Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Библейский взгляд на духовный рост

Существует два искаженных представления о духовном росте и освящении в целом: акцент на воле человека или противопоставление воли человека Божьей силе. Библия предлагает третий путь.

Общий взгляд на духовный рост

Духовный рост – это метафора, показывающая, что позитивные изменения в жизни христианина имеют природу роста. Цель этих изменений – уподобление Христу. Это уподобление сравнивается с возрастанием человека, “доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13). Мы словно должны стать “взрослым Иисусом”. Существуют “младенцы во Христе”, но наша цель – “возмужать”.

Если духовный рост описывать с точки зрения “плодов”, то следует заметить, что само слово “плод” является метафорой (хотя мы уже перестали это замечать). Иисус, говоря о плодах, сравнивает людей с деревьями (Мф. 7:19) или ветвями лозы (Ин. 15:5).

Однако обе эти метафоры – человек или дерево – содержат важный общий принцип: в возрожденном человеке действует жизнь Христова, которая неминуемо дает плод. Количество плодов может быть разным, но их наличие неизбежно. Подобно тому, как жизнь травинки способна пробить даже асфальт, так и жизнь Христова обязательно должна проявить себя в чем-то. Невозможно заставить растение не расти, если в нем есть жизнь. Именно поэтому Иисус говорит: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:20).

Принцип роста отметает популярную точку зрения, что возрожденный христианин может всю жизнь оставаться в категории “плотского христианина”. Разумеется, есть много верующих, которые остаются духовными младенцами на протяжении всей своей жизни. Однако такое положение является трагичным, поскольку является насилием над жизнью, действующей в возрожденном христианине. В Бразилии живет женщина по имени Мария Аудете (1981 года рождения), которая в 32 года выглядит как младенец в прямом смысле.Мария как физически, так и умственно, не развилась дальше 9-ти месячного младенца. Ее вид вызывает печаль и даже ужас. Подумайте, однако, о том, как выглядели бы мы, если бы была возможность выразить визуально резкое несоответствие между нашим “церковным стажем” и нашим реальным духовным развитием (Евр. 5:12-13). Слишком часто концепция “плотской категории христиан” подразумевает некую статичность, игнорируя тот факт, что “живое не может не расти”. Все, что не растет, является, скорее всего, мертвым.

Следует также понимать, что под плодами Писание чаще всего подразумевает дела. “Узнать по плодам” – значит, узнать по делам. В Еф. 2:10 написано, что мы “созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”. Добрые дела – конечный результат нашей святости, нашего духовного роста. Ни религиозное рвение (“я так люблю ходить в церковь”), ни религиозные переживания (“я чувствую такую Божью любовь”), ни церковная активность (“я так много делаю в церкви”), но именно добрые дела являются признаком духовного роста. Разумеется, плодом можно назвать и позитивные изменения в характере человека – стойкость, верность, сдержанность, доброта и т.д. Но даже эти качества являются реальными только тогда, когда они “видимы”, т.е. проявляются в делах. Если человек свидетельствует, что он “стал добрее”, это еще не плод. Плод – это доброта на деле. «Плоды духа», о которых Павел пишет в Гал. 5:22-23, мы можем  узреть только в делах, поступках людей. Вот почему Иаков требует: “Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью” (Иак. 3:13).

Человеческая воля и Божья сила

Меня всегда удивляет, как из простых библейских истин создаются глобальные богословские проблемы, порождающие тысячи “противоборствующих” книг. Такое противостояние нередко бывает абсолютно беспочвенным, поскольку Библия в важнейших вопросах дает четкую, ясную  картину. Это касается, в частности, и соотношения человеческой воли и Божьей силы.

Существует два ошибочных взгляда на это соотношение – две, так сказать, крайности. С одной стороны, чрезмерный акцент ставится на воле человека, а Божья сила играет некую вспомогательную роль. С другой стороны, человеческая воля противопоставляется Божьей силе.

В первом случае (акцент на воле человека) предлагается довольно примитивная формула: есть Божьи заповеди – исполняй их и будешь духовно возрастать. Такой поверхностный подход дал почву мистически настроенным христианам вообще отвергнуть человеческую волю.  “Чем больше мы прилагаем своих усилий, тем больше мы уменьшаем Божью силу и усиливаем грех внутри нас”, – заявляют они. Христиане “эмоционально-мистической” традиции приравнивают человеческую волю и требования выполнять библейские заповеди к Закону, посредством которого “познается” и “оживает” грех (Рим. 7). Они уверены, что использование воли приводит лишь к постоянным поражениям и воплю “бедный я человек” (Рим. 7:24). Исходя из опыта (своего и других), они указывают, что нередко бывает, что как только мы принимаем решение, например, не раздражаться, то сразу же замечаем, что “в этот день раздражаемся больше обычного”. Также они отмечают, что использование “воли” или “долга” приводит к лицемерию, законничеству, осуждению других. Другими словами, результатом использования человеческой воли становится или лицемерие, или постоянные поражения (“бедный я человек”!).

Следует признать, что жалобы “мистиков” нередко справедливы. Их книги всегда начинаются с “сокрушительных разоблачений” тех христиан, которые исповедуют “волевую” форму христианства (см., например, книгу Майкла Уэллса «Заблудившийся в пустыне»). Однако альтернатива, которую они предлагают, нередко еще дальше уводит читателя от Библии, чем перегибы в “волевом” христианстве. Начиная от набора странных духовных дисциплин (“освященное воображение” и “погружение в свое сердце”) и заканчивая утверждениями, что освобождение от “греха в сердце” приводит к тому, что быть послушным Богу – это “также приятно, как есть бифштекс” (Майкл Уэллс), мистики нередко рекомендуют абсолютно небиблейскую практику освящения.  Например, Уэллс советует наркоману прославлять Бога за освобождение и затем “колоться” (в надежде на то, что однажды в этом наркомане “проявится Божья сила”, и он перестанет это делать).

Проблема, однако, в том, что, находясь в неискупленном теле, невозможно постоянно пребывать в предельной близости с Богом. Фраза “исполняйтесь Духом” означает, что мы не всегда максимально исполнены Духом. Разумеется, когда мы приближаемся к Богу, греховные аппетиты ослабевают. Но ставить наше освящение в зависимость лишь от нашего духовного состояния означает ужасную нестабильность. Наше духовное состояние бывает столь же неустойчиво, как религиозные эмоции. Я бы не хотел, чтобы наша церковь состояла из людей, которые не грешат (не блудят, не воруют, не лгут, не прелюбодействуют и т.д.) только тогда, когда находятся на духовном подъеме. И наоборот, я бы очень хотел, чтобы в нашей церкви люди не делали грубых (хотя бы) грехов даже тогда, когда переживают духовный упадок. Итак, стабильной благочестивую христианскую жизнь делает именно воля, следование христианским, моральным, библейским принципам.

К тому же, вера в то, что “освобождение на уровне сердца” делает послушание Богу “приятным как поглощение бифштекса”, уничтожает саму идею искушения. Если послушание приятней непослушания, в чем суть духовной борьбы? Тогда нам нужно вырезать из Библии все тексты, отображающие искушение как испытание нашей верности Христу. Разумеется, искаженный акцент на воле может сделать нашу христианскую жизнь невыносимо тяжелой, но это не означает, что мы должны поверить в миф, что существует христианская жизнь без борьбы.

Следует, однако, отметить, что “мистики” не отвергают полностью идею борьбы, но переводят ее в иную плоскость: следует прилагать усилия, чтобы искать Бога, а не бороться с грехом. Но данная концепция на поверку оказывается непрактичной и часто демагогичной, утопичной, недостижимой. Во-первых, не дается ответ на вопрос, что делать в сам момент искушения. Уэллс, впрочем, дает ответ: “можно грешить”. “Какой смысл требовать от наркомана невозможного? Любой может сказать: «перестань употреблять наркотики»”, – объясняет он свою позицию. И действительно, если отвергнуть волю, то нам лишь остается грешить в ожидании такого приближения к Богу, когда нам “захочется быть больше послушным Господу, чем непослушным”.

Во-вторых, часто “поиски Бога” становятся более изнуряющим процессом, чем элементарное противодействие искушению. Изучая книги серии “поиски Бога” (Томми Тинни, мадам Гийон, Ричард Фостер и другие), я пришел к выводу, что эти поиски  сводятся или к определенным религиозным переживаниям, или сверхъестественным явлениям. Так, для Томии Тинни успехом в поисках Бога стало чудо, когда в церкви от Божьего присутствия рассыпалась на кусочки сверхпрочная кафедра. Кстати, Тинни предлагает парадоксальную концепцию “неуловимости” Бога, своего рода “погони” за Ним. Эта концепция довольно-таки саморазоблачающая, поскольку намекает на “погоню за недостижимым”. Многие бедные христиане истощены морально, крайне разочарованы  и даже повреждаются рассудком в такой погоне.

Библейская концепция духовного роста

Библейский же путь предельно прост: мы должны использовать освященную Христом человечную волю при условии духовного корня – “будучи укоренены и утверждены в Нем” (Кол. 2:7). Бог дал нам разум, волю, способность принимать решения. Однако мы не должны ставить телегу впереди коня. Начинать нужно с корня, а не с плодов; с пребывания во Христе, а не с дел. Итак, мы снова возвращаемся к метафоре роста.

Следует серьезней отнестись к этой метафоре. Разумеется, мы не можем использовать все ее детали, но главный принцип можно и нужно учитывать (иначе нет смысла вообще предлагать эту метафору). И принцип этот следующий: корень производит плод. Вот и вся разгадка. Нужно больше работать над корнем, чем над плодами.

Однако не следует здесь быть излишне “хронологичным”. Библия не разрешает грешить даже тем, у кого корень еще мал, и кто еще является духовным младенцем. Само покаяние означает, что мы с самого начала решительно настроены бороться с грехом. Борьбы же не существует без применения воли. Однако мы не сможем долго и успешно вести борьбу с грехом, если не уделим большого внимания корню.

Что же такое духовный корень?

Во-первых, это общение с Христом на том уровне, который возможен в земных реалиях (молитва, чтение Библии). Иисус показал, что пребывание в Нем – залог плодоношения (Ин. 15:1-6). Павел такое пребывание во Христе называет “законом духа жизни”, побеждающим “закон греха и смерти” (Рим. 8:2). Жить “по духу” – это в первую очередь правильное состояние (духовное состояние), а не сведение христианства к списку правил.  Утверждение Павла “не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20) означает не пассивность воли (см. 1 Кор. 9:27), но глубокое осознание, что, хотя он, Павел, и использует волю, в действительности все совершает  Христос. Таков парадокс благодати. Обратите внимание на слова Павла: “Я более всех потрудился”. Он не говорит, что Христос вместо него потрудился. Однако уточняет далее, что все это совершила благодать (1 Кор. 15:10). Очевидно, что благодать не противоречит воле, но использует ее. Воля Павла не противодействовала силе Божьей, не приводила  его к самоправдености, к поражениям и не усиливала в нем грех – по той простой причине, что “лошадь была впереди телеги”, а не наоборот. Был корень: пребывание во Христе, в Его благодати, полное упование на Его силу.

Во-вторых, духовный корень – это освящение нашего разума, преобразование его (Рим. 12:2). Речь идет о пребывании в Слове. Но о таком пребывании, которое посредством размышления делает наше мышление библейским.  Это – невидимый корень, питающий наши дела, поступки. Очень тяжело жить по Библии, если мы мыслим небиблейски. Обратите внимание на то, как часто Давид пишет о размышлении. Мы нередко допускаем грустную ошибку: прочитали Писание – и бежим его исполнять. Мы забываем о важном звене: молитвенном размышлении. Прочтение Писания и даже правильное понимание его – это еще не укоренение. Необходимо размышление. Глубокое, вдумчивое. Такое, которое приближает нас к Богу, воздействует на наши эмоции и волю. Такое воздействие Писания на человека подробно описано в Пс. 118. Для Давида праведная жизнь была не просто следованием предписаниям Закона, но результатом его близкого общения с Богом, жажды Бога, пребывания в Его Слове.

Также следует укореняться в любви (Еф. 3:18). Осознание Божьей любви и непоколебимая вера в эту любовь – единственное средство оправиться от поражения, встать и бороться дальше. Также эта любовь гарантирует нам Божье присутствие, Его силу, ресурсы, помощь.

Духовный корень включает наши мотивы. Пребывание в Слове и личные взаимоотношения с Богом формируют правильные мотивы. Дела, совершенные с неправильными мотивами, Бог не считает истинным плодом (Мф. 6:2, 5, 16).

К духовному невидимому корню можно также отнести наше мировоззрение и то, “во что мы действительно верим”.  Мы можем соглашаться умом с библейскими истинами, но “глубоко в душе” верить, например, что смысл жизни – достичь материального благополучия. Такой корень сделает невозможным принесение доброго плода.

Если духовного корня нет, наши дела будут напоминать искусственные плоды. С виду они кажутся вполне настоящими, но в них нет жизни. Разумеется, “навешивать искусственные плоды” – это проще, чем трудиться над корнем и ожидать подлинного плода, но именно такая поверхностная концепция “делания”, полная мещанства и лицемерия, компрометирует библейскую идею освящения. Люди устали от законничества и нередко довольно агрессивно противопоставляют благодать долгу, воле, послушанию, дисциплине. Часто и мы, служители, сами способствуем этому. Ведь намного проще твердить с кафедры “что можно и чего нельзя”, чем самим пребывать во Христе и учить людей созидать духовный корень.

Концепция духовнго роста взята из мира растений. Давайте не будем забывать ту простую истину, что всякий плод является результатом корня. Попытки обойти этот принцип приводят к лицемерию, духовным поражениям и той странной идее, что использование человеческой воли – это всегда “усилия плоти”.

На фото: Мария Аудете

Нефедов Геннадий

Источник: Голос Истины


Количество просмотров 6148
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна