Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Человек веры науки и искуства

28 ноября 2013 г. закончил свой жизненный путь известный американский учёный Джон Проктор. Доктор философии (Ph.D.) Проктор специализировался в области индустриальной психологии, был деятельным участником Американского психологического общества, Международной ассоциации системных наук, Общества индустриальных и организационных психологов. Пожизненный член Вашингтонской академии наук, он в течение ряда лет возглавлял Академию в качестве её президента. Как член-корреспондент Испанской королевской академии, он сотрудничал с научным сообществом Испании.

Особая веха в жизни Дж. Проктора – Всемирная академия искусства и науки. В течение одиннадцати лет (1986 - 1997) он занимает пост генерального секретаря и руководит деятельностью академии. Именно в этот период происходит сближение Всемирной академии и Российской академии наук. По инициативе Дж. Проктора членами Всемирной академии становятся наши известные соотечественники – писатель Чингиз Айтматов, профессор Виталий Гольданский, академики Рэм Петров, Сергей Капица, Юрий Осипов, Сергей Благоволин.

Всемирная академия искусства и науки, у истоков которой стояли всемирно известные Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенхаймер, сотрудничает с ООН и ЮНЕСКО, крупнейшими научными центрами мира, объединяет более 600 учёных, мастеров культуры и искусства, общественных деятелей и богословов. В центре исследовательской деятельности академии – глобальные процессы во всех сферах человеческого духа – науках и искусстве, философии и религии, экологии и безопасности[1]. Манифест основанной в 1960 г. академии гласит: «Всемирная академия искусства и науки (The World Academy of Art and Science)  призвана выступать в своей работе в качестве неофициального «всемирного университета» на самом высоком научном и эстетическом уровне, на котором произойдет стыковка проникновенного человеческого понимания и глубочайшего чувства ответственности». Дух работы академии можно передать словами Альберта Эйнштейна: «Продукты нашей умственной деятельности должны быть благословением, а не проклятием человечества».

Плодотворно работая в научной сфере и особенно в сфере взаимодействия научных сообществ, Джон Проктор, как глубоко верующий христианин и деятельный член баптистской церкви (Columbia Baptist Church) находил время для участия в церковной жизни. Рукоположенный дьякон и учитель библейских классов, он использовал любую возможность для участия в церковном служении. Обладая красивым низким басом (profondo), Джон с удовольствием пел в церковном хоре, а иногда выступал и в качестве солиста.

Особой честью для себя Джон считал пение в большом объединенном хоре под управлением Мстислава Ростроповича. Маэстро лично пригласил Дж. Проктора принять участие в исполнении Всенощного бдения С. Рахманинова, которое состоялось в Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне. И академик Джон Проктор пел в партии низких басов профундо гениальное сочинение русского композитора.

С конца 80-х, теперь уже прошлого столетия, в качестве генерального секретаря Всемирной академии искусства и науки Джон Проктор сотрудничает с Академией наук СССР. А с 1999 г. – он академик РАН. Журнал «Логос» писал: «иностранным членом Российской академии наук избран американский ученый Джон Проктор. Наши академики подтвердили свой выбор на общем собрании в первые дни июня, посвященном 275-летнему юбилею РАН. С момента рождения Российская академия наук оказала такую честь 157 иностранцам, в числе которых было 30 американцев. Среди иностранных членов РАН значились такие выдающиеся мыслители и учёные, как Эммануил Кант, Чарльз Дарвин, Бенджамин Франклин, Луи Пастер, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Энрико Ферми. Впервые в этот почётный круг принят баптист «за выдающийся вклад в научно-технический прогресс».[2]

Регулярно приезжая в Москву по приглашению РАН, Джон и его супруга Катя посещали Центральную московскую и другие церкви ЕХБ. Посещения Центральной московской церкви способствовали развитию совместных проектов Колумбийской баптистской церкви в Вашингтоне и Центральной московской.

Особое внимание и поддержку Джон и Катя оказывали Христианскому центру «Логос». Как человек творческий, Дж. Проктор хорошо понимал и воспринимал музыкальные и духовно-просветительские проекты, обращённые, прежде всего, к интеллигенции. Со свойственным ему вдохновением, он участвовал в гостиных «Логоса». Через «Логос» Дж. Проктор вошел в творческое содружество – Международную ассоциацию творческой интеллигенции «Мир культуры». Принимал участие в гостиных ассоциации, устраиваемых в Центральном доме журналистов. Организовал презентацию «Мира культуры» в Вашингтоне.

Джон Проктор всем сердцем был предан Богу. Мне, как человеку, часто сопровождавшего его во время визитов в Москву, доводилось наблюдать его в общении с известными деятелями науки и  культуры. В кругу академиков РАН д-р Проктор охотно рассказывал о своей церкви, вдохновенно пел на русском языке гимны «Великий Бог», «О, благодать, спасён Тобой» и непременно, полюбившуюся ему русскую песню, со словами в припеве: «Россия – Родина моя». Его непринужденная манера общения и доброжелательность располагали к нему собеседников. Его любили.

Дж. Проктор автор четырех книг, 80-и научных статей и аналитических докладов. Некоторые из его статей, затрагивающие общечеловеческие темы и проблематику современного общества (в переводе Александра Захарова), опубликованы в журналах «Логос».

В статье «Культура – мост к Царствию Божьему»[3] Дж. Проктор высказывает взгляд на природу творчества и вдохновения: «Любой вид творчества, в том числе в искусстве и науке, возможен лишь тогда, когда творцы испытывают вдохновение. Природа вдохновения не материальна, она происходит не от индивидуума или индивидуумов, а от высшей Божественной силы. И для верующих Богом данное вдохновение является даром, который должен признать принимающий его».

В статье дается несколько необычная трактовка понятию «культура». На вопрос «что такое культура?», академик отвечает: «Это – совершенство и образованность, создающие интеллектуальное и моральное благородство». Как учёный и человек глубоко приобщенный к искусству, Дж. Проктор намеренно связывает «искусство и науку, как факторы, необходимые для развития общества». Он пишет: «Культура всемирна по значению не только в смысле качества жизни, но и в смысле поддержания самой жизни и её продолжаемости. Искусство и наука должны сосуществовать во благо будущих поколений. < > Живая культура предполагает связь с культурным наследием и с созданием основ будущего творчества». Автор подчеркивает неразрывную связь между развитием религиозной культуры и распространением Евангелия: «Распространение Благой вести, развитие религиозной культуры и на её основе моральное совершенствование каждого человека – являются сердцевиной культурного взаимодействия народов. А это значит, что именно от верующих и, в частности, от нас, христиан, требуются самоотверженные усилия в создании атмосферы, если не любви, то солидарности и сотрудничества во имя Царствия Божия, его возрастания, независимо от национальных границ».

В первом номере журнала «Логос» за 2000 г. была опубликована статья «Клонирование людей – вызов христианскому сознанию».[4] Автор статьи Дж. Проктор высвечивает христианское понимание этой проблемы: «Для христиан, – пишет академик,  – подлинное – это уникальное Богом созданное творение < > вера в Иисуса Христа и в Библию может влиять на оценку человеческого клонирования».

Эта публикация вызвала большой интерес в христианском творческом и научном сообществах и получила продолжение на конференции, организованной Христианским центром «Логос» 17 сентября 2000 г. в здании Второй московской церкви ЕХБ. Открывая дискуссию по проблемам вмешательства человека в живую природу, американский учёный «выразил живой интерес к мнениям московских баптистов о переменах, которые несёт биотехнический прогресс».[5] «Как христианин, – заявил академик, – я не могу найти оправдания в Библии таким посягательствам на целостность природы и её законов, которые следуют сегодня со стороны биоинженеров и генетиков. Когда они действуют не как исполнители воли Господа, а сами пытаются выступить в роли Творца – подателя дыхания, мы оказываемся перед возможностью извращения изначальных основ жизни, а значит перед опасностью гибели человека как вида».

Конференция собрала в церковном зале около 300 заинтересованных слушателей. В дискуссии приняли участие учёные, члены московских церквей ЕХБ – доктор наук Вадим Белоусов, академик Евгений Юркевич, известный хирург, доктор медицины Виктор Гришкевич.

В статье, заглавие которой на первый взгляд содержит некое противоречие – «Заблуждения, которые помогают утвердиться в истине»[6], затрагиваются волнующие сегодня многих вопросы человеческого общежитий и нравственного состояния общества. Отметим некоторые положения, изложенные Дж. Проктором: «Человеческая жизнь пронизана мифами, вымыслами и иллюзиями. Многие из них живут в народном творчестве. < > Но отнюдь не безобидны заблуждения и обманы, которые заставляют людей идти против Бога».

В своих размышлениях о природе человека Дж. Проктор опирается на Библию. Он в частности пишет: «Все, кто читал Библию, знают, что природа человека двойственна – он плоть и дух одновременно, подобие Божие и Адам. Плоть греховна и склонна ко злу, но дух при водительстве Божием может её направить на добрые дела».

В статье выделены пять мифов, которые, по мнению автора, проникают в представления людей и приводят к ошибкам. Миф первый: человек добр по природе – «заставляет людей ошибочно верить в то, что они всегда являются жертвами, а не преступниками; что их всегда чего-то лишают, но сами они беспорочны». Подобная позиция «чужда христианам». Для того, чтобы общество продолжало своё существование «каждый из нас (христиан – прим.Е.Г.) обязан совершенствоваться во Христе». Молитвы и чтение Библии «обеспечивают уверенную защиту против искажения истины в этом вопросе».

Второй миф заключается в том, что «правительства могут построить земной рай». Политические иллюзии, называются ли они «великим обществом», «новым сознанием» или «новым мировым порядком», не перестают быть опасными. Существует чёткая грань между тем, что интеллектуалы и политики могут предложить обществу, и тем, что люди обязаны создать каждый для себя или вместе. Позитивная позиция верующих в подобных ситуациях заключается в том, чтобы «поддерживать и ободрять друг друга и быть свидетелями Иисуса Христа», стремиться познать Божий план, «сводя к минимуму восприимчивость к мирским обещаниям политических лидеров».

Третий опасный миф заключается, по мнению Дж. Проктора, в утверждении атеистически мыслящих людей: «Моральные ценности относительны, а не абсолютны». Кризис, переживаемый в настоящее время Западным миром и Северной Америкой, порождён утверждением – «моральное видение каждого человека носит личностный характер и равнозначно видению любого другого человека, <  > общество – это конгломерат самоутверждающихся людей, базирующихся на мимолетных предпочтениях». В этом случае «толерантность заменяет правду, безразличие – религиозные убеждения. Как ученые, мы говорим, что такая бездумность погубит научный метод. Как христиане – без стойкой защиты основополагающих моральных ценностей, зиждущихся в Боге -  Отце, Сыне и Святом Духе, как учит человеческая история, культура рушится, и общества распадаются».

Следующий миф отражает распространенный сегодня на Западе и США взгляд на свободу личности, «гипертрофируя эту свободу до уровня произвола». Подобная точка зрения, которую можно выразить одним словом «индивидуализм», приводит к отрицанию жертвенности, значения и ценности семьи, церкви, общины и страны в человеческой жизни. Эта философия подталкивает человека к «неуемному потребительству, <  > человек свободен приобретать, выигрывать и достигать цели без предела». В своих выводах академик апеллирует к духовным аспектам: «Без высших жизненных принципов мужчины и женщины неожиданно обнаруживают себя духовными банкротами». Обращаясь к христианам, он напоминает о необходимости «сохранять ориентацию на Иисуса Христа, а не на самих себя».

Таким образом, академик Джон Проктор предстает пред нами как личность масштабная и многоплановая. Он не только учёный-философ, активно действующий член и руководитель научных сообществ, но также искренне верующий, свидетельствующий о Боге христианин и богослов.

Евгений Гончаренко, член Всемирной академии искусства и науки, профессор специально для христианского информационно-просветительского портала слово-для-тебя.рф


[1] Гончаренко Евгений. Ассамблея Всемирной академии искусства и науки. Логос №1, М.1999, с. 48

[2] Джон Проктор – член Российской академии наук. Логос №2, М.1999, с.47

[3] Проктор Джон. Культура – мост к Царствию Божьему. Логос №1, М.1997, с.16

[4] Проктор Джон. Клонирование людей – вызов христианскому сознанию. Логос №1, М.2000, с.14-16

[5] Викторов Р. Угоден ли Богу человек из пробирки? Логос №3, М.2000, с.46-47

[6] Проктор Джон. Заблуждения, которые помогают утвердиться в истине. Логос №1, М.2004, с.34-35



Количество просмотров 1342
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна