Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Четыре причины, почему одни становятся хорошими проповедниками, а другие нет

Мне часто приходится отвечать на один из страннейших вопросов, который только могут задать профессору по гомилетике (искусство проповеди): “Можно ли научиться проповедовать?”

Всегда чувствую искушение ответить так: “Нет, конечно. Я тут просто штаны протираю ради денег”. Разумеется, я так не отвечаю. И не только потому, чтобы не сказать им “остроумную грубость” (хотя иногда и хочется), но и потому, что понимаю, что они имеют в виду. Это честный вопрос. Без подвоха.

Мои студенты признают тот факт, что курсы гомилетики и различные учебные практики могут улучшить чью-то проповедь. Суть их вопроса в следующем: можно ли научить хорошо проповедовать того, у кого, казалось бы, нет никаких способностей к этому?

За те 16 лет, что я просидел в семинарской аудитории, слушая проповеди студентов почти каждый день, я услышал практически все виды проповедей – от самых лучших до самых худших. Я видел таких студентов, у которых от страха начиналась рвота прямо во время проповеди. И слышал такие проповеди, которые трогали меня до глубины души, когда мне казалось, что меня вводят в присутствие Самого воскресшего Христа. Мне попадались такие ребята, которые в пятый раз проповедовали ничуть не лучше, чем в первый раз. И попадались такие, которые после откровенно отвратительной проповеди достигали такого впечатляющего прогресса за семестр, что я не мог поверить, что это те же самые проповедники.

Во время первого занятия, прослушав первую проповедь, я не могу еще сказать, есть ли у студента необходимые способности стать хорошим проповедником, и есть ли у него призвание к этому. Но после второй проповеди многое уже становится ясным, потому что я могу проанализировать, насколько успешно он выполняет мои задания.

Итак, чем отличаются хорошие проповедники от посредственных?

1. Призвание

Больше всего разочаровывает проповедник, у которого преобладает сильное чувство долга, но нет пламенного рвения, призвания. Проповедь – это не еще одна “вспомогательная профессия”, не христианская версия политической деятельности – не Корпус Мира. Призвание к проповеди – это ясное побуждение от Святого Духа, Который “возжигает огонь в наших костях”, и огонь этот  невозможно заглушить небрежностью, твердолобостью и тугоухостью.

Призванный Богом проповедник должен проповедовать то, что сказал Бог, просто потому, что ЭТО СКАЗАЛ БОГ. Успех его служения зависит от силы его призвания. Его желание работать над своей проповедью будет пропорционально его уверенности, что Бог призвал его проповедовать, и что для этого нужно быть годным для Него инструментом, сосудом.

Святой Дух должен пронизывать все служение проповедника, начиная от подготовки и заканчивая самим произнесением проповеди. А это невозможно без призвания.

2. Способность учиться.

Работу профессора гомилетики можно сравнить с воображаемой ситуацией, когда вам платят деньги за то, что вы честно говорите матерям об уродливости их детей. Вы говорите правду, но не всякий желает ее слышать. Большинство студентов, которых я обучал, боялись моих комментариев. Их коробило, если я указывал на недостатки их проповеди или слабую подготовку. Они уставали от моих напоминаний, что в их проповеди мало эмоциональности, или что им не удалось установить контакт с аудиторией.

Но порою находились и те, кто реагировали на мои подсказки или критику с благодарной улыбкой. Иногда мне говорили: “Не жалейте меня. Указывайте на все мои ошибки, потому что я действительно хочу научиться хорошо проповедовать”. У таких ребят большой шанс достичь замечательного прогресса, потому что они способны учиться и желают ради эффективной проповеди заплатить цену – готовы терпеть личный дискомфорт. Они понимают, что являются сосудом в Божьих руках, и что их чувства – не главное.

3. Страстность

Почти все мои студенты горят ревностью по Богу, по Божьему Слову и пламенеют желанием спасать погибающих. Проблема не в том, что они не чувствуют страсти, а в том, что они не проявляют ее. То, что я чувствую, теряет смысл, если люди не видят этого в моей жизни.

Если я проповедую Слово без огня, моя аудитория также будет воспринимать проповедь без огня. Все библейские пророки горели огнем. Апостолы также выказывали страсть. Страстным было служение и Господа нашего Иисуса Христа. Иначе как объяснить, что Его часами под палящим галилейским солнцем слушали самые разные люди – фермеры, рыбаки, домохозяйки?

Однажды на пасторской конференции южных баптистов я слышал проповедь одного миссионера. Это была великолепная, динамичная экспозиционная проповедь, которую тот озвучивал с невероятной энергией. Вся аудитория была потрясена его изложением Божьего Слова и его свидетельством о крещении десятков тысяч африканцев. Пораженный его великолепной проповедью, я подошел к нему и протянул руку с целью познакомиться.

Однако он назвал меня по имени (чем еще больше меня шокировал) и сказал, что мы вместе учились в одной семинарии. Я был вынужден смущенно признать, что не помню его. “Это не удивительно, что Вы меня не помните, – сказал он. – Я был очень тихим, никогда не высовывался, не проявлял никакой инициативы и почти ни с кем не знакомился”. Тогда я попросил его рассказать, каким образом он так изменился.

“Когда я выехал на миссионерское поле, – поведал он, – никто не слушал моих проповедей. Я всех вводил в состояние глубокого сна. Когда я вернулся в Америку, люди и здесь изнывали, слушая меня. Наконец, я понял, что есть лишь один путь научиться эффективно проповедовать Слово (как оно того заслуживает). Я решил выйти из личной зоны комфорта, стал ломать свой характер и позволил Богу сделать меня эффективным. Я молился, чтобы Божье Слово так меня захватывало, чтобы мне уже никогда не произносить скучных проповедей”. Его способность учиться привела к тому, что он смог проявлять не свойственную интровертам (каким он был) страстность. Это было нечто сверхъестественное.

4. Способность к “святой опрометчивости”.

Поколение нынешних моих студентов выросло с “визуальным словом” – компьютеры,  смартфоны, планшеты и т.д. В видео-играх они гоняли на машинах, строили цивилизации, побеждали в войнах, уничтожали зомби и сотни врагов.

Нынешняя молодежь разговаривает меньше, чем предыдущее поколение. И общаются они “ленивым” тоном, без огонька. Однако Бог и сейчас использует Свое Слово (посредством вербальной коммуникации) для наставления Церкви, ободрения святых и спасения неверующих.

Поэтому, чтобы проповедовать Слово, молодой человек должен разрушить свой удобный кокон, разорвать цепи установившихся привычек и, полностью отдавшись Господу, пойти на риск “святой опрометчивости” – стать “безумным” ради Христа.

Я часто говорю своим студентам: “Этот тихий голосок в вашем мозгу, говорящий: “Я просто такой есть”, – есть ваш враг, а не друг. Освящение – это процесс, посредством которого Бог превращает “такого, какой я есть” в “такого, каким я должен быть””. Поэтому если я должен проповедовать, не заботясь о том, что скажут другие, мне следует понимать, что это противоречит моей естественной природе. Вот почему я умоляю Святого Духа помочь мне изменяться во Христе.

 Готовность платить цену

Честно говоря, очень немногие мои студенты сталкиваются с серьезными трудностями в понимании текста. Они часто демонстрируют такие экзегетические и герменевтические способности, что приводят меня в изумление. Они очень серьезно изучают Слово.

Однако они ошибаются, полагая, что если они испытывают правильные чувства и используют правильные слова, их проповеди автоматически достигнут цели. Если они делают акцент на содержании проповеди, на демонстрацию экзегетического материала, и забывают о важности правильного произнесения проповеди, я мало чем могу помочь таким. Каждый из них будет именно таким проповедником, образ которого он себе уже установил.

Но если кто-то имеет пламенное призвание, пламенное горение, желание учиться; если кто-то готов к “святой опрометчивости”, готов заплатить цену, чтобы научиться хорошо проповедовать, тогда никакие ограничения (опыт, черты характера, привычки, определенные недостатки и т.д.) не помешают ему проповедовать Божье Слово в силе и духе.

Голос Истины по материалам SermonCentral


Количество просмотров 2826
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна