Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Война с ИГИС – справедливая война?

После того, как боевики ИГИС (ISIS) обезглавили второго американского журналиста и захватили крупные территории Ирака и Сирии, аналитики стали заявлять, что военные действия против этой террористической группы не противоречат традиционным принципам справедливой войны.

“Полный набор принципов справедливой войны оправдывает не только авиаудары, но и более тесную вовлеченность в военный конфликт”, – заявил в интервью для BaptistPress Дэниел Хеймбах, профессор семинарии, который много сделал для этического обоснования войны в Персидском Заливе в 1991 году.

Война с ИГИС (Исламским Государством Ирака и Сирии) стала активней обсуждаться после демонстрации видео с обезглавливанием двух журналистов – Джеймса Фоли казнили 19 августа, а Стива Сотлоффа 2 сентября.

США нанесли авиаудары по силам ИГИС в Ираке и рассматривают возможность повторить это и в Сирии. Дуглас Карвер, исполнительный директор капелланов Североамериканского Миссионерского Совета, соглашается с Хеймбахом в том, что война с ИГИС носит справедливый характер.

Карвер (который раньше был начальником капелланов и наставлял солдат и командиров в области военной этики) сказал в интервью для BaptistPress, что у Америки есть “все права и  основания наводить в мире порядок там, где царит хаос”. “Если мы хотим удалить разрастающуюся опухоль зла, – сказал он, – то должны признать, что агрессия ИГИС – обоснованная причина для военных действий США, отражающая принципы теории справедливой войны”.

“Уже двух наших журналистов обезглавили, – сказал далее Карвер. – На юго-западе Азии царит страх и хаос, каких раньше еще не было. Мы стали свидетелями такой бесчеловечности, которая не щадит ни стариков, ни женщин, ни детей. На лицо террористическая чума, вознамерившаяся уничтожить все то, что мы называем путем жизни”.

Традиционно иудео-христианское общество считает войну справедливой, если она соответствует списку критериев, взятых из Библии, а также из греко-римских традиций. Карвер и Хеймбах соглашаются, что война с ИГИС эти критерии выдерживает. Среди принципов справедливой войны наиболее важными являются следующие:

1. Справедливая причина. Цель справедливой войны – устранение несправедливости.

2. Достаточная компетенция и власть. Решение начинать справедливую войну должен принимать человек (руководящее органы), ответственный за сохранение порядка и безопасности в стране и обладающий реальными и законными для этого рычагами.

3. Справедливые намерения, мотивы. Справедливая война направлена на возвращение состояния мира и гражданского порядка.

4. Принцип последнего средства. Справедливая война должна вестись только после того, как были испробованы все иные реалистичные средства устранения несправедливости.

5. Реальные шансы на успех. Должны быть реалистичные основания победного исхода войны.

6. Разумная цена победы. Победа должна принести больше пользы, чем утрат, неминуемых в результате военных действий.

Если какая-то нация вступает в справедливую войну, она должна также учитывать ряд дополнительных принципов:

1. Пропорциональное использование военной силы. Военную силу следует использовать для достижения законных военных целей и не более.

2. Принцип различения. Солдатам следует отличать военных от мирных жителей. Они не должны стремиться к уничтожению последних, к захвату их собственности.

3. Правильное отношение к врагам. Солдатам следует испытывать сожаление из-за того, что они уничтожают других людей и их собственность. Им следует любить врагов, с которыми приходится сражаться.

BaptistPress уже касалась принципов справедливой войны в контексте военных действий в Ираке, Афганистане, когда в 1999 году наносились авиаудары для прекращения этнических чисток в Косово и во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

В нынешнем же конфликте “принципы справедливой войны четко просматриваются в цели защитить законные правительства в Ираке и Сирии, а также защитить другие нации от угрозы ИГИС”, – объясняет Хеймбах, старший профессор христианской этики Южно-восточной Баптистской Теологической Семинарии, бывший советник президента Джорджа Буша по вопросам этического обоснования войны в Персидском заливе в 1991 году.

“Принцип достаточной компетенции и власти здесь очевиден, потому что признанные всем миром руководители этих стран просят о помощи, и оказание этой помощи поддержал конгресс США (президент не самолично принимал решение)”, – объясняет далее Хеймбах.

Что касается шансов на успех и цены победы, отмечает Хеймбах, то это во многом зависит от того, как много военных сил задействует США.

“Мы не должны игнорировать ту реальность, что слишком малые ответные меры на агрессию ИГИС лишь усугубят ситуацию, и что запоздавшее реагирование уменьшит шансы на успех и потребует намного больших жертв”, – уверен Хеймбах.

Вероятно, потребуется более интенсивное военное вмешательство, чем просто авиаудары, чтобы остановить то, что Хеймбах назвал “тиранической агрессией ИГИС”. Хотя США должно избегать ненужных жертв и разрушений, необходимо использовать “все возможные военные средства для устранения глобальной дестабилизирующей угрозы ИГИС”.

Карвер также предостерег от огульных обвинений в адрес президента Обамы и других политиков, которые “не особо спешат” прибегнуть к решительным военным мерам. Он напомнил, что “война возмездия” должна всегда быть “последним средством” после использования всех других методов –  экономических, политических и дипломатических. Вначале следует попытаться сохранить мир мирным путем.

Однако Карвер выразил беспокойство по поводу того, что “культурная секуляризация” подтолкнула некоторых выбранных народом или назначенных президентом политиков к отходу от иудео-христианской традиции, содержащей важные принципы справедливой войны.

Теория справедливой войны зиждется в основном на Ветхом Завете, хотя Писание и не содержит самой фразы “справедливая война”. Защитники теории “справедливой войны” указывают, что Авраам использовал принципы справедливой войны, спасая своего племенника Лота из плена (Быт. 14). Эти же принципы мы находим в Божьих повелениях вести войны с язычниками “гуманными методами” (Втор. 20) и Его осуждении тех, кто применял неоправданную жестокость, мстя своим врагам (Ам. 1).

Поскольку теория справедливой войны далеко не всегда преподается на программах военной подготовки, на церквях лежит ответственность обучать солдат библейской этике справедливой войны, уверен Карвер.

BaptistPress также сообщает, что предмет “военной этики” был удален из академии воздушных сил США из-за жалоб, что учебный материал содержит библейские отрывки.

“Мы секуляризировали дискуссии о справедливой войне”, – жалуется Карвер, отмечая, что принципы такой войны были важным элементом богословия и философии таких великих христианских лидеров прошлого, как Августин и Фома Аквинский.

Однако в конечном счете, молитва является главным оружием христиан, которых печалит тот факт, что Америка разрушает свои моральные устои, считает Карвер.

“С кем бы мы ни воевали – с ИГИС или другими врагами, – мы должны, как минимум, молиться, – уверен Карвер. – Мы знаем и веруем, что все, что Бог делает, послужит Его славе как Царю всех царей. Как бы мы ни переживали о том, стоит или не стоит вступать в войну с ИГИС, следует иметь в виду, что Бог может использовать эту ситуацию для возвращения нашей нации к Себе”.

Голос Истины по материалам God Reports


Количество просмотров 1434
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна