| |
Поиск по сайту:
|
||
«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Старая новая РеформацияСегодня протестантский мир отмечает День Реформации. Эта памятная дата связана с полулегендарной историей, согласно которой Мартин Лютер прибил свои знаменитые "95 тезисов" к дверям виттенбергской церкви. Именно ему, бывшему католическому монаху, было суждено стать символом новой эпохи и родоначальником третьей ветви христианства. Хотя сам он к этому не стремился. История - Богочеловеческий процесс, ее трудно предугадать, спрогнозировать, тем более взять под контроль. Иногда трудно понять, что в ней от человека, а что от Бога. Порою создается впечатление, что Бог оставил человечество, дав на откуп сильным мира сего, которые вершат судьбы людей. Но приходит время их сокрушительного падения и всего ими созданного. Тогда ты начинаешь понимать, что человек - ничто. Обстоятельства намного сильней, но по какому принципу они складываются? Кто составляет этот сложнейший паззл? Отчетливо видится Божья рука в истории, четкое Его вмешательство. Тогда Бог избирает из среды людей того, через кого произойдет что-то великое. Размышляя о Лютере и его значении в мировой истории, ты понимаешь насколько мал человек и насколько велики обстоятельства. Как будто все сложилось в его пользу. Подобных оппозиционеров в церкви всегда было много, еще в Средневековье существовали целые движения, которые сопротивлялись власти папы римского. Ошибки Церкви накапливались. И тут случился исторический «звездный час», настала полнота времени - кайрос (выражаясь языком Пауля Тиллиха). Почва была достаточно подготовлена, и Бог бросил в нее зерно. Человек полагает, а Бог располагает. Лютер был честен перед самим собой и Богом, принципиален и достаточно смел. Он стал орудием в руках Божьих. Бог совершил суд над историей и Церковью. Когда мы говорим о Реформации, то восхищаться нужно не столько Лютером, сколько Божьим проведением. Трудно переоценить весь масштаб свершившегося. Мало того, что в христианстве возникла третья ветвь, которая стала самой динамичной. Изменился социальный и экономический уклад многих стран Запада. По-сути, изменилась господствующая и веками здравствующая социокультурная парадигма. Протестантизм зародил новый тип цивилизации и об этом пишет знаменитый социолог Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма». По его мнению, Реформация стала движущей силой развития капитализма. Не экономические отношения определяли социальные и религиозные, а, скорее, наоборот. Все более отчетливо вырисовываются идеи прав человека.
Российские протестанты очень нужны самой России, в которой ощущается недостаток конкурентоспособных социокультурных парадигм. Ложка прагматичного рационализма нам не помешала бы. Реформация может стать отличным антитезисом нашей нынешней затянувшейся стабильности. Реформация нужна во всякое время и никогда не должна прекращаться - Ecclesia semper reformanda. Реформация может себя исчерпать. Реформация может себя дискредитировать. Реформация может превратиться в свою противоположность. Отсутствие вектора развития смерти подобно.
Реформация стала очередной страницей как истории Церкви, так и истории цивилизации, но далеко не последней.
Со старой новой Реформацией вас! Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Количество просмотров 1131
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |