Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Жизнь первых христиан у «престола сатаны» в г. Пергам: заметки с места обучения

(по материалам учебной выездной сессии студентов магистратуры Санкт-Петербургского христианского университета, октябрь 2014)

Сегодня в мире христиане живут по-разному. Одни живут хорошо, другие плохо. Группе христиан, живших в первом веке в районе города Пергама, выпала участь проявлять свою верность Богу и Иисусу Христу там, где, по словам пророка, находится «престол сатаны» (Отрк. 2:12-17). По всей вероятности, у них были все основания для того, чтобы «пожаловаться на особо тяжелую судьбу», поскольку только их город среди множества различных городов, упомянутых в Библии,  удостоился «чести» быть местом, в котором правит сатана.

В октябре 2014 г. группа студентов и преподавателей СПбХУ посетила исторические места современной Турции и в том числе Пергам и его окрестности. При подъезде к месту, которое на карте Турции отмечено как Пергам, взор всех участников поездки устремился высоко вверх к горному плато, на  котором даже издалека распознаются величественные силуэты древнего города. 

История Пергама простирается в далекую от современного читателя эпоху: основан город был около XII века до нашей эры, в период с 283 по 133 года до н.э. был столицей Пергамского царства,  а после, во исполнение завещания царя Аттала, был присоединен к Риму. Во все времена своей истории Пергам являлся культурным, социальным, экономическим и религиозным центром региона. Для современно читателя  это просто слова на бумаге или на мониторе компьютера или какого-либо еще гаджета, за которыми очень непросто распознать все трудности и вызовы, стоявшие перед первыми христианами этого города.  

Перед тем, как забраться на вершину древнего акрополя, группа учащихся во главе с преподавателями посещает Асклепион – медицинский центр древнего мира, названный в честь древнего бога-целителя Асклепия. Асклепион привлекал к себе людей со всей Римской империи. Древний Пергам и его «здравница» были соединены дорогой, которая сохранилась до наших времен. При входе в это древнее медицинское учреждение человек оказывался в храме в честь бога Асклепия, в центре которого видны остатки столба с изображениями змей. Статуи и иные изображения Асклепия со своим знаменитым посохом можно встретить в различных археологических музеях мира. Его изображения встречаются даже на надгробных камнях, что может быть свидетельством того, что древние возлагали надежды на Асклепия не только в этой жизни, но и в загробном мире. В пергамском Асклепионе лечили посредством физических упражнений, диет, лечебных ванн, снов и прочими методами. Но всё это «вращалось» вокруг культа бога-целителя древности Асклепия. Элий Аристид, один из известнейших ораторов II в. н.э. неоднократно заходивший в пергамский Асклепион для того, чтобы поправить свое здоровье, так описывает свое исцеление: «Поначалу я противостоял болезни, … Но затем болезнь усилилась, и у меня началось страшное воспаление всей желчи, которое не давало мне покоя ни днем, ни ночью. Я не мог есть, и силы оставили меня. … В таком-то моем состоянии я повернулся к стене и увидел сон. И это стало концом моих мучений. … В этот момент Спаситель Асклепий вдруг перевернул меня на другой бок» (Аристид, Вторая священная речь, 40). При посещении Асклепия невольно задаешься вопросом: если бы я был христианином в Пергаме первого века и остро нуждался бы (я или мои близкие) в медицинской помощи, пошел бы я в эту «чудо-лечебницу», олицетворяющую собой вершину медицины того времени, или нет? Многие современные исследователи склонны полагать, что именно Асклепион стал причиной того, что в Откровении Пергам назван местом, где правит сатана.

После посещения древней здравницы группа направляется непосредственно в древний акрополь Пергама. Войдя в древнюю часть города, встречаешь множество других мест, которые могли бы побороться за звание быть «престолом сатаны».

Первое, что открывается взору при посещении акрополя – остатки алтаря Зевса, большая часть которого была вывезена немецкими археологами и реконструирована в Берлинском музее Пергама. Далее виден древний театр и руины храма в честь бога Дионисия. С этого же места можно увидеть свидетельство о существовании одного из самых непростых политико-религиозных явлений древности – культа поклонения императору. В Пергаме обнаружены остатки храма Траяна (98 – 117 г.г. правления), однако существуют свидетельства того, что культ поклонения императору в Пергаме существовал еще со времен императора Августа (27 – 14 г. до н.э.). В непосредственной близости к этому месту расположено святилище Афины Никефоры (победительницы), храм Геры (покровительницы семьи), храм Деметры (богиня плодородия). Нет ничего удивительного в том, что при такой концентрации языческих культов у верующих Пергама возникла проблема с вкушением идоложертвенной пищи (Откр. 2:14). Здесь же претерпел мученическую смерть Антипа, которого, согласно преданию, убили из-за того, что после его проповеди языческие боги ушли из Пергама.

В акрополе Пергама также можно увидеть руины знаменитой пергамской библиотеки. Ведь именно здесь была изобретена альтернатива папирусу – пергамент.

Покидая этот город, понимаешь, что слова: «ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей …» (Откр. 2:12) звучат по-новому, шире и глубже. Более ясным становится подвиг первых христиан, которым жилось очень непросто в таком знаменитом древнем языческом городе как Пергам.

Александр Беляев, проректор по учебной работе СПбХУ, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 2451
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна