьма уважаемый и авторитетный член синедриона. Показательно свидетельство в Талмуде: «Когда раббан Гамалиил старший умер, слава Закона померкла, а чистота и воздержание умерли» (перевод с английского мой – Г.С.)  (трактат Сота, 9.15). Согласно Деян. 22:3, Савл был учеником Гамалиила.  

[31] В Деян. 4:6 упоминаются Иоанн и Александр из первосвященнического окружения. Возможно под Иоанном имеется в виду Ионафан, сын первосвященника Анны, который в 36 году сменил Каифу на посту первосвященника. См. И. Флавий, Иуд. древ. 18.4.3.

[32] Друзилла – жена прокуратора Феликса (Деян. 24:24), сестра Агриппы II и Вереники, была сначала женой Азиза, царя Емесского (Сирия). От совместного брака с Феликсом у них родился сын, которого назвали Агриппой. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, Друзилла и ее сын погибли во время извержения Везувия в 79 году (Иуд. древ. 20.7.2).

[33] Вереника – родная сестра Агриппы II и Друзиллы (Деян. 25:13). Была замужем за своим дядей, царем Иродом из Халкиды. После его смерти Вереника жила во дворце своего брата, поэтому ее преследовала молва о их незаконном сожительстве (И.Флавий, Иуд. древ. 20.7.3; Ювенал, Сатиры 6). Позже Вереника была женой царя Киликии Полемона (Флавий, Иуд. древ. 20.7.3), а затем -  любовницей императоров Веспасиана и Тита (Дион Кассий, Римская история 66.15; Светоний, Божественный Тит 11.7.2; Ювенал, Сатиры 4.156 ).

[34] Как городской казнохранитель (гр. οἰκονόμος), Ераст отвечал за состояние финансов города Коринфа (Рим. 16:23). На одной из тротуарных плит при раскопках в Коринфе найдена надпись: «Ераст, смотритель общественных зданий, построил эту мостовую за свой собственный счет» (русский перевод цитируется по www. icocnews.ru). Вполне возможно, что речь идет об одном и том же человеке.

[35] Уникальное свидетельство о том, что в числе последователей Иисуса была женщина по имени Иоанна, представительница аристократической знати (Лк. 8:3). См. комментарий на Юнию из Рима (сноска 113).

[36] Вероятно, Сюзанна принадлежала, как и Иоанна, к кругу обеспеченных женщин, которые служили Иисусу «своим имением» (Лк. 8:3). Тот факт, что эти женщины готовы были пожертвовать своей репутацией (нахождение в компании странствующих мужчин – крайне предосудительное поведение на Востоке), говорит о степени их посвященности Иисусу.

[37] Еще одно уникальное свидетельство о том, что человек, воспитывавшийся в аристократической среде вместе с тетрархом Иродом Антипой, теперь упоминается как «учитель и пророк» в христианской общине в Антиохии (Деян. 13:1). Кстати, Манаил должен был быть довольно солидного возраста (для того времени). Год рождения Антипы – 20 год до н.э.

[38] Согласно свидетельству Евсевия, Дионисий Ареопагит (Деян. 17:34) был первым епископом церкви в Афинах (Церковная история 3.4.10).

[39] Текстовый вариант (манускрипт D) характеризует Дамарь (Деян. 17:34) эпитетом «уважаемая» (гр. εὐσχήμων), вероятно подчеркивая ее принадлежность к городской знати.

[40] Вольноотпущенник Нарцисс был весьма богатым и влиятельным человеком при дворе Клавдия (Ювенал, Сатиры 14.329–31, CIL 3.3973, 6.15640), однако при восхождении Нерона на трон, он пал жертвой зависти и вынужден был покончить с собой (Тацит, Анналы 13:1; Дион Кассий, Римская история 60.34). После смерти господина за “домашними” навсегда закреплялось имя их первого хозяина. 

 


Количество просмотров 2722
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна