Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Рецензия на книгу "Догматика без догматизма"

Антон Тихомиров. Догматика без догматизма. М.: Издательство ББИ, 2013

Возможна ли догматика без догматизма? Нужна ли такая догматика? Перед нами книга современного российского богослова Антона Тихомирова «Догматика без догматизма».

Уже сам факт выхода этой книги является воодушевляющим, поскольку современное российское богословие находится в сложной и несколько затянувшейся стадии нового становления. Тематика книги, нашедшая отражение в названии, говорит о том, что российскому богословию не чужды сложные, спорные и актуальные вопросы. Именно поэтому книга получилась, с моей точки зрения, достаточно небесспорной, некоторые вопросы только затронуты или просто только обозначены, но правильно поставленный вопрос часто важнее ответа.

Забегая несколько вперед, считаю нужным признаться, что перед прочтением книги у меня уже были некоторые ожидания или, вернее сказать, предположения о ее содержании. Какие-то предположения оказались верными, чего-то в книге не оказалось, но были также преподнесены и сюрпризы. Таким образом, элемент новизны и даже неожиданности в книге безусловно присутствует.

Говоря кратко, ожидаемыми стали система подачи материала, которая нашла выражение в структуре глав, развернутость учения о Евангелии, которое пронизывает всю книгу, а также некоторая «отстраненность» от экклизиологических вопросов в том виде, в котором их привычно видеть в произведениях, посвященных догматике. Удивило отсутствие в тексте прямых ссылок на Священное Писание, что ослабляет книгу, особенно на послания Святого Апостола Павла (он упоминается только один раз на 160-ой, последней странице книги), а также цитат с указанием источников цитирования. Ожидаемо часто упоминаются Мартин Лютер и Пауль Тиллих. Нашлось место и другим лютеранским богословам и даже таким писателям, как Умберто Эко и Курт Воннегут, но совершенно отсутствуют русские богословы и философы (кроме одного упоминания М. Бахтина), многие из которых плодотворно трудились над теми же вопросами.

Автор дает возможность достаточно глубоко проникнуть в суть евангелическо-лютеранского взгляда на рассматриваемые вопросы, но это, при всем уважении, все же один из многих взглядов. Возможно, это авторский замысел, но, к великому сожалению, не объясненный им. Удивило также отсутствие апофатических элементов богословия (например, в учении о Боге), к которым автор только подходит, но к раскрытию которых так и не приступает.

Неожиданностью стало глубоко личностное изложение материала. Это нашло выражение как в стиле книги, так и в рассуждениях о том: «Что такое Бог?», где акцент делается на «моем Боге», «Боге, в которого я верю». Не секрет, что само слово догматика зачастую ассоциируется с сухим академически строгим изложением. Совсем другой подход у Антона Тихомирова. Его размышления по поводу догматических вопросов написаны живо и непосредственно, идут от сердца,1 стремятся достичь сердца читателя. Это особенно ярко (с моей точки зрения) проявилось в рассуждениях о роли личных отношений с Богом, что несомненно является, одним из лейтмотивов книги. Говоря о богословии, как о науке, Антон Тихомиров обращает внимание на неизбежность и необходимость субъективизма, отличающего богословие от естественных наук.

Цель книги, как об этом говорит сам автор, в том, чтобы рассказать о вере во Христа Иисуса. Это обусловило задачу, которую он сформулировал следующим образом: «рассмотреть основные богословские темы, опираясь на традиционное учение, но не «привязываясь» к нему намертво».2

Безусловным достоинством и даже достижением является сильная попытка поиска возможности на современном языке, с учетом современных проблем и взглядов подойти к древним богословским вопросам и говорить о Боге на понятном с точки зрения современного контекста языке.

Такой подход позволил автору выявить актуальные изменения в богословских вопросах, которые выявлять необходимо, а также смело говорить о новых или по-новому поднимаемых вопросах. В особенности это касается богословия человека, где особенно интересен подход к целокупности духа, души и тела человека.

Само определение богословия, как «слова о Боге», в этой книге задает «тональность» размышлений на богословские темы. Понятие Бога, в рассмотрении которого автор приближается к апофатическим и мистическим взглядам отцов Церкви, богословие творения, богословская антропология, учение о Законе и Евангелии, грехе, вере и спасении, об откровении Бога в Его слове и достигшем кульминации в личности Иисуса Христа, о Святом Духе, Духе Евангельского слова, свидетельствующем о Христе в Слове и Таинствах, о Церкви и ее драматической роли в этом мире как божественного института – вот далеко не полный перечень вопросов, рассмотренных в книге.

Необычен взгляд на грех с богословской и социально-этической точек зрения, на противопоставление греха и веры. И здесь, как мне кажется, несколько впадая в религиозно-этический релятивизм, полемизируя с Августином о природе «первородного греха», утверждая относительность закона, разделяя его политическое и теологическое применение, автор создает множество поводов для возражения, дискуссии, что само по себе очень значимо и интересно. Книга вызывает острое желание продолжить беседу с автором, так как содержит много моментов, по которым, очевидно, автор имеет что сказать, но пока умалчивает, может быть намеренно порождая или даже провоцируя продолжение диалога.

Некоторых тем христианской догматики автор по каким-то причинам не касается вовсе, например, об избрании, о проблеме filioque и т.д.

Особого внимания заслуживает взгляд Антона Тихомирова на эсхатологию. Можно со многим не соглашаться в рассуждениях автора, но, безусловно, вопросы им поставлены очень остро и актуально.

Нельзя также обойти вниманием ту роль и значимость, которую автор придает символам в христианском богословии, здесь также очевидно творческое переосмысление многих привычных взглядов, порой очень небесспорное.

Изложенное позволяет сделать вывод, что книга скорее философско-богословская, чем в собственном смысле богословская (в том числе благодаря отступлениям за пределы собственно догматической области), что делает ее интересной и значимой. Книга еще раз показывает, что богословие, догматика не теряют своей актуальности в современном мире.

1 Сам автор признается, что книга является авторской и отражает его личную точку зрения.

2 Тихомиров А. Догматика без догматизма. – М.: Издательство ББИ, 2013, с. ix.4

Данила Гонтарь, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Количество просмотров 1926
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна