Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Разрушение мифов по четвергам/10

В Евангелиях неоднократно рассказывается о том, что Иисус Христос перед распятием отказался от обезболивающего напитка. Причем меня всегда поражала твердость и непреклонность Христа, отвергающего питье. В чем же была причина такой твердости?

В большинстве комментариев и проповедей, которые мне довелось читать и слышать, объяснение одно: Христос не хотел уменьшать тяжесть Своих мучений, но желал сполна испить чашу страдания.

В связи с этим у меня появлялось два вопроса. Первый: а действительно ли Христу предложили обезболивающее наркотическое средство? Второй: почему же все-таки Христос был так непреклонен?

Давайте попробуем разобраться…

Во-первых, что же за напитки были предложены Христу?

Проанализировав тексты всех четырех Евангелий, мы должны прийти к выводу, что на Голгофе Христу предлагали питье дважды.

Первый раз — сразу, когда Христа привели на Лобное место, Ему предложили уксус с желчью (Матф.27:34). Марк называет этот напиток «вино со смирною» (Мар.15:23).

Второй раз Господу, распятому на кресте, предложили уже обычный уксус. «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Матф.27:48); «А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его» (Мар.15:36); «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лук.23:36); «Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Иоан.19:29).

Энциклопедия Брокгауза поясняет: «Уксус — пищевой продукт, получаемый из содержащих алкоголь жидкостей путем брожения или разведения водой концентрированной уксусной кислоты. То, что в Библии названо уксусом, являлось, собственно, кислым вином, неприятным на вкус (Пс. 68:22) и вредно действовавшим на зубы (Притч 10:26)… Дурманящий напиток, предложенный Иисусу перед распятием, в Мк 15:23 называется вином со смирною, а в Мф 27:34 — уксусом (вином), смешанным с желчью. Слово "желчь" указывает здесь на горький вкус напитка, а "смирна" — на вид примеси».

Итак, уксус, о котором говорит Евангелие — это просто скисшее вино. Оно не обладает обезболивающим эффектом, если конечно не выпить несколько литров и не опьянеть...

А что же такое смирна или желчь? Ми́рра (устаревшее ми́рро, др.-греч. μύρρη или сми́рна) — камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев из семейства Бурзеровые (Burseraceae), в особенности от Commiphora myrrha (мирры). В медицине камеди применяются как слизи, которые уменьшают раздражение, вызываемое некоторыми лекарственными веществами, и понижают всасывание.

Словом, это весьма слабый анестетик. Он может помочь обезболить воспаленное горло, но явно не способен хоть каким-то значимым образом облегчить страдания распятого человека. В древности для серьезного обезболивания применялись другие препараты: индийская конопля, опий, покрынный альраунный корень (мандрагора) и др.

Да и вряд ли воины всерьез хотели облегчить страдания Христа. Пророческий псалом говорит, что предлагая уксус с желчью, враги скорее издевались над Христом: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Т.е. это было средство, увеличивающее, а не уменьшающее Его страдания… Об этом говорил и Лука: «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лук.23:36). Уж профессиональные-то палачи-распинатели хорошо усвоили смысл грубоватой врачебной шутки о хорошей фиксации, делающей ненужной всякую анестезию. А зафиксировать Христа предполагалось надежно... гвоздями... да так, чтоб твердо помнил, что других спасать нечего и думать. Себя попробуй спасти!

Второй вопрос: Почему же Господь отказывался от питья, если предложенный напиток не был серьезным анестетиком?

Действительно, Христос был непреклонен.

Особенно первое предложение питья сопровождалось категорическим отказом.

«…И, отведав, не хотел пить» (Матф.27:34) — Христос не позволил напитку достичь желудка. Вполне возможно, что попробовав напиток и поняв, что ему дали не воду, а уксус, Господь выплюнул эту жидкость.

«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мар.15:23) — Христос просто не взял напиток.

Почему?

Мне представляется, что все гораздо проще. Дело в том, что днем раньше Христос пообещал ученикам: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Матф.26:29). Об этом же сообщают и Марк и Лука.

Господь сказал, что плод виноградный не войдет в Его уста, пока не совершится искупление (на это Он намекает фразой: «ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» [Лук.22:16]). Будучи одновременно человеком слова и Богом Словом, Христос знал цену словам и не имел права разбрасываться пустыми обещаниями. Он держал Слово!

Евангелисты синоптики не сообщают нам принял ли Христос питье во второй раз, когда был распят на кресте. Правда в Евангелии от Иоанна говорится, что Христос все же принял уксус при втором предложении (уже после шести часов страданий): «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Иоан.19:30). Тут стоит слово ἔλᾰβεν, которое обычно переводится как «принял, получил» (ради справедливости нужно отметить, что точно такое же слово стоит и в Мар.15:23).

Но!

Во-первых, слово ἔλᾰβεν (переведенное у нас как «вкусил») может быть переведено и как «получил». Т.е. не обязательно оно означает, что Христос все же выпил этот уксус. Просто напиток «был доставлен клиенту», в этом смысле Христос его «получил»

Во-вторых, Иоанн свидетельствует, что как только Иисус получил губку с уксусом, Он тут же воскликнул: «Свершилось!» и умер. Т.е. уже свершилось искупление, как Он и обещал.

Таким образом, отказавшись от плода виноградного до завершения Своих страданий, Христос явил пример верности Своему Слову! Чем устыдил нас, неверных, колеблющихся и неустойчивых.

Павел Бегичев специально для www.protestant.ru


Количество просмотров 12453
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна