| |
Поиск по сайту:
|
||
«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте) |
||
Рецензия на книгу "Догматика без догматизма"Антон Тихомиров. Догматика без догматизма. М.: Издательство ББИ, 2013 Возможна ли догматика без догматизма? Нужна ли такая догматика? Перед нами книга современного российского богослова Антона Тихомирова «Догматика без догматизма». Уже сам факт выхода этой книги является воодушевляющим, поскольку современное российское богословие находится в сложной и несколько затянувшейся стадии нового становления. Тематика книги, нашедшая отражение в названии, говорит о том, что российскому богословию не чужды сложные, спорные и актуальные вопросы. Именно поэтому книга получилась, с моей точки зрения, достаточно небесспорной, некоторые вопросы только затронуты или просто только обозначены, но правильно поставленный вопрос часто важнее ответа. Забегая несколько вперед, считаю нужным признаться, что перед прочтением книги у меня уже были некоторые ожидания или, вернее сказать, предположения о ее содержании. Какие-то предположения оказались верными, чего-то в книге не оказалось, но были также преподнесены и сюрпризы. Таким образом, элемент новизны и даже неожиданности в книге безусловно присутствует. Говоря кратко, ожидаемыми стали система подачи материала, которая нашла выражение в структуре глав, развернутость учения о Евангелии, которое пронизывает всю книгу, а также некоторая «отстраненность» от экклизиологическ Автор дает возможность достаточно глубоко проникнуть в суть евангелическо-лю Неожиданностью стало глубоко личностное изложение материала. Это нашло выражение как в стиле книги, так и в рассуждениях о том: «Что такое Бог?», где акцент делается на «моем Боге», «Боге, в которого я верю». Не секрет, что само слово догматика зачастую ассоциируется с сухим академически строгим изложением. Совсем другой подход у Антона Тихомирова. Его размышления по поводу догматических вопросов написаны живо и непосредственно, идут от сердца,1 стремятся достичь сердца читателя. Это особенно ярко (с моей точки зрения) проявилось в рассуждениях о роли личных отношений с Богом, что несомненно является, одним из лейтмотивов книги. Говоря о богословии, как о науке, Антон Тихомиров обращает внимание на неизбежность и необходимость субъективизма, отличающего богословие от естественных наук. Цель книги, как об этом говорит сам автор, в том, чтобы рассказать о вере во Христа Иисуса. Это обусловило задачу, которую он сформулировал следующим образом: «рассмотреть основные богословские темы, опираясь на традиционное учение, но не «привязываясь» к нему намертво».2 Безусловным достоинством и даже достижением является сильная попытка поиска возможности на современном языке, с учетом современных проблем и взглядов подойти к древним богословским вопросам и говорить о Боге на понятном с точки зрения современного контекста языке. Такой подход позволил автору выявить актуальные изменения в богословских вопросах, которые выявлять необходимо, а также смело говорить о новых или по-новому поднимаемых вопросах. В особенности это касается богословия человека, где особенно интересен подход к целокупности духа, души и тела человека. Само определение богословия, как «слова о Боге», в этой книге задает «тональность» размышлений на богословские темы. Понятие Бога, в рассмотрении которого автор приближается к апофатическим и мистическим взглядам отцов Церкви, богословие творения, богословская антропология, учение о Законе и Евангелии, грехе, вере и спасении, об откровении Бога в Его слове и достигшем кульминации в личности Иисуса Христа, о Святом Духе, Духе Евангельского слова, свидетельствующе Необычен взгляд на грех с богословской и социально-этичес Некоторых тем христианской догматики автор по каким-то причинам не касается вовсе, например, об избрании, о проблеме filioque и т.д. Особого внимания заслуживает взгляд Антона Тихомирова на эсхатологию. Можно со многим не соглашаться в рассуждениях автора, но, безусловно, вопросы им поставлены очень остро и актуально. Нельзя также обойти вниманием ту роль и значимость, которую автор придает символам в христианском богословии, здесь также очевидно творческое переосмысление многих привычных взглядов, порой очень небесспорное. Изложенное позволяет сделать вывод, что книга скорее философско-богос 1 Сам автор признается, что книга является авторской и отражает его личную точку зрения. 2 Тихомиров А. Догматика без догматизма. – М.: Издательство ББИ, 2013, с. ix.4
Данила Гонтарь, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Количество просмотров 1926
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |