Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Своя Голгофа

Недавно посмотрел фильм "Голгофа" реж. Дж. Мак Дона (2014), который оставил после себя довольно сильное впечатление. 
Картина повествует об ирландском провинциальном приходском католическом священнике - о. Джеймсе, которому загадочный прихожанин угрожает во время исповеди убийством. Все дело в том, что в детстве на протяжении семи лет тот подвергался сексуальному насилию со стороны священников и по истечении многих лет он принял решение убить «хорошего священника». Он дает о. Джеймсу одну неделю для того, чтобы тот довершил все свои дела. Таким образом, священник должен стать своего рода «козлом отпущения», пройдя свою «страстную седмицу». Он не трусит, не убегает, не заявляет в полицию, при этом знает, кто ему угрожает, но рассчитывает, что тот одумается, впрочем, готов к любому развитию событий. "Да минует меня сия чаша", подобно Христу думал наш герой и даже порывался уехать перед уик-эндом в Дублин, но он остался. И вот, убийца, получивший серьезную детскую травму и несущий боль и ненависть всю свою жизнь, все-таки совершает свое чёрное дело... О. Джеймс смиренно принимает смерть от "нового Раскольникова" и становится мучеником за веру... Убийству предшествуют сложные разговоры с прихожанами, перерастающие в конфликты, унижение, разрушение церкви из-за поджога и даже смерть любимой собаки. 

Данное кинополотно натолкнуло меня на некоторые размышления, которыми спешу поделиться.

Мысль, на первый взгляд, тривиальная: все люди одинаковы в своей греховности, «цивилизованный» и «культурный» западный мир мало чем отличается от нашего «непричесанного» родимого русского. Мы не хуже, но и не лучше. Пороки у нас приблизительно одни и те же. И пророки тоже, судьба которых всегда и везде незавидна. Нужно сказать, что Ирландия всегда была страной с высокой религиозной культурой, где католическая церковь играла важную интегрирующую и созидающую роль.

Служение пастыря – занятие неблагодарное, весьма нелегкий хлеб. Это настоящий крестный путь - Голгофа, одним словом, причем во всех смыслах Голгофа. Здесь мы видим страдающего пастыря, такого несовершенного, хрупкого человека, который хочет сделать мир лучше. А мир, кажется, не собирается делаться лучше ни на йоту. Людям нравится оставаться такими, какие они есть. А если и не нравится, так они всегда найдут тысячи причин своему состоянию и даже будут стремиться вызывать к себе чувство жалости. Среди них очень много духовных энергетических вампиров, они без церкви не могут, но воли к изменению у них нет. Им во что бы то ни стало нужно, чтобы на них обращали внимание, чтобы с ними говорили. Одним важно, чтобы их пожалели, другим нужно просто выговориться, а третьим элементарно скучно. Это же провинция, не забывайте. Церковь здесь является, отчасти, культурно-развлекательным объектом. 

Кажется, пастырь совершает Сизифов труд, бьется как рыба об лед, а все без толку. Но означает ли это, что нужно объявить капитуляцию и, умыв руки, уйти на покой? Да, так проще. Вообще, так просто жить. Лучше тогда и не начинать. Лёгкой жизни никто нам не обещал. Нужно уяснить для себя одну важную истину: плодов нашей деятельности мы можем не увидеть, сад разноцветный не расцветёт. Но у меня есть глубокое убеждение, что на таких вот праведниках земля держится. Церковь ещё не окончательно закостенела, еще не полностью погрязла в политических играх и бизнес-проектах, благодаря таким вот подвижникам, которые становятся героями веры и вдохновляют последующие поколения. Да и всё то, что делает человек, всё то добро, что он сеет, никогда не проходит напрасно, даже если одна душа будет избавлена от вечных мук, то уже всё не зря. 

Но давайте посмотрим на нашу жизнь, ведь у нас тоже часто создается впечатление, что всё, что мы делаем: благовествуем друзьям и знакомым, оказываем помощь, служим в церкви, - улетает в трубу. Может, на протяжении моего многолетнего служения никто так и не обратился к Богу? А ведь вместо благодарности иногда мы слышим насмешки, или чью-то критику, мол, всё ты делаешь не так. А как сделать, чтоб «так»? Куда уходят наши брошюры? В какой Лете тонут наши свидетельства и глубокие духовные разговоры? В каком банке накапливаются наши добрые дела? И, наконец, где ответы на наши молитвы? Мы уже стараемся быть ненавязчивыми, начинаем издалека, поднимаем экзистенциальные вопросы, избавляемся от черно-белого мышления, используем современный язык, больше слушаем, чем говорим сами, используем принцип «проповеди делами», но ведь и это ничего кардинально не меняет. И не сказать, что к нам не прислушиваются или посылают куда подальше, люди даже вежливо выслушивают, спрашивают, благодарят нас, но никаких шагов навстречу к Богу не предпринимают. А сколько вокруг нас формальных христиан? А сколько откровенного разврата и непотребства? 

Но человек Божий должен всегда идти вперёд – идти и не задаваться вопросами «зачем» и «почему». Только Богу ведомо, каким образом посеянные семена дадут всходы. Иной раз, мы рассчитываем на одно, а получается все совсем по-другому, причем лучше, чем мы ожидали. Жизнь человечества состоит из множества сложных переплетений и только Творец всего сущего, ведающий судьбами, может в этих причудливых узлах разобраться. 

Но этот фильм также и о прощении. Особая линия картины - отношения о. Джеймса со своей дочерью, это очень непростые, но тонкие и сердечные отношения. В финальной сцене фильма дочь идет в тюрьму на свидание с убийцей её отца. А ведь отец много говорил о прощении. На мой взгляд, вот ключевые слова фильма:

-Если честно, то мне кажется, что слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях.
-А какая главная добродетель?
-Умение прощать серьезно недооценивают.

Итак, наша духовная жизнь - это несение креста, каждый из нас переживает свое призвание, свою пустыню, свое крещение, свое служение, свое предательство, свою Гефсиманию и, наконец, свою Голгофу. Самое главное, любить людей и ни в коем случае не впадать в безразличие. Наше соучастие и сострадание обязательно будут вознаграждены. И вообще, стоит нам не забывать еще одну важную истину: спасаем людей не мы, а Бог. Наше дело маленькое, но маленькая искра способна оставлять после себя огромные гектары пепелища. Пускай это будут пепелища греха и беззакония... 

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    


Количество просмотров 2120
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна