Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

«В этот час». Тема: Василий Шукшин

Совсем недавно в России отметили 80-летие со дня рождения замечательного кинорежиссера, актера и писателя Василия Макаровича Шукшина.

Это программа «В этот час», и я, её ведущий, Михаил Богданов. Здравствуйте!

Любовь к нему в нашей стране была поистине всенародна – его фильмы любили и рабочие, и простые деревенские жители, и научные сотрудники.

Впрочем, были и те, кто никак не мог простить Шукшину его грубоватой – мужицкой – манеры говорить о самом главном в жизни. Да, что теперь об этом толковать! Василий Шукшин уже всем все доказал - его фильмы говорят сами за себя.

Когда я слышу фамилию «Шукшин», в памяти сразу всплывает эпизод из «Калины красной». Этот фильм, как известно, снимался Василием Макаровичем по собственному сценарию. Так вот – я имею в виду эпизод, когда Егор главный герой фильма неузнанным приходит в дом матери. Удивительно, но факт: именно за «Калину красную» киноведы ругали Шукшина больше всего – мол, написание сценария нужно было доверить кому-то другому.

Они объясняют это тем, что какой-нибудь опытный сценарист мог справиться с задачей лучше Шукшина. Но я убежден, что в этом фильме ничего менять не нужно – в нем все смотрится органично, это шедевр.

Каждый раз, когда я при просмотре доходил до этого места встречи с Егора с матерью, у меня просто физически перехватывало дыхание, комок подкатывал к горлу и слезы сами начинали течь из глаз. Как выяснилось позже, подобным образом реагировали на этот эпизод очень многие.

В поэтике Аристотеля такое свойство художественного произведения вызывать в человеке сострадание и слезы, очищающие душу, называлось КАТАРСИСОМ. Дословно – очищение сердца. Катарсис – это наивысшая точка. После такого нравственного очищения зритель должен выходить из театра или кинозала другим человеком.

И это в точности соответствует фрагменту из «Калины красной». Это просто происходит – и все. На мой взгляд, это самое ценное, что может быть в искусстве.

Обратите внимание еще на одну деталь: камера с Егора вдруг перенаправляется на здание церкви. И в этом мы видим эзопов язык Шукшина – впрямую о вере в Бога тогда в 70-е в Советском Союзе говорить было нельзя. И все же Шукшин недвусмысленно дал понять, что многочисленные душевные раны советских людей могли бы быть уврачеваны, обратись они к Спасителю Иисусу Христу. Однако высказать эту мысль в советском кинофильме было просто немыслимо, поэтому она и остается в подтексте, но вместе с тем она вполне отчетливо читается.

История Егора – главного героя «Калины красной» - как две капли воды похожа на судьбу самой России. ХХ век народ наш преимущественно провел в ссылках и лагерях. А кто не попал в ГУЛАГ, тот все равно жил с этим страхом внутри. Стремление Егора вырваться из цепких объятий криминального мира вполне точно отражают те путы невежества, тьмы, страха, зла, которые стараются удержать все живое от победоносной жизни во Христе.

Схватка нешуточная – не на жизнь, а на смерть. Егор, как гоголевский Хома Брут из повести «Вий», тоже выступил против тех же сил тьмы. И совершенно ясно – в этой схватке без близких отношений с Богом не победить.

Это была программа «В этот час». Пишите нам на адрес chas@tbnrussia.org – ваши письма очень важны для нас. Также заглядывайте на интернет-ресурс runews.org. Всего вам доброго.

Источник: АХЦ


Количество просмотров 1287
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна