Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Лидеры как двигатели поместных церквей

Каждый, кто пытался стать лидером в каком-то служении, сталкивался с парадоксальным явлением: некоторые люди в церкви вдруг начинают мешать, противодействовать и критиковать. Мы не понимаем, почему, пытаясь совершать благое, казалось бы, дело, мы за это еще и “получаем по голове”.

Церкви часто ведут борьбу со своими лидерами, потому что не понимают их. Классический пример: в 18 веке одна церковь выгнала своего пастора… знаменитого Джонатана Эдвардса, величайшего проповедника и евангелиста.

Лидеры – особые люди. Они относятся к “доминирующему типу личности” и обладают многими качествами холерика. Эти люди всегда идут против течения. Они талантливы, настойчивы и жестки.

Не все официальные лидеры в церкви являются действительно лидерами. Под лидерами следует понимать тех, кто, имея четкое видение, последовательно идут к своей цели, а не просто регулярно проповедуют, разносят вечерю, посещают дочерние церкви и т.д.

Дилемма заключается в следующем: где нет лидеров, церковь не развивается; а где есть лидеры, часто возникают конфликты. Те церкви, которые способны разрешить эту дилемму, получают огромные благословения.

Доминирующий тип личности; основные характеристики потенциального лидера:

  • Вы часто перебиваете собеседника, потому что “все давно поняли”.
  • Вы нередко влезаете в разговор совершенно посторонних людей (например, в очереди).
  • Вас ужасно раздражает глупость.
  • Вас угнетает бесцельность.
  • Вы склонны реагировать жестко и вам тяжело идти на компромиссы.
  • Для вас цель важнее взаимоотношений.
  • Вы – борец за правду и готовы указать на ошибки даже самым авторитетным людям.
  • Вы неохотно даете второй шанс тем, кто вас однажды подвел.

 Целеустремленность лидеров

Настоящие лидеры не могут “спокойно жить”. Им кажется абсурдной всякая деятельность, которая не достигает какой-то конкретной цели.

Директор шахты, например, знает, что если нет конечного результата – угля, – то вся деятельность его огромного предприятия является ненужной и даже абсурдной. Его не радует отличная работа всех подсобных отделов – мастерских, прачечных, административного корпуса и т.д., –  если нет того, “ради чего существует шахта”.

Церковные лидеры задают идентичный вопрос: “Для чего существует церковь?” Они не соглашаются с тем, что община существует в основном для поклонения. Они уверены, что главное назначение церкви – спасение людей, евангелизм и ученичество (Мф. 28:19-20). Для них обращение новых душ является “конечным продуктом” церкви. Поэтому многие лидеры “задыхаются” в тех церквях, где проходят отличные богослужения, но нет кающихся. Для них такая церковная жизнь кажется столь же абсурдной, как и функционирование шахты “без угля”.

“Толстокожим” флегматикам важна стабильность в церкви. Они добросовестно и надежно выполняют самые различные служения, но не очень-то страдают из-за того, что нет новых людей. Более того, они чувствуют себя даже комфортно, поскольку новые люди – это определенная угроза стабильности. Если пастором церкви является флегматик, весьма вероятно, что лидеры станут обвинять его в равнодушии, лености и т.д.

Общительным сангвиникам нравится вдохновлять людей. Они очень ценят взаимоотношения и нередко являются “душой компании”. Сангвиники могут провести отличное богослужение или молодежную группу. Они могут даже вдохновить людей новыми проектами, которые, однако, вряд ли когда-нибудь реализуют. Их главный недостаток – много говорят, но мало делают. Однако они тоже очень нужны. Они создают хорошее настроение, отличную атмосферу. Но они “не пойдут в бой” для спасения грешников. Они не предложат реальные шаги достижения цели. Они страдают забывчивостью и непунктуальностью. Также они боятся конфликтов. А достижение любой цели всегда чревато конфликтами.

Творческие и щепетильные меланхолики меньше всего думают о кающихся грешниках. Эти необычайно талантливые люди больше заняты деталями. Меланхолики огорчаются из-за неудачного ремонта, грязи у входа в церковь, оставленных без присмотра микрофонов и т.д. Их душевных сил просто не остается на то, чтобы расстраиваться из-за огромного количества неспасенных душ.

Лидера-холерика, скорее всего, расстроит тот факт, что богослужение не достигло цели – не пришли и не покаялись новые люди. Сангвиник может расстроиться из-за того, что церковь не удалось “встряхнуть”, хорошенько “взбодрить”. Флегматик будет чувствовать себя дискомфортно из-за “новшеств” на богослужении. А меланхолик-дирижер может ужасно расстроиться из-за того, что хор в одном месте сделал маленькую ошибку (которую, скорее всего, заметил только он).

Полезной может оказаться следующая иллюстрация: флегматику важно, чтобы автомобиль ехал не очень быстро, “без приключений”; сангвиник хотел бы прокатиться весело, с ветерком; меланхолик озабочен тем, чтобы не было царапин на машине; лидеру же – главное добраться до цели, пусть даже на самой страшной “развалюхе” без дверей и крыши.

Апостол Павел был олицетворением христианского лидерства. Во всем полагаясь на Божью силу, он, тем не менее, руководствовался видением и целью – т.е. искал различные пути достижения неверующих людей. Если нужно, он “ломал” себя, принимая языческую культуру и снисходя к немощным (1 Кор. 9:19-23). Он никогда не стал бы “бить бесцельно воздух” (1 Кор 9:26).

У Павла было видение: идти туда, где еще не слышали о Христе (Рим. 15:20). Он основывал церкви не в деревнях, а в крупных городах. Он старался охватить всю римскую империю и особое значение придавал церкви в Риме – столице империи. Он всегда начинал евангелизацию с синагог, делая основную ставку на “богобоязненных” язычников – тех, кто посещали синагоги, но не хотели принимать еврейскую культуру. Во всех действиях Павла просматривается не только упование на Божью силу, но и определенная стратегия. Для апостола важна была “надежная команда”, из-за чего у него возник конфликт с Варнавой. Павел жестко реагировал и “не признавал авторитетов”, когда речь шла о чистоте Евангелия (Гал. 2:6).

Жесткость и конфликтность лидеров

Конфликт – это не всегда ссора или скандал. Есть конфликтующие позиции и мнения. Существует конструктивный конфликт, помогающий найти самое оптимальное решение. Более того, где нет конфликтов, там нет открытости и доверия – лишь страх и лесть. Пастор, с которым никто не конфликтует, может завести церковь куда угодно и превратиться в “царька”.

Важно также понимать, что мы, сражаясь за истину, постоянно находимся в состоянии духовного конфликта. Всегда существует конфликт между духовными и плотскими (Гал. 4:29). Всегда будут конфликты между “горячими” и “холодными” христианами; между теми, кто “хочет что-то делать”, и теми, кто “ничего не хочет делать”.

Также невозможно достичь каких-либо целей без определенной жесткости. Не существует дисциплины без строгости. Лидеров из-за жесткости часто обвиняют в нечуткости, отсутствии любви, в склонности осуждать и конфликтовать. И хотя такие обвинения бывают обоснованными, чаще всего лидеров просто не понимают и приписывают им ложные мотивы. Настоящий целеустремленный лидер скажет вам: “Пойми, я против тебя ничего не имею, но ты просто не подходишь для этого служения”. Не следует это расценивать как проявление неприязни, недоброжелательства.

К сожалению, жесткость слишком часто расценивают как грех. Но если мы посмотрим на реальный, библейский образ Христа (а не придуманный нами), то увидим, что наш Господь нередко проявлял жесткость и постоянно вступал в конфликты:

  • Он называл фарисеев “безумцами”, “слепыми” (Мф. 23:17-19) и порождениями ехидины (Мф. 12:34; 23:33 – букв. “отродье змеиное”).
  • Он “поставил на место” Свою мать, когда она попыталась “воздействовать” на Него (Ин. 2:4). Интересно, что слова “что Мне и тебе” полностью совпадают в оригинале с фразой бесноватого “что Тебе до меня” в Мр. 5:7 (ти эмой кай сой). Другими словами, Иисус ответил матери такой же недружелюбной фразой, что и одержимый Христу.
  • Он в каком-то смысле “отказался” от родства с матерью и братьями, чтобы люди не придавали этим родственным связям большого значения (Мф. 12:46-50).
  • Он сказал Петру: “Отойди от меня, сатана”.
  • Он не был слишком тактичен, находясь в гостях у фарисея Симона, и высказал последнему все, что Он о нем думает (Лк. 7:44-46).

Павел также не скупился на жесткие слова, защищая истину:

  • “Бог будет бить тебя, стена подбеленная!” (Деян. 23:3) – интересно, что Павел признал себя неправым в этом случае только потому, что адресовал слова именно первосвященнику.
  • “О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!” (Деян. 13:9-10).
  • “Да будет анафема” (Гал. 1:8-9) – букв. “пусть будут навеки прокляты”.
  • “Берегитесь псов, берегитесь злых делателей” (Фил. 3:2).

И этот список можно продолжать и продолжать.

 Жесткость Павла как лидера ярко просматривается в трех примечательных библейских примерах:

  • Павел не чувствовал неприязни к Марку, но считал его (на тот момент) ненадежным сотрудником (Деян. 15:37-41). Нужно понять Павла: из-за поступка Марка чуть не сорвалась важнейшая миссия по спасению душ. Вдвоем (Павел и Варнава) совершать путешествие было намного опаснее и сложнее, чем втроем (Павел, Варнава и Марк). К сожалению, Варнава не поверил Павлу, не понял его. Возможно, он решил, что апостол обижен, или “не простил брата”, или просто слишком строг, “не умеет любить”. Они разлучились. А кто сделал больше для Царствия Божьего – “жесткий” Павел или “добрый” Варнава – вам решать.

Нередко бывает, лидер-регент бьется над качеством хорового исполнения, а его вынуждают принимать в хор слабых певцов. Отказ же принимать таковых трактуется как “не любовь”. Лидерам нужно позволить создавать команду по их усмотрению, если мы хотим, чтобы они достигали поставленных целей.

  • Павел публично обвинил в лицемерии апостола Петра. Павел понимал, что “дипломатия” в этом случае приведет к разрушительным последствиям – коррупции в церкви. Добрый сангвиник, ранимый меланхолик и спокойный флегматик вряд ли бы пошли на такой шаг.
  • Когда Павлу и Силе позволили оставить мрачные стены тюрьмы, Павел, вместо того чтобы спокойно выйти, стал “лезть на рожон” (Деян. 16:35-39). Он отказался выходить из тюрьмы, отказался “подчиняться властям”. Таковы они, эти холерики-лидеры – не мирятся с несправедливостью.

Многие христианские лидеры были “конфликтными” людьми – Иоанн Златоуст, Лютер, Кальвин, Джонатан Эдвардс и др. Почти всех их рано или поздно “откуда-то изгоняли”, потому что они не давали людям “спокойно жить”. Сперджен вышел из союза баптистов Англии и подвергся нареканию со стороны почти всех своих друзей. Много конфликтов было и у знаменитого Муди.

Здесь хотелось бы отметить одну ошибку, которую часто совершают в церквях касательно жесткости лидеров. Ранимые люди нередко обижаются на прямоту холериков. Однако будет неправильным всегда заставлять лидера извиняться и переносить проблему в плоскость межличностных отношений. Если, например, регент сделал строгое замечание, следует объяснить ранимым людям, что этого требует дисциплина. Если же мы вынудим регента принести извинения, мы тем самым не только ослабим его авторитет, но и “обрежем ему крылья”. Ведь каждое последующее его строгое замечание будет восприниматься как “он просто опять злой”. При этом будет затушевываться цель – качественное служение хора. Каким бы прекрасным ни был мир, если “будем угождать всем людям”, никогда ничего не достигнем. Еще раз: важно объяснять людям, что жесткость и конфликтность лидеров исходит (чаще всего) из их желания достичь поставленной цели, а не из личной неприязни.

Компетентность, а не гордость

Да, лидеры бывают горды. Но чаще они просто компетентны. У них есть видение, продуманный план. Поэтому когда некомпетентные “советчики” начинают активно им мешать, они могут просто сказать: “Послушай, ты говоришь ерунду. Ты не разбираешься в этом. А я знаю, как нужно сделать”.

Подобные слова провоцируют нас заклеймить такого лидера как гордеца. Однако не спешите. Будьте справедливы. Вы же не обвиняете в гордости любого другого специалиста, который уверенно делает свое дело, не слушая советов дилетантов? Регент имеет полное право сказать: “Пожалуйста, не учите меня, как нужно руководить хором. Я знаю, что делаю. Будете вы регентами – будете делать то, что считаете нужным”.

Апостол Павел в 2-м послании к Коринфянам (главы 10-12) в довольно жесткой форме отстаивает свой авторитет служителя. Он даже использует сарказм (2 Кор 11:20). Павел не был гордым, но он знал, что утрата апостольского достоинства самым негативным образом скажется на его служении. Поддерживайте авторитет лидеров, не спешите обвинять их в гордости, и этим вы поможете им достичь хороших целей.

Гармоничные отношения с лидерами

У лидеров есть много недостатков. Но будьте осторожны, чтобы борясь с их недостатками, не разрушить их лидерские качества. Лидеры кажутся сильными, но их можно сломать… навсегда. И это будет ужасно. В церквях катастрофически не хватает настоящих лидеров.

Лидерство – не единственный дар. Кто-то должен заниматься душепопечительством, создавать хорошую атмосферу, заниматься налаживанием общения. Но двигают церковь вперед именно лидеры. Машина состоит не только из двигателя. Двигатель занимает сравнительно  небольшую часть автомобиля. Нужны “тормоза”, хороший дизайн, корпус и т.д. Но только лидеры “приводят машину в движение”.

Лидеров нужно понимать, направлять, наставлять и использовать для блага церкви. Разрешите дать несколько простых советов:

  • Не обижайтесь на лидеров. Прощайте их жесткость. Они часто жертвуют всем ради благой цели. Они – истинные труженики.
  • Не бойтесь конфликта с лидерами. Они, как правило, не обидчивы. Вначале они могут отреагировать на ваше предложение довольно жестко. Но если вы, проявляя упорство, сможете доказать, что ваше мнение служит их целям, они в итоге будут вас уважать, и вы сможете иметь на них благотворное влияние.
  • Поддерживайте лидеров. Они кажутся внешне сильными, но в один прекрасный день могут “сломаться” и все бросить. Не допускайте этого.
  • Защищайте лидеров. Молчуны и “елейные” личности часто кажутся более духовными, хотя нередко они оказываются лукавыми и даже подлыми. Настоящие же лидеры всегда прямы и открыты, часто жестки, требовательны и бескомпромиссны – поэтому очень уязвимы.
  • Молитесь о лидерах. У них много слабостей и недостатков.

Нефедов Геннадий, администратор

Источник: Голос Истины


Количество просмотров 2895
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна