Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Игорь Малин: "Встань, у тебя другая цена": о взаимодействии с прошлым в настоящем


«Я часто думаю об этом выражении: "пойти подышать воздухом".
Оно означает, что за воздухом тебе приходится идти куда-то в другое место.
Что там, где ты сейчас, ты задыхаешься»

Давид Фонкинос (р. 1974),
«Наши расставания» (роман,2008)

Наше прошлое постоянно растет благодаря пристальному вниманию к нему и нашим бесконечно-бесплодным попыткам повлиять на него.
Возвращение к прошлому и встреча с прежними чувствами и образами - не зло. В этом мы не вольны. Возвращение к прошлому не является злом, если только мы не перестаем жить здесь и сейчас.
Потеря интереса к настоящему рождается от желания вернуться в прошлое, погрузиться в него, застрять в нем мыслями и чувствами.
Если мы без этого не можем, тогда (согласно христианской традиции) это симптом какой-либо страсти, продолжающей держать нас в плену. В плену обиды от пережитого (или не прожитого), в плену страха, в плену боли и разочарования, в плену желания зла другому.
Выход - не отказываясь от прошлого, позвать в него. Позвать Того, Кто целительно уврачует наше внутреннее в прошлом, и 
наполнит осмысленной активностью в добре наше внутреннеев настоящем. Важно позвать Бога в свою жизнь. Пока мы этого не сделаем, слишком многое и многие будут нам мешать, мешать жить.
Один из таких врагов – мучительное ожидание признания и похвалы. В этот капкан нас ежедневно подталкивает злая сила. Попав в капкан «ожидания похвалы и признания», мы оказываемся на распутье. Или, сожалея о своих потраченных силах, пойти по пути осуждения других, или, свыкшись с мыслью, что «ничего хорошего во мне и в моей жизни как не было, так уже никогда и не будет», ступить на путь самоосуждения.
«Если вы считаете, - пишет австралийский клинический психолог, доктор Роби Сондериджер (R.Sonderegger), - что все, что вам нужно для собственной эмоциональной стабильности, - это немного похвалы и небольшое угощение, возможно, вы ошибочно принимаете себя за собаку (…) Моя собака очень лояльна. Неважно, насколько редко я ее выгуливаю, неважно, что я время от времени забываю ее покормить и часто уезжаю не попрощавшись. Все, что нужно, - это погладить ее по голове, почесать ей живот и дать тарелку еды, и я король в её глазах. Чего не скажешь о трех моих детях (тех, которые человеческие). Похвалы и наград просто недостаточно. Чтобы способствовать развитию эмоционального и поведенческого благополучия в их жизни, необходимы дополнительные питательные вещества: дисциплина, ценности, характер, честность, мораль и добродетель» [1, с.115-117].
По этой причине церковная традиция настаивает на необходимости исцеления, как от осуждения других, так и от самоосуждения: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; Судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1-е Кор. 4,3-5).
Следующий, не менее серьезный враг, сопровождающий нас на протяжении жизни – ложь о нас, в которую мы поверили. Эта ложь была сказана нам как чужими, так и своими. И в первую очередь самыми близкими: родителями, бабушками, братьями и сестрами, друзьями и подругами, единоверцами. По этой причине у нас сформировалось искаженное восприятие самих себя. Злая сила нередко прячет собственную ложь в слова наших близких.
Однажды поверив в эту ложь, мы привыкаем к ней. И, впоследствии, даже не пытаемся от неё освободиться. А когда и делаем робкие попытки что-то поменять, чаще всего терпим поражение. Поскольку, отношение к нам, как тех, кто её придумал, так и тех, кто в неё поверил, снова возвращает нас под контроль этой самой лжи. В такой ситуации нам необходима помощь. Помощь от духовно-зрелых людей, у которых «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5,14). Такие люди есть и они не редкость. Нам только необходимо их найти. Найти воцерковленных людей, способных привить нам вкус к этой самой зрелой (τέλειος), а значит осмысленной и постоянной духовной жизни. Конечно же, церковная жизнь требует напряженной работы над собой. Это труд, непрестанная тренировка (γεγυμνασμένα), которая, в конце концов, принесет добрый плод – выработает привычку (ἓξις) для различения «добра и зла».
Эти люди рядом с нами. И они всегда готовы помочь. Выбор за нами. Обратиться за помощью к христианам, или остаться под властью лжи.
Искажение нашей самости, разрушение нашей открытости и доверия начинается в детстве. Однако, не смотря на наличие устоявшегося многолетнего сценария нашей жизни, христианская традиция не видит в этом приговора.
Обман зрения при взгляде на самих себя подлежит правильной духовной коррекции с последующим выздоровлением. Перечисленных врагов из нашего прошлого под силу одолеть и обычному человеку, такому же, как и мы с вами. История об исцелении хромого из книги «Деяния апостолов» (Деян. 3,1-16), как раз про это.
У ворот называемых «Красными» (Красивыми) сиделнекрасивый человек. Сидел «хромой от рождения». Сидел инвалид. Сидел нищий.
Он увидел двух человек, направляющихся в храм, и по привычке попросил их подать ему милостыню (Деян. 3,3).
Знал ли он, чем закончится этот очередной обыкновенно-пыльный день, еще один день его никому не нужной жизни? Думал ли он, как изменится его жизнь после встречи с этими незнакомцами?
А те, кто сейчас находится в тупике и безнадеге, знают ли они, что их ожидает в этом новом дне? Скорее всего, знают. Ничего хорошего. И они уже свыклись с подобным предчувствием приближения очередной беды. Однако церковная традиция предлагает иной образ мысли, предлагает другой алгоритм ожидания. Необходимо приучить себя не уходить вслед запривычными мыслями о плохом, в прошлое. Это - тупик. «Советую тебе не верить никакому предчувствию, - говорит преп. Амвросий Оптинский (1812-1891), - которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устраивает для нас всегда полезное и спасительное».
Апостолы сказали ему: «Посмотри на нас» (Деян. 3,4).
Для чего тебе милостыня, которая тебя унижает? Ты смирился с этим унижением, привык к нему, стал зависим от унижения. И уже не в силах жить без унижения и унижающих.
Прожить без денег невозможно, а поэтому ты принимаешь ту немилосердную цену, которую тебе определил окружающий мир. 
Тебя приучили к тому, что это твоя цена. Ты столько стоишь.
Другие решили, сколько стоит твоя жизнь, и какой она должна быть. Сорок с лишним лет ты прожил в унижении и болезни (Деян. 4,22).
Другие проходили мимо тебя, направляясь в город, идя на рынок, заходя в храм. Другие решали, где тебе быть. И поэтому ты сидел у дверей...
Ты всегда оставался вне жизни, оставался только лишь у входа в храм. Ты сидел у Прекрасных ворот. Сидел у ворот храма. Как это жестоко. Некрасивость на фоне красоты.
Кто это решил за тебя, и кто назначил тебе такую цену? ВедьТы - Его образ. Ты - не только тело, но и душа. Ты - не только душа, но и тело.
Ты - не вещь, чтобы тобой распоряжались другие: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1-е. Кор. 7,23). Ты ценнее и больше любой из вещей.
Тебе самому предстоит прожить отпущенный срок в мире дольнем. Тебе самому отвечать за прожитое, перед Ним, в мире горнем: «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римл. 14,12).
Твоя жизнь - это Его подарок тебе. Твоя жизнь - это подарок и только твой.
А теперь вставай. Вставай, ты больше вещей. Ты дороже той милостыни, к которой тебя приучили. Вставай, потому что у тебя другая цена, и ты рожден для другой жизни…
«Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян.1,6). И апостол Петр взял его за руку...
А дальше как в сказке: «И вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян.1,8).
Хромой получил исцеление. Он встал на ноги. Он сам вошел в храм. В тот самый храм, у входа в который, в пыли он провел долгие годы...
«Мучительное ожидание признания и похвалы» и «ложь о нас, в которую мы поверили» - враги из прошлого, отравляющие настоящее и желающие украсть наше будущее. Они искажают нашу жизнь. Однако, не смотря на наличие сформировавшейся модели действия и образа мысли в нашей жизни, христианская традиция не видит в этом приговора.
Обман зрения при взгляде на самих себя подлежит правильной духовной коррекции с последующим выздоровлением. Перечисленных врагов из прошлого под силу одолеть и обычному человеку, если только мы не пройдем мимо него.
Важно не пройти мимо, однако не менее важно найти правильный подход к такому человеку. Подойти к нему с «новой меркой». «Единственный, кто поступал разумно, - писал Бернард Шоу (1856-1950), - был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать».
Подойти с новым, евангельским взглядом на человека. Подойти и дать то, что однажды дали нам: слово, дающее надежду и рождающее веру в Господа и Спасителя Иисуса Христа. А Господь уже Сам через веру отрезвит, исцелит, поставит на ноги. История об исцелении хромого из книги «Деяния апостолов», как раз об этом...

Игорь Малин

Количество просмотров 3287
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна