Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Хочу! Хочу! Хочу! Ажиотаж по поводу нового iPhone как символ нашей ослеплённости потреблением

Долгожданный iPhone 6 по предварительным данным продаж разошелся в 10 миллионов устройств за три дня, сопровождаемый неожиданными фанфарами, накалом страстей и даже намеком на скандал. Самый подходящий момент для того, чтобы поразмыслить о той роли, которую гаджеты играют в нашей жизни.

Лучший способ заставить моего полуторагодовалого сына перестать плакать – это дать ему поиграть с айфоном моей жены. Лучший способ заставить его снова плакать – забрать у него айфон. C настораживающей скоростью и рвением он овладел искусством управления тач-скрином, научился использовать приложения, снимать очаровательные фотографии и видео, звонить случайным людям и посылать непонятные смс-сообщения.

Я немного припозднился со вступлением в эру смартфонов, получив один из них в подарок от начальства только в этом году. Но начальник дал – начальник взял, и с тех пор как месяц назад меня уволили, я опять использую обычный старый телефон.

Поэтому я нахожусь в замечательной позиции для того, чтобы оглянуться назад и поразмыслить о популярности смартфонов и о том, что это значит для общества: их привлекательность и их опасность.

Почему я ощущаю беспокойство, наблюдая за тем, как маленькие дети играют со смартфонами?

С одной стороны, меня беспокоит нереальность смартфона. Это артефакт, в полном смысле этого слова, и таким образом его конструкция и функционирование на один шаг отдалены от природы, отражая более сферу человеческого использования, нежели реальность естественного мира. Мы входим в эру, где виртуальные объекты имеют в нашем представлении такой же вес, как и реальные. Однако поведение и логика виртуальных объектов – искусственна. Я беспокоюсь о том, что чем глубже мы погружаемся в виртуальную реальность, тем дальше уходим от настоящей жизни, которая, в том случае, если мы забыли, является миром, в котором мы на самом деле живем.

Смартфоны, может быть, «нереальны», однако они вызывают огромный интерес. Цвета, звуки, музыка и тактильная навигация недалеко ушли от видеоигр и, если уж на то пошло, игральных автоматов. Хотя я наслаждался видеоиграми, я понимаю, насколько они вызывают зависимость, приводя к полному погружению и отупению в случае их переизбытка. Смартфоны являются не только превосходной платформой для множества игр, вызывающих безумную зависимость, но и само устройство вызывает такой же интерес, как какая-то игрушка. Представьте как младенец, рассматривающий мир странных новых объектов, находит единственный объект, обладающий ошеломительным набором цветов и звуков, отвечающий на прикосновение, и, судя по вниманию, которое ему уделяют родители ребенка, является одной из важнейших вещей в этом мире.

Для человека, который вырос на телевизоре и видеоиграх, я выгляжу лицемером, заявляя, что смартфоны являются «не натуральными». Конечно, мои родители думали тоже самое об игровых приставках и компьютерных экранах, когда я рос, не правда ли?

На самом деле, если мы вернемся назад на достаточное количество времени, выходит, что Сократ думал то же самое о письменности, которая соблазняла новой технологией, в которой он видел свои скрытые ямы:

«Это изобретение произведет забывчивость в разуме тех, кто научится его использовать, потому что они перестанут упражнять свою память. Их вера в письменность, произведенную с помощью внешних значков, которые не являются частью их самих, приведет к тому, что они перестанут использовать свою память, находящуюся внутри них. Вы изобрели эликсир не памяти, но напоминания, и вы предлагаете своим ученикам оболочку мудрости, а не истинную мудрость. Они будут читать многое без наставления и, таким образом, будут считать, что знают многие вещи, тогда как они по большей части остаются невеждами и трудно обучаемыми, потому что они не мудры по-настоящему, а лишь кажутся таковыми».

Это постоянная тема в любом споре о новых технологиях: что преимущества, которые они приносят, наносят вред нашим умениям, характеру и способности наслаждаться жизнью. Для Сократа письменность имела свою пользу, но она принадлежала ей самой, а не нам. Полагаться на письменность означало не полагаться на память или устную культуру. Письменность дала нам возможность зафиксировать многие вещи, однако она забрала необходимость их запоминать.

Какая разница? Конечно же, польза письменного языка сильно перевешивает пользу от обширной памяти? Возможно и так, однако мы не можем об этом судить. Мы – дети письменного слова и если мы и потеряли нечто ценное, то мы даже не можем представить природу этой потери.

Тот же туманный компромисс возникал бесчисленное множество раз по ходу развития человеческой цивилизации. Однако это не означает, что мы не можем критически оценить или противостоять тому договору, который нам предлагают при подобном обмене. Например, мы не можем знать, что такое быть Сократом, однако существовал один единственный Сократ, в то время как бесчисленное множество других людей с тех пор учились у него благодаря записям его ученика Платона. И, в конце концов, страх Сократа был не перед письменностью как таковой, а перед ошибочным впечатлением, что письменность сама по себе принесет мудрость. Возможно, он бы изменил свое мнение, если бы знал, что два тысячелетия спустя слова мудрецов будут доступны для многих, но прочтут их лишь единицы.

Опасение Сократа касалось мудрости, а не письменности, и мы, конечно, можем оценить его беспокойство, отложив в сторону вопрос памяти и письменного слова. В этом случае мы должны таким же образом оценить наше беспокойство касательно новых технологий, таких как смартфоны, и разобраться с ним непосредственно. В конечном итоге, кто среди нас вообще не страдает лицемерием?

Поэтому, хотя разумным является ограничение времени доступа растущего ребенка к продвинутым технологиям, возможно, реальный мотив, движущий моим беспокойством, состоит в том, насколько мы отстранились от природы, от реальности, от творения предметов своими руками, для того, чтобы играть с гаджетами и игрушками других людей.

Мы живем в реальности, определяемой потреблением продуктов других людей, реальности, сформированной более поверхностным переплетением технологии и коммерции, чем вечным влиянием нашей человеческой природы. Нам не нужно полностью отказываться от смартфонов, однако не стоит и бездумно позволять им формировать нашу жизнь под прикрытием удобства и развлечения. 

mercatornet.com

Перевод: Анна Углева 

Источник: www.refnews.ru


Количество просмотров 1060
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна