Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Игорь Малин. Притча о богаче и Лазаре или почему горбатого могила не исправит?


«Случается же так, что живешь, а не знаешь,
что под боком там у тебя книжка есть,
где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена» 
Ф.М. Достоевский (1821-1881)

Церковная традиция сохранила важные слова, правдивость которых мы еще не раз подтвердим опытом своей жизни: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает: Что посеет человек, то и пожнет»(Послание к Галатам 6,7).
Употребленный в оригинале глагол, переведенный словом «поругаем» (греч. µυκτηρίζεται), происходит от слова «нос», и означает «задирать перед кем-то нос», «относиться с презрением», «высмеивать» [2, с. 676]. «Отсюда этот глагол может иметь значение “обмануть” или “перехитрить”. Апостол имеет в виду, что человек может обманывать самого себя, но Бога ему обмануть не удастся» [4, с. 165-166].
А это как? Дело в том, что временные сокровища (люди, вещи, заботы-хлопоты, отношение к другим), взяв наши силы, нервы и саму жизнь, зачастую оставляют нас ни с чем, оставляют в дураках. Спохватишься, а совесть уже и не беспокоит, и чувства не те, и привычки сформированы, и сложившийся образ жизни не отпускает. 
И это не «жизнь такая». А равнодушно-привычное отношение к нашему внутреннему человеку такое. Наш внутренний человек на протяжении всей жизни слабеет от невнимания, а злая сила, обстоятельства и люди извнепомогают нам своим давлением создать тоскливую невыносимость, открывающую дверь страстям: гордости, сребролюбию, зависти, равнодушию…
От подобных проблем нашего внутреннего человека мы пытаемся убежать и... оказываемся на встречке. А там уж кому как повезет: «увечье» или смерть. 
Недавно посмотрел в Нижегородском драмтеатре комедию «Вышел ангел из тумана» (по мотивам одноименной пьесы драматурга Петра Гладилина). Одна фраза запала в душу: «Ты - не Бог, а солома у Его ног». Вот вам и «Бог поругаем не бывает» на художественный манер.
Мне вот что подумалось тогда. Те, кто сознательно отравляют жизнь другим, заблуждаются в отношении своего будущего. Устраняющие лукавыми способами конкурентов из своей жизни, забывают о законе «сеяния и жатвы». Короли этого мира не ведают о своей конечной перспективе. 
Откуда же такая небрежность в отношении своего настоящего и будущего? Оказывается, что наличие цели не гарантирует присутствия смысла. Евангелие сохранило слова Христовы о тех, кто, достигая цели, утрачивал смысл: «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня как... и не думали» (Мф.24,38-39).
Цель - достичь и потребить желаемое. Не думая. А о чем необходимо думать? Окружающий мир подталкивает нас в пространство позитивной мотивации: «Какова твоя следующая цель?», «Не останавливайся на достигнутом: дальше, выше, быстрее», «Жизнь одна, надо успеть взять от нее всё». 
Церковная традиция, напротив, ставит человека перед тихими вечными вопросами: «Ты достигнешь желаемого, а что при этом?», «Каким ты станешь и с чем ты останешься?», «А что потом?», «Что будет с тобой, ствоим и с твоими?».
Наши цели не всегда наполнены смыслом евангельской перспективы, поэтому после достижении желаемого, мы нередко переживаем, кто легкое разочарование, а кто и настоящую депрессию. 
Думая об этом, я перечитывал Евангелие от Луки, и вдруг, для меня прояснилась одна из туманных граней евангельской притчи «О богаче и Лазаре». И прежние вопросы нашли свой ответ. Эти вопросы и мне, и вам хорошо знакомы: Неужели ничего нельзя изменить после того, как я окончу свой земной путь? Разве я буду лишен возможности помочь своим близким, которые остались здесь? И по какой причине меня не услышат там?
Именно в притче «О Богаче и Лазаре» (Лк. 16,19-31) церковная традиция нащупывает возможные ответы на подобные вопросы таких вот людей как я, обывателей и неспециалистов в понимании и истолковании Священного Писания.
Богач жил интересной, полной жизнью. «Каждый день он пиршествовал блистательно» (Лк. 16,19). «Пиршествовал» (греч. ευφραινομενος), то есть радовался и наслаждался собой, причем, согласно грамматической конструкции, это происходило довольно-таки длительное время. «Блистательно» (греч. λαμπρος) – чрезмерно, помпезно и экстравагантно. Какая насыщенная, счастливая жизнь. Многие наверняка желали бы оказаться на его месте. Вроде бы, ничего худого он не совершал. Разве только у ворот его счастья «лежал нищий по имени Лазарь. Он весь был покрыт язвами и был рад даже объедкам, падающим со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы» (Лк. 16,20-21) [5].
А в это время в доме авторитетные люди решали серьезные дела. Трапеза - это ведь еще и общение: разные люди, обсуждение бесконечных проблем и новых планов на завтра. Столько лиц, столько событий. 
А потом богач умер… Жизнь этого человека святитель Иоанн Златоуст (347-407) сравнивает со сном: «Пришла смерть и все истребила, и, как пленника, взяла его, поникшего, трепещущего, устрашенного, как будто во сне насладившегося всем прежним» [3, с. 803].
После ухода из пространства времени, оказавшись там (в аду), богач в муках кричит Аврааму: «Отец мой, Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я ужасно мучаюсь в огне» (Лк. 16,24) [5]. Богач узнал Авраама. Он разбирался во многих вопросах, в том числе и в религиозных. Он был умен, а иначе, как бы он смог нажить столько всего?
Но за свою «долгую», «удачную» жизнь богач так ничего и не понял. В земной жизни он привык распоряжаться чужими жизнями. Он сам решал, кто и что должен делать здесь и сейчас. И неважно, кто это был - чужой человек, подобный Лазарю или самые близкие. Вот почему даже в аду он продолжает по привычке решать, кто должен помочь ему здесь и сейчас. Авраама он пока еще только просит. А причем здесь Лазарь?! Все очень просто. Лазарь раньше, при жизни, был обычным слугой. Лазарь привык, что его жизнью распоряжались другие, а значит, Лазарь и здесь в вечности, по мнению богача, должен делать то, что ему скажут уважаемые люди...
И вдруг, Авраам выносит богачу, казалось бы, окончательный вердикт: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26).
Однако ответ Авраама не отрезвляет его. Богач продолжает договариватьсяс равным себе, одновременно распоряжаясь жизнью Лазаря: «Прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом отца моего. Ведь у меня пять братьев, пусть он предупредит их, чтобы они не попали в это место мучений» (Лк. 16,27-28). 
«Пошли его», «пусть он предупредит (засвидетельствует)». Так просто распоряжаться уже не только земной жизнью, но и душой другого. Он, находящийся в яме, до сих пор не воспринимает Лазаря всерьез, пусть даже последний находится и на лоне Авраамовом…
С другой стороны, по мысли святителя Иоанна Златоуста, богач не обращается к Лазарю еще и потому, что «полагает, что Лазарь непременно будет злопамятствовать» [3, с. 808]. Нам с детства знакомы присловья «По себе других не судят» и «Каждый думает в меру своей испорченности». Так и есть. «Люди судят о вещах и событиях, - говорит старец Паисий Святогорец (1924-1994), - в соответствии с тем, что имеют в себе сами». Столько окаменелого равнодушия было дано богачом Лазарю при жизни. Столько всего сказано… Кто же знал, что вот так все сложится в будущем? Его самого бесполезно о чем-то просить, но можно договориться через авторитетных людей. Можно договориться через Авраама. Богач просит позаботиться о своих близких. Но, по словам святителя Григория Паламы (1296-1359), богач «не вразумляется, будучи подлинно бессмысленным, не сознает своего состояния, и прилагает усилие оправдать себя» [1, с. 189]. Он пытается задним числом решить проблему. Он пытается решить вопрос безопасности своей родни привычным для него способом…
И здесь Авраам говорит богачу слова, мимо которых он и его близкие столько раз проходили при жизни: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16,29). «Что?! Как же так?! Да я знаю все это сызмальства. И близкие мои далеко не глупые люди». 
Какая поразительная способность не слышать важные слова и смыслы в шуме малозначащих серьезных дел. Это наша с вами повседневность. Как будто бы и не дураки мы с вами, как вроде и слышали все, и знаем, но почему-то так и не начали жить в соответствии с услышанным. 
И действительно, если ты такой умный, если знаешь, как жить и поступать правильно, по совести, почему не делаешь?
А далее богач уже не просит, он спорит с Авраамом: «Нет, отец Авраам - вот если бы кто из мертвых пришел к ним, тогда бы они покаялись» (Лк. 16,30). Богач лучше знает, что именно необходимо сделать для спасения близких, которых он никогда не спасал. Он уверен в своей правоте, которая привела его в ад. Он готов поспорить и с миром горним, будучи уже осужденным на вечные муки.
Притча обрывается, диалог прекращается словами Авраама: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16,31).
Не ищущий спасения в этой жизни, не захочет его и в той.
Тот, кто закрывает свое сердце от Бога здесь, по верной мысли К. Льюиса (1898-1963), «закроет изнутри врата ада» там. Из опыта прочтения Священного Писания церковная традиция настаивает на том, что,горбатого могила не исправит…
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Богач сделал свой выбор, Лазарь – свой. 
И вот это последнее важно запомнить. Выбор всегда остается за нами: поддавшись натиску зла, обстоятельств и людей извне, выбежать на встречку, или позвать Бога исцелить нашего внутреннего человека. Позвать Его в руины своей жизни. Он умеет восстанавливать порушенное. Он знает, как выйти из могилы...

Игорь Малин

Количество просмотров 2097
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна