Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Годзилла возвращается, но стоит ли на это смотреть?

Версия классического сюжета про знаменитого монстра от режиссера Герета Эдвардза обладает всеми качествами мегаблокбастера, и, возможно, станет для нынешних тинэйджеров вторым «Парком Юрского периода». В нем странным образом сочетаются преданность жанру, ориентация на коммерческий успех, энергичность сюжета, в котором отражены такие темы как защита окружающей среды, имперские и демократические идеи и, как ни удивительно, затронуты даже вопросы веры.

Несколько слов о главных действующих лицах. Брайан Крэнстон играет Джо Броди, чья спокойная неприметная жизнь ядерщика-экспата в Японии начинается за пятнадцать лет до основных событий на экране. В начале истории он предстает перед зрителем одиноким конспирологом, менее злобным, чем современные сторонники теории, что Барак Обама — не американец, и все-таки заклейменным за фанатизм собственным сыном Фордом (Аарон Тэйлор-Джонсон). Но, как и можно было ожидать, по мере развития событий от сумасшествия Броди-старшего не остается и следа.

У фильма есть несомненные достоинства. Например, саундтрэк к нему написан Александром Десплатом, самолично дирижировавшим при финальной записи. Этот композитор известен саундтреком к фильму «Древо жизни», шесть раз был номинирован на Оскар. Его бескомпромиссные фортиссимо в «Годзилле» подкреплены японскими барабанами, и он точно знает, как лучше выделить спад действия или когда умолкнуть совсем.

Гарет Эдвардз безусловно поклонник Стивена Спилберга, и если его «Супер 8» стал данью уважения фильмам мэтра об существах инопланетных, то «Годзилла» - трибьют фильмам о монстрах земных. Отсылки и цитаты из классика повсеместны. Намеком на фильмы знаменитого предшественника становятся кадры с игуаной, сидящей на бревне, и игрушечными динозаврами на столе. Спинные шипы, торчащие из воды, напоминают легендарных акул из «Челюстей». Не пропустите и аллюзию на Кинг Конга в одной из последних батальных сцен.

И все же Эдвардз не повторяется и никого не копирует. Сцена выброски десанта уже растиражирована в постерах и трейлерах за свою невероятную красоту. Режиссер назвал эту сцену «спуском ангелов в ад», имея в виду ад по Данте. Панорамный кадр отряда десантников, летящих в свободном падении к земле, оставляя в небе за собой красные следы дыма, - такой кадр мог бы длиться вдвое дольше и от этого бы только выиграл. Музыкальное сопровождение - хоровое пение - предваряет сцену чтение капелланом молитвы из Библии в камуфлированной обложке. Эта запоминающаяся сцена — сборная солянка из гравюр Густава Доре и картин из славной эпохи Technicolor, придуманная для зрителей киберпанками от кино.

Последняя киноинкарнация Годзиллы - одна из самых тяжелых по воздействию на зрителя, при этой в ней режиссер отдает дань уважения, подчас в юмористической форме, своим предшественникам. Запоминаются остроумные сатирические кадры с отдыхающими на Гавайях и в Лас-Вегасе перед самым появлением монстров. Аббревиатура "MUTO" высмеивает диалоги из малобюджетных фильмов с рейтингом B (игра Дэвида Стрэтхэрна вызывает заслуженный смех аудитории).

Но есть у этого кино и слабое место. Ученый в исполнении Кена Уотанаби объясняет высокому американскому командованию, что монстр называется «Годжира» к удовольствию фанатов и знатоков этой кинофраншизы. «Годжира» - так назывался первый фильм в японском прокате, комбинация слов «горилла» и «кит». Американская аудитория услышала название по-своему - «Годзилла», и имя осталось. В кинотеатрах упоминание оригинального названия привычно вызывало и вызывает смех. И не потому, что публика знает предысторию, а потому, что японское название по-прежнему звучит забавно для американского уха.

Учитывая, что популярность «Годжиры» в Японии во многом оказалась вызвана потребностью преодолеть в национальной памяти боль от Хиросимы и Нагасаки, примитивный хохот одних американцев должен был бы подействовать отрезвляюще на других. В конце концов, под резиновой оболочкой монстра японцы в своей истории изобразили весь Запад.

Создатели фильма признают, что в сцене с участием Военного (Стрэтхэрн) и Ученого (Уотанаби ), звучит совершенно явный намек на Хиросиму. И все же этот фильм об американских солдатах, вступающих в дело, чтобы победить врагов и вновь спасти мир. Сегодня часто можно слышать упреки американской публики в адрес правителей прошлого и критику допущенных ошибок. Однако Америка по-прежнему верна себе во внешней политике и продолжает решать конфликты за пределами страны с применением силы. Некоторая непоследовательность присуща и разработке в фильме экологической тематики.

Но удивительнее всего воспринимаются религиозные смыслы этого фильма.

Годзилла — самое неожиданное воплощение фигуры Христа в поп-культуре из всех мною виденных. В фильме изображена огромная ящерица с голубым ядерным дыханием, и эта ящерица, как ни посмотри, божественного порядка. Этого не скрывал в интервью режиссер, да и в диалогах героев Годзилла сравнивается со сверхъестественным существом.

Много сказано уже о том, что западные страны, вооружившись респектабельными светскими теориями, заменили сверхъестественное индустрией массового развлечения. Годзилла — симптом этого процесса. Но выдуманный образ не оказался пустопорожним, он напоминает о той ужасающей мощи, которую мы привычно ассоциируем с Богом. Слоган фильма для церковной аудитории мог бы звучать так: «Годзилла страшнее Аслана!» Фильм, выходящий на экраны, стал своего рода иллюстрацией к библейской книгой Наума: он говорит через апокалиптические картины о нашем будущем. И это неплохо. Такое зрелище заставляет смотреть на мир реалистичнее.

Критики наверняка обратят внимание на картонность некоторых персонажей и будут правы. Героиня Сэлли Хокинс могла бы дать зрителям больше пищи для ума: по крайней мере, хорошо то, что женщина-ученый похожа на шведскую супермодель. Несмотря на этот и некоторые другие мелкие недочеты, Годзилла — поразительно заманчивый блокбастер, его приятно посмотреть на большом экране, вооружившись попкорном и банкой колы. Этот фильм, как ни странно это прозвучит, дает повод для серьезного вдумчивого разговора.

Годзилла предназначен для показа детям старше 13 лет. В фильме присутствуют сцены разрушений, нанесения увечий и жестокости в отношении живых существ. Монстры огромны и устрашающи на вид, но они все же больше поражают воображение, чем ужасают. Такой фильм я даже рекомендовал бы к семейному просмотру. В нем меньше темноты из классической истории. Так что даже 12-летний подросток, в меру чувствительный, посмотрит это кино с большим удовольствием. Да и супругам придется в нескольких сценах крепче сцепить руки, ну и что с того?

Автор: Тим Уэйнрайт

Перевод: Игорь Аленин

Источник: www.refnews.ru


Количество просмотров 1111
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна