| |
Поиск по сайту:
|
||
«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль) |
||
Жил человек маленькийВ присутствии Отца так сложно удержаться, так хочется снова забраться на руки, снова стать самим собой
Кто такой человек, что Богу до него есть дело? Кто он такой, что Бог приходит к нему? И кто человеку Бог? Размышляет архимандрит Савва (Мажуко).
Греческие боги прославились своей привередливостью. Олимпийские эстеты-рецидивисты любопытствовали только к значительному. Внизу копошились шумные и плохо одетые люди — безликая и безымянная масса. Развитие сюжета должно быть изыскано драматичным, чтобы привлечь внимание бессмертного. Нужды маленького человека, как и он сам, мало интересовали небожителей. На божественное внимание, слабое и полусонное, могли рассчитывать лишь цари и герои, остальные жили слишком однообразно и угрюмо, да к тому же еще и с неприличной стремительностью — слишком быстро рождались и чрезмерно скоро умирали, в промежутке занимаясь всякими глупостями и редко заботясь о славе и подвигах. Именно так эллины думали о своих богах и приносили жертвы, не рассчитывая на взаимность. Да и на что уповать маленькому человеку? Что в твоей жизни такого, чтобы боги обратили на тебя свой взор? Миллионы людей живут во всём мире, просыпаясь ежедневно, отправляясь куда-то в поисках хлеба, пропитания для семьи, защищаясь от опасности, простужаясь по дороге, ругаясь с попутчиком, обижаясь на жену, радуясь другу, отогреваясь чаем и теплой беседой, — миллионы живущих, миллиарды умерших так жили и будут жить после нас. Ничего примечательного. Остановят на улице и спросят, пытливо заглядывая в глаза: что вы о себе скажете значительного? — Да вот сынишку забираю из школы искусств… Нам действительно нечего о себе сказать. Жизнь полна забот, суеты и волнений, а сядешь писать биографию — два абзаца и то с трудом и через силу. Сделано немного и всё такое наивное, даже смешное, одним словом, незначительное. Нигде особенно и не бывал, ничего существенного и не сделал. Жил себе и жил, как трава растёт, и сказать как-то нечего. Вот разве что кошек любил, и однажды видел закат на озере, пироги уважал и апельсины, а однажды свалился с дерева — почти со второго этажа; видел горы и море, держал в руках лаванду и пил воду из чудесного источника. Но, как говорит моя мама, что это по сравнению с мировой революцией? Так вот, по поводу революции. Настоящий переворот в самосознании человека совершило Евангелие. Вдруг открылось, и открылось Самим Богом, что Ему есть до нас дело. Он вовсе не решает за наш счет какие-то мета-космические вопросы или выравнивает баланс между ангелами и бесами — всё гораздо проще и скандальнее — для иудеев соблазн, для эллинов безумие — Ему интересно с нами, у Бога совершенно искренний и бескорыстный интерес к человеку. Нет, даже не к человеку — нет человека вообще — лично ко мне, лично к моему другу, к вам, к вашей доченьке, к вашему папе, маме, соседу, начальнику, президенту. Мы — маленькие люди — важны и значительны, и не столько в своих маленьких подвигах, сколько в крохотных радостях, достижениях, успехах, но и скорбях — незначительных, крошечных, не имеющих не только планетарного, но и районного масштаба. Богач-коротышка, маленький сборщик податей — наверняка над ним подшучивали — Закхей, евангельский мытарь, при всей своей мелкости и мелочности жаждавший встретить Бога — подлинного и настоящего — карабкался на дерево в своих длинных восточных одеждах уважаемого и обеспеченного человека. Не только увидеть Христа, но и спрятаться от Него за листьями деревьев — кто я такой, чтобы Он знал о моем существовании, о том, как душит совесть меня по ночам, а я всё равно знаю, что я — хороший человек и это всё не моё, но остановиться так сложно. Кому это интересно? У каждого свои беды и радости, меня подымут на смех, если узнают, что у меня тоже болит душа — как может болеть то, чего нет? — у таких, как я, не может быть ни души, ни сердца, ни боли. От Бога не спрячешься за листьями — как в это трудно поверить! Так прятался Адам, разрываясь между двумя желаниями — поглубже схорониться и выбежать в слезах навстречу Отцу, а нам так естественно подражать прадедушке. Мы — маленькие люди, людишки, мелкие, коротенькие, незначительные, но и Он Сам называет нас «малыми», как старший брат кличет чумазого карапуза — «малой», «мелкий» — с грубоватой любовью и стыдливой нежностью: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Мы это прежде чувствуем, чем понимаем, может быть поэтому, впервые зайдя в храм Божий, люди начинают рыдать — сильные, успешные, решающие вопросы — не могут остановиться, ревут, как «малые». В присутствии Отца так сложно удержаться, так хочется снова забраться на руки, снова стать самим собой. Живёт в нас, маленьких людях, большое желание взобраться к Папке на колени, обнять Его, и чтобы Он больше никуда нас не отпускал. Ведь так и зовём мы Его в молитвах — «Отче наш» — с дерзновением и неосужденно, потому что имеем на это право — Он наш настоящий Отец, строгий, но любящий. И апостол Павел говорит, что Дух Святой открывает нам это чудесное имя — Авва Отче — а ведь это арамейское слово — «авва» — взято из детской лексики — «папа», «папка», «батя», «батюшка». Есть у Александра Галича чудесные строчки:
Окликнет эхо давним прозвищем,
И ляжет снег покровом пряничным,
Когда я снова стану маленьким,
А мир опять большим и праздничным,
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запахнет яблоком,
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким,
И мир чудес открою заново.
Как хорошо быть с Отцом. Как хорошо быть маленьким и благодарным, и знать, что всё ему во мне интересно по-настоящему, не натужно, не из приличия. И если вам нравится собирать грибы, клеить кораблики, возрождать экономику страны, вязать шапочки у телевизора — вместе с вами радуется вашим маленьким радостям, плачет над вашим неизбывным горем, просто гордится вами — внимательный и нежный Отец, который любит нас по-настоящему и бескорыстно, у которого так тепло и безопасно на руках. Архимандрит Савва (Мажуко)
Количество просмотров 1489
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |