| |
Поиск по сайту:
|
||
«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский) |
||
Аргумент к Гитлеру и другие уловкиПочему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?
Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.
Среди аргументов, выдвигаемых в ходе текущих политических дискуссий, пальму первенства держит, безусловно, аргумент к Гитлеру. В том, что популярнейшие персонажи фейсбука – кошки, есть некое принятие желаемого за действительное; похоже, самый популярный персонаж – Гитлер. Чем же он стяжал такую любовь участников дискуссий? Гитлер есть образ некоего недоговороспособного зла, которое можно только уничтожить, в борьбе с которым все позволено.
На любое увещевание воздержаться от разжигания ненависти и призывов к насилию следует ответ – а как же, и Гитлера нельзя ненавидеть? И Гитлера нельзя убивать? Вы бы и в 1941 году увещевали любить ближнего и хранить заповедь «не убий»? Причем аргумент к Гитлеру пользуется одинаковым успехом у всех сторон; между тем, нелепость его очевидна. Если он валиден, то не только заповеди Божии, но и любая нравственность вообще им успешно уничтожается. Как так, «не укради»? Что, и у Гитлера нельзя красть? Вы и партизанам в 1942 году запрещали бы забирать у фашистов оружие? Как это «не лжесвидетельствуй»? Вы бы и в 1941 году запретили нашим разведчикам обманывать фашистов? Как это «не прелюбодействуй»? Вы и нашим разведчицам запретили бы соблазнять вражеских офицеров, чтобы добраться до секретов, необходимых для победы?
Аргумент к Гитлеру ничего не говорит о человеке, которого Вы отождествляете с Гитлером – он говорит только о Вас, о том, что Вы не собираетесь обращать внимание на заповеди. Ну, не собираетесь – дело Ваше. Но при этом будет самообманом считать себя христианином — или просто человеком с какими-то нравственными убеждениями. Другая проблема с этим аргументом – это то, что его с успехом используют обе стороны. Если Вам можно разжигать ненависть и призывать к убийству, потому что Гитлер, то им-то почему нельзя? Ведь им в Вашем лице противостоит такой же Гитлер. Но рассмотрим подробнее, почему этот аргумент не работает. Он является частной формой аргумента
Ложной является вторая посылка – «я нахожусь в том же положении, что и советский солдат в 1941 году, на которого прут нацистские танки, или партизан в нацистском тылу, или разведчица в штабе врага». Ничего подобного, Вы находитесь у себя дома или в офисе за компьютером и оттуда подстрекаете людей, находящихся на месте событий, поубивать друг друга. Вы не нарушаете заповедь «не убий» в невыносимых обстоятельствах, когда Вы вынуждены такой страшной ценой спасаться от смерти или спасать других. Вы никого не спасаете Вашими речами ненависти. Убийству – способствуете, потому что атмосфера ненависти и истерии ведет к совершенно реальной крови. Ненависть никого и ни от чего не спасает – она может только губить. Другие уловки, главным образом, повторяют общую схему «аргумента к Гитлеру», но содержат еще один элемент – уход от личного выбора.
Как и в первом случае, ошибочна вторая посылка – Церковь, как раз, в этой ситуации кровопролития не благословляет, но настойчиво призывает к миру. Об этом много раз говорил и Патриарх Кирилл, и митрополит Онуфрий, и другие Епископы Церкви. Более того – Церковь никогда не благословляла разжигать ненависть и истерию в интернете. Но особенность именно этого аргумента – в попытке переложить ответственность на кого-то еще. Это не я принимаю решение ненавидеть, подстрекать, желать смерти радоваться трупам. Это Церковь (вариант для людей других религиозных убеждений – пресветлый Обама). Отрицание личной ответственности используется и в другом аргументе, простом, как мычание – «а вот они!» Предполагается, что «их» преступления – реальные или нет – вполне оправдывают подстрекательство к убийству «их», причем даже не именно лиц, обвиняемых (ложно или нет) в преступлениях, а всех, кто находится на «их» стороне – тех, кого принудительно призвали и тех, кто сам пошел на запах крови, тех, кто охотно и радостно убивал, и тех, кто оказался рядом поверив пропаганде, и, наконец, тех, кому просто не повезло жить в районе боевых действий.
Но это самообман – никто, кроме Вас, не несет ответственности за Ваши слова и действия. Другие люди могут поступать как им угодно – а Вы поступаете как Вам угодно, и отвечаете за это сами. Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю. И этот выбор имеет вечное значение – «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:37). Тогда будет довольно сложно сослаться на Гитлера. Сергей Худиев
Источник: www.pravmir.ru
Количество просмотров 1280
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |