Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Пересадка сердца

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притчи 4:23

Неутомимое сердце год за годом бьется в моей груди. Пока оно бьется, я дышу, живу, мыслю. Каждый его стук на секунду продлевает мое существование на земле. Сколько таких секунд уже набежало? Страшно даже себе представить, что оно может перестать биться, удивляешься, как оно на протяжении стольких лет безотказно работало. Попробуйте, найдите такой двигатель…
Спасибо сердцу и Тому, Кто создал такой потрясающий неутомимый орган!
Сердцебиение очень красноречиво, недаром сердце стало символом жизни, средоточия чувств и даже мышления.

Особенным образом понятие сердца воплотилось в Библии.
В русской религиозной философской традиции сформировалось целое направление – философия сердца, которая черпает свои идеи из Священного Писания. Наиболее яркими ее представителями являются Г. Сковорода, П. Юркевич и П. Вышеславцев.
Попробуем и мы немного прикоснуться к этому важному понятию. В Библии слово сердце употребляется чаще, чем любое другое слово, кроме слова Бог. Как известно, сердце стало ассоциироваться с чувственной сферой человека, оно стало символом любви. Вот какую гамму чувств Библия приписывает сердцу: сердце тревожится, боится (Ин. 14:27), огорчается (Ин. 16:6) радуется (Ин. 16:22), веселится (Дн. 2:26), скорбит, мучится (Рим. 9:2).
Сердце - источник любви, любить, значить иметь кого-то в сердце. Мы можем также иметь с кем-то совместное сердце (Дн. 4:32).

Помимо этого, сердце выступает и как орган мышления, говорить в сердце означает думать, принимать решения.

В сердце также заключена такая интимная функция как совесть: «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

В символическом плане, сердце также выступает в Библии органом восприятия Бога и Его слова: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Бог способен влиять на человеческие сердца: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:5); «дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:22); «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца», дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Бог проникает в сердца и испытывает их: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (От. 2:23), «…Ибо Он знает тайны сердца» (Пс. 43:22)

Но есть опасность – лукавый может украсть посеянное в сердце слово (Мф. 13:19), а еще на сердце может лежать покрывало, когда человек не готов внимать гласу Божьему (2 Кор. 3:15) и оно может огрубеть и противиться Богу (Мф. 13:15). Помимо этого, сердце может быть неразумным (Рим. 1:21).

А еще имеет место некая раздвоенность сердца, с одной стороны, поскольку это центр человеческой личности и туда проникает Господь, то оно пребывает изначально в чистом состоянии, но грех, который поражает природу человека, делает сердце греховным. Вот что пишет по этому поводу П. Вышеславцев «По замыслу Божьему, сердце человека чисто и свято. Антиномия греха, грех разделяет душу и сердце, грешник имеет разделенное, раздвоенное сердце- двоедушный и двоесердечный человек. Грех есть раздвоение души, раздвоение я, раздвоение сердца; грешник есть двоедушный человек, или двоесердечный — человек с раздвоенным сердцем (П. Вышеславцев «Значение сердца в религии»).

Сердце загрязняется и не способно быть уже органом связи с Богом. Библия даже говорит, что сердце является источником греха: «…а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека…» (Мф. 15:18-20).
Свято место пусто не бывает, если сердце человека заполнено не Богом, то его займет кто-то другой и поселится там, надо полагать, надолго...

Как мы смогли увидеть, сердце далеко превышает чувственную сферу, фактически, оно является тождественным понятию сознание и самосознание, а также понятию душа. Но оно больше этих понятий: «Сердце, как орган религиозного восприятия, должен быть отличаем от души, ума, духа, от сознания вообще. Оно глубже и так сказать центральнее, чем психологический центр сознания. Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигаемого, но и непостижимого; одним словом, оно есть абсолютный центр» (П. Вышеславцев, там же)

Конечно, нам очень трудно уйти от антропологического дуализма. Традиционно принято разделять человека на два начала: чувственное и мыслящее, разумное (рациональное) и сердечное, телесное и духовное. Это разделение, конечно же, условно, человек – целостное существо. но грещному уму трудно соединить человека воедино. Сердце будто собирает внешне разрозненного человека по кусочкам в единое целое, действуя откуда-то изнутри, из недр души, из потаенного центра.
Иными словами сердце является символом сокровенного внутреннего Я. Это скрытый центр, сердцевина личности.

С другой стороны, это разделение может и кое-что прояснить. Дело в том, что сегодня, когда речь идет о разуме, то, скорее всего, имеется в виду рассудочное, функциональное мышление. Ученые уже давно процесс мышления связывают с нейропроцессами в мозгу, и чувственность тоже оказывается частью этого процесса. Таким образом, физическим центром личности выступает уже не сердце, а человеческий мозг. Но если человека объяснять исключительно с биологической точки зрения, не остается места для тайны. Все прописано и зафиксировано. А что от нас закрыто, то закрыто лишь до поры, до времени, но придет время, когда наука доберется до самых глубин. Против этого восстает другой мыслитель - П. Юркевич, который говорит, что нейропроцессы в мозгу не объяснят нам природу религиозных озарений или всплесков творческого вдохновения. Здесь нам может помочь как раз понятие сердца, по его мнению, сердце, в отличии от просто ума, рассудка, является духовным разумом, Логосом. «Кто знает, как мало даёт нам для знания чувственный мир, как бедно и бессодержательно то ощущение, которое происходит от встречи сознания с внешними предметами, тот поймёт всё значение библейского учения, по коему основа, жизненность и глубина нашего мышления и сознания лежит в том душевном существе, которого явление мы знаем непосредственным внутренним опытом только в наших сердечных влечениях, то есть в тех влечениях, к коим так чувствительно и так восприимчиво наше сердце. Сообразно с этим лучшие философы и великие поэты сознавали, что сердце их было истинным местом рождения тех глубоких идей, которые они передали человечеству в своих творениях, а сознание, которого деятельность соединена с отправлениями органов чувств и головного мозга, давало этим идеям только ясность и определённость, свойственные мышлению» И еще: «В человеческой душе есть нечто первоначальное и простое, есть потаённый сердца человек, есть глубина сердца, которого будущие движения не могут быть рассчитаны по общим и необходимым условиям и законам душевной жизни. Для этой особеннейшей стороны человеческого духа наука не может найти общих и навсегда определённых форм, которые были бы привязаны к той или другой паре нервов и возникали бы с необходимостию по поводу их движения» (П. Юркевич, «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия»).

В этом смысле, человеческий мозг является не столько генератором, сколько точкой выхода внутренних порывов, некоторым, если угодно физическим ретранслятором загадочного внутреннего духовного мира, символическим центром которого является сердце.

Такое послание человечеству мы можем оставить: «Человек "без сердца" — есть человек полуживой. Потеря культуры сердца в современной жизни есть потеря жизненной силы, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, какой то склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация. Поэтому ее жизнь так похожа на смерть, ее веселье так похоже на скуку; она полна чувства безвыходной тоски, постоянно звучащей во всей литературе последнего столетья. Чувство пустоты, чувство ничтожества происходит от того, что иссякла центральная сила личности, засохла ее сердцевина и тогда не поможет никакой временный расцвет периферических и внешних сил. Ни чудеса техники (переставление гор) ни чудеса социального распределения (раздавание имения) ни чудеса науки (всякое познание), потому что, по слову апостола, "если я не имею любви, то я ничто". Вот это напоминание о потере личности, о потере сердца, о "ничто", есть самое сильное, что может сказать Евангелие современному человечеству» (П. Вышеславцев, там же).

Возвращаясь к Священному Писанию, хотелось в заключение сказать о том, что сердце должно быть чистым, поскольку только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8).

Возможно, наше сердце окаменело, тогда нам необходима операция по пересадке этого потрясающего органа, Бог предлагает квалифицированные хирургические услуги: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 11:19). 

Советую написать всем нам на Его Имя такое заявление: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:22). 

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    

Количество просмотров 3139
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна