Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Какой должна быть христианская музыка?

Пожалуй, самый сложный, противоречивый и вызывающий бурю эмоций в христианских общинах вопрос - вопрос о христианской музыке.

И сложность ответа на него заключается не только в отсутствии в Новом Завете каких-либо музыкальных стандартов и образцов, но и в сильнейшем факторе, который заключается в религиозных, музыкальных привычках и предпочтениях христиан различных возрастов, этнических культур и особенно различных течений (конфессий) в самом христианстве.

Причем, даже внутри одной конфессии и одной богословской школы (например, евангельские христиане-баптисты) могут быть разные стандарты и условия, по которым определяется музыка, как христианская или не имеющая право на таковую даже и претендовать.

Но самое удивительное в том, что само понятие МУЗЫКА - понятие аморфное и обезличенное. Это лишь набор звуков и гармоник, воспринимаемых нашим слухом. Только текст и смысл слов, несущих содержание и идею текста могут эту музыку сделать христианской или не христианской.

Есть редкие исключения, когда музыка изначально пишется, как музыка без слов,  исполняемая и предназначаемая исключительно для храмовых и соборных музыкальных инструментов, как, например, произведения И.С.Баха, который создаваемые им шедевры даже не мыслил и писать для других целей, как одной - возвеличить Бога, Его красоту, любовь, величие и могущество.

Однако фактор окружающего нас общества, культурных ценностей и идей, времени и мнения официальной церкви могут повлиять на рейтинг христианского музыкального произведения в сторону его возвеличивания или безжалостного поношения. Такое произошло во времена написания христианских гимнов "О, благодать, спасен Тобой" и "Тихая ночь, дивная ночь". Стиль написания гимна Джоном Ньютоном "О благодать, спасен Тобой" был ничем иным как музыкальным стилем, который использовался для напева своих песен беглыми каторжниками, работающими на галерах. И неудивительно, что Англиканская церковь того времени предала анафеме (церковному проклятью) эту песню, потому что она была написана, говоря современным языком, в стиле "шансон", что было абсолютно недопустимым. Тогда религиозная ревность и религиозные музыкальные штампы в головах высокопоставленных епископов одержали верх над осознанием всей глубины текста этого замечательного псалма, который в наше время, как ни смешно это осознавать после вышесказанного, считается одним из эталонов сдержанно-благочестивого христианского исполнения гимна.

Что же касается "Тихой ночи", то музыкальная идея исполнения этого гимна была заимствована из музыки таверн и пивных забегаловок того времени. Именно под такой стиль музыки, исполняемой на скрипке штатным скрипачом, выпивались в этих питейных заведениях реки алкогольных напитков не самой, скажем мягко, благочестивой категорией населения. Этот гимн и его автор также подверглись жестокому преследованию и анафеме со стороны Католической церкви с полным и убедительным обоснованием своих действий, где текст гимна даже не был хоть как-то осмыслен в результате нахлынувшей религиозной истерии по поводу несоответствия музыкальных форм....

 А как сейчас воспринимаем "Тихую ночь" мы, современные христиане?  Безусловно, сейчас мы его считаем непревзойденным эталоном самого благоговейного духовного исполнения!

Вот и получается, что христианская музыка - это не что иное, как понятие и стандарт, который приватизировали и узаконили, согласно своей власти и своих "музыкальных тараканов" в их головах, высокопоставленные и авторитетные церковные чины.

И хорошо, когда этот "чин" в своей церкви способен воспринять и уважать музыкальное предпочтение простого христианина, которое может в большую или меньшую степень отличаться от так называемого "эталона"...

А если не сможет с этим согласиться и начнет безжалостно критиковать и морально бичевать?

Я убежден, что музыка по своей силе и влиянию на человеческую душу находится на втором месте после действия Духа Святого на человеческую личность. Поэтому христианским служителям нужно быть крайне корректными и интеллигентными в своих попечениях и наставничестве, говоря с  человеком о его (её) христианских музыкальных предпочтениях.

Теперь я затрону тяжелую и сложнейшую тему - тему музыкального конфликта различных поколений христиан, ходящих в одну общину, а также тему музыкальных реформ для максимального достижения роли христианского гимна на богослужебных собраниях на собравшихся и поющих эти гимны...

Как-то  во время своей проповеди в одной церкви (на собрание собиралось около 70 человек) я спросил молодежь и подростков, есть ли на их mp3-плеерах и сотовых телефонах христианские гимны из песенника Песнь Возрождения? (Тогда на собрании находилось около 17 человек этой возрастной группы). И только у одной 12-летней сестрички оказался  один текст одной песни из песенника, и тот в современной музыкальной аранжировке... Тогда я обратился к среднему поколению христиан с тем же вопросом - поднял руку только один человек - жена пресвитера...

На следующем собрании я периодически и как можно незаметней поворачивал видеокамеру на штативе для записи лиц людей при исполнении общих воскресных гимнов и умудрялся даже делать хорошее приближение во время записи. Представьте себе мой шок, когда я детально изучил отснятый видеоматериал. Большинство людей (евангельские христиане-баптисты) пели песни, что называется на "религиозном автомате" с абсолютно безучастными взглядом и выражением лица (а еще харизматов обвиняем в отключении их мозга при их глоссолалиях)... Меньшая часть людей, которая имела вокальные данные выше среднего, все же вела пение, но с мало чем отличавшимся выражением лиц первой группы. Подростки и молодежь, находящаяся в своем абсолютном большинстве на "камчатке", воспользовавшись "звуковой завесой", радостно перешептывались и что-то активно обсуждали, будучи готовыми в любой момент "исправиться" под строгим взглядом повернувшихся с недовольным выражением лиц впереди стоящих людей...

Понимаю, что позволил себе сейчас некую горькую иронию при написании только что законченного абзаца, но, скажите, читающие эти строки, не себя ли вы в них сейчас видите и узнаете?  Может быть, вы узнаете в этих строках ваших детей?  На самом деле, это страшно. Я думаю, что иначе как катастрофой это не назовешь. Духовной катастрофой. Духовной музыкальной катастрофой наших церквей... Рассказывая ранее о двух великих гимнах, я умышленно тогда не подчеркнул одного факта - факта полного принятия этих песен простым народом. Они тогда стали хитами, да, их пели в тавернах и тюрьмах, их пели там, где плохо пахло и было много грязи и даже осмеливались петь их тихонько себе под нос, когда приходили в храмы, где над этими мотивами было провозглашено проклятие от  тех самых "чинов"... Эти гимны были актуальны, были настоящими хитами и бестселлерами, потому что соответствовали времени, светской музыкальной культуре того времени и социальной направленностью к большинству людей того времени.

Если мы, как служители Христовы не начнем работу над своими "музыкальными тараканами" в наших головах и не сделаем поправок к нами же установленным и фанатично удерживаемым музыкальным эталонам и рамкам, то нас ждет трагедия непоправимого духовного упадка наших церквей. И виной тому будет не последнее время, а мы сами.

Послесловие

Как служитель, много лет занимающийся служением христианским подросткам, хочу сейчас обратиться к родителям христиан-подростков: если ваши отношения с детьми зашли в тупик, начните уважать и проявлять неподдельный интерес с элементами мирной дискуссии о той христианской музыке, которую они слушают... И я гарантирую - вы увидите результат, который превзойдет все ваши ожидания...

Андрей Дерновский, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 2753
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна